г. Тюмень |
|
14 ноября 2014 г. |
Дело N А02-236/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Поликарпова Е.В.
Чапаевой Г.В.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего снабженческого сбытового обслуживающего кооператива "АлтайПродукт" на решение от 23.05.2014 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Соколова А.Н.) и постановление от 12.08.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Бородулина И.И., Марченко Н.В.) по делу N А02-236/2014 по заявлению Сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего снабженческого сбытового обслуживающего кооператива "АлтайПродукт" (656043, г. Барнаул, пр-кт Социалистический, 28; ОГРН 1090404000180, ИНН 0403005770) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Алтай (649440, Республика Алтай, Онгудайский р-н, с. Онгудай, ул. Победы, 28а; ОГРН 1040400558990, ИНН 0404005572), Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (649000, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 40; ОГРН 1040400770783, ИНН 0411119764) о признании незаконными решений.
В заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Алтай - Тужеметова Е.В. по доверенности от 13.01.2014 N03-29/04.
Суд установил:
Сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий снабженческий сбытовой обслуживающий кооператив "АлтайПродукт" (далее - СППССОК "АлтайПродукт", Кооператив, заявитель) обратился в арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Алтай (далее - Инспекция) Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (далее - Управление) о признании незаконными решений N 30 от 26.09.2013 и N 1267 от 26.09.2013 в части признания необоснованным применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1 квартал 2013 года в сумме 472 078 руб. и отказа в возмещении НДС за 1 квартал 2013 года в сумме 367 345 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 23.05.2014, оставленным без изменения постановлением от 12.08.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Кооператив обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления в связи с несоответствия выводов судов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, отсутствие счета-фактуры по полученному авансу не влечет невозможность применения налоговых вычетов.
Также Кооператив не согласен с выводами судов о невозможности определения налоговых вычетов по НДС расчетным путем.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция считает доводы Кооператива несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что по результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2013 года Инспекцией был составлен акт N 1103 от 02.08.2013.
На основании акта вынесены решения N 1267 и N 30 от 26.09.2013 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и необоснованном применении Кооперативом вычетов по НДС за 1 квартал 2012 года в сумме 472 078 руб., отказе в возмещении НДС в сумме 367 345 руб.
Решением Управления от 18.11.2013 указанные решения оставлены без изменения.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения ССППССОК "АлтайПродукт" в арбитражный суд.
Основанием для принятия оспариваемых решений послужил вывод налогового органа о занижении Кооперативом подлежащего уплате в бюджет НДС за 1 квартал 2013 года в результате включения в налоговые вычеты сумм налога, оплаченных в счет предстоящих поставок в 4 квартале 2012 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 154, 168, 169, 171, 172 НК РФ, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о непредставлении Кооперативом совокупности достаточных доказательств, подтверждающих, что указанная заявителем сумма вычетов связана с предварительной оплатой по хозяйственной операции, осуществленной в 1 квартале 2013 года.
Основанием для данного вывода явились следующие обстоятельства:
- счета-фактуры на предоплату не выставлялись, в книге покупок и продаж не отражались;
- в договоре купли-продажи N 3 от 28.08.2012 отсутствуют условия о порядке расчетов с применением предоплаты;
- в бухгалтерском и налоговом учете заявителя операции по предоплате, а также отгрузке товара, не отражены, как и не имеется сведений о проведении банковских операций (платежей) с назначением "предварительная оплата";
Каких-либо иных доказательств, подтверждающих правомерность заявленного Кооперативом налогового вычета, в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 НК РФ в случае получения налогоплательщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории Российской Федерации, налогоплательщик обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную в порядке, установленном пунктом 4 статьи 164 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 168 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Исходя из пункта 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктами 1 и 2 статьи 169 НК РФ определено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
При этом суд апелляционной инстанции отметил, что довод Кооператива об имеющихся перед ним долговых обязательствах ООО "Сибмир" в размере 5 192 862,40 руб., засчитанных в качестве авансовых платежей в счет предстоящих поставок, также не имеет документального подтверждения.
Доводы кассационной жалобы о возможности применения расчетного метода в целях определения налоговых вычетов, были оценены апелляционной инстанцией и обоснованно не приняты в качестве основания для удовлетворения заявленных требований.
Пунктом 4 статьи 164 НК РФ предусмотрен порядок определения расчетным путем налоговой ставки при исчислении НДС и не устанавливается возможность применения данного метода для определения размера налоговых вычетов.
По существу доводы, изложенные в кассационной жалобе относительно реальности осуществления хозяйственных операций, а также несогласие с оценкой доказательств, сводятся к переоценке доказательств и установлению иных обстоятельств. В силу требований статьи 286 АПК РФ данные полномочия у кассационного суда отсутствуют.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих отмену судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ, судами не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 23.05.2014 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 12.08.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-236/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
Е.В. Поликарпов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из пункта 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
...
Пунктами 1 и 2 статьи 169 НК РФ определено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
...
Пунктом 4 статьи 164 НК РФ предусмотрен порядок определения расчетным путем налоговой ставки при исчислении НДС и не устанавливается возможность применения данного метода для определения размера налоговых вычетов."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 ноября 2014 г. N Ф04-11814/14 по делу N А02-236/2014