г. Тюмень |
|
27 ноября 2014 г. |
Дело N А81-32/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.,
судей Аникиной Н.А.,
Гудыма В.Н.,
рассмотрел кассационную жалобу Военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного округа на решение от 04.05.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Полторацкая Э.Ю.) и постановление от 26.08.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Кудрина Е.Н., Грязникова А.С., Рожков Д.Г.) по делу N А81-32/2014 по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым" (629730, г. Надым, ул. Зверева,1, ИНН 8903019871, ОГРН 1028900578080) к Военному комиссариату Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, г. Салехард, ул. Зои Космодемьянской, 49, ИНН 8901003636, ОГРН 1028900512431) о признании отказа в компенсации расходов незаконным и взыскании 27 731 руб. 86 коп.
Другие лица, участвующие в деле: Министерство обороны Российской Федерации (119160, г. Москва, ул. Знаменка, 19, ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), Министерство финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1, ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636), Управление Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, г. Салехард, ул. Республики, 43, ИНН 8900000174, ОГРН 1028900511529).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым" (далее - ООО "Газпром добыча Надым", истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к Военному комиссариату Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Военный комиссариат ЯНАО, ответчик) о признании отказа в компенсации расходов незаконным и взыскании 27 731 руб. 86 коп.
Решением от 04.05.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа исковые требования ООО "Газпром добыча Надым" удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 26.08.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что на военный комиссариат возлагается обязанность по возмещению работодателю гражданина, направленного на медицинское освидетельствование, расходов на оплату труда призывника во время прохождения им медицинского освидетельствования.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Военный комиссариат ЯНАО обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.
В обоснование своей кассационной жалобы заявитель указывает на то, что сотрудник ООО "Газпром добыча Надым" проходил медицинское освидетельствование не в период призывной компании и в личных целях с целью установления диагноза для выдачи утраченного приписного свидетельства, в связи с чем отсутствуют основания для оплаты понесенных сотрудником истца расходов.
Министерство оборона Российской Федерации в отзыве на кассационную жалобу просит принятые по делу судебные акты отменить и принять новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Газпром добыча Надым" просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные по изложенным в отзыве доводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании извещения отдела Военного комиссариата ЯНАО по городу Надым и Надымскому району приказами ООО "Газпром добыча Надым" от 24.08.2012 N 355-к, от 03.09.2012 N 378-к, от 11.09.2012 N 392-к "О предоставлении отпуска работнику" слесарь-сантехник 3 разряда Механо-энергетического участка Управления по содержанию коммуникаций и сооружений Лавриенко Н.С. был освобожден от работы с сохранением места работы (должности) на время исполнения государственных обязанностей в период с 27.08.2012 по 08.09.2012, а также 11.09.2012 с выплатой ему среднего заработка в соответствии с частью 2 статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из истории болезни работник ООО "Газпром добыча Надым" Лавриенко Н.С. в период с 27.08.2012 по 08.09.2012 по направлению военного комиссариата проходил медицинское обследование в дневном стационаре муниципального учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" (в настоящее время - государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница"), также Лавриенко Н.С. была выдана повестка о явке 11.09.2012 в военный комиссариат.
За период исполнения государственных обязанностей по прохождению медицинского обследования ООО "Газпром добыча Надым" начислило и выплатило Лавриенко Н.С. среднюю заработную плату в сумме 27 731 руб. 86 коп., что подтверждается справкой-расчетом N 12/1664 от 25.09.2012, расчетом среднего заработка, табелем учета рабочего времени.
В целях компенсации указанных расходов ООО "Газпром добыча Надым" 11.10.2012 в адрес Военного комиссариата ЯНАО направило письмо N 12/1759 с приложением необходимых документов, однако, денежные средства на расчетный счет ООО "Газпром добыча Надым" не поступили, а приложенные к письму истца документы были возвращены ответчиком письмом от 13.12.2012 N 4528.
ООО "Газпром добыча Надым" направило повторные письма от 28.03.2013 N 12/454 и от 27.11.2013 N 29, на которые ответчик не ответил, денежные средства не перечислил.
ООО "Газпром добыча Надым" 19.09.2013 повторно направило в Военный комиссариат ЯНАО письмо N 22/1266 с приложением документов, подтверждающих право на получение компенсационных выплат и претензии, в ответ на которое поступило письмо ответчика от 18.10.2013 N 554 об отказе в компенсации расходов, понесенных ООО "Газпром добыча Надым".
Отказ Военного комиссариата ЯНАО в компенсации расходов, понесенных истцом в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", послужил основанием для предъявления ООО "Газпром добыча Надым" настоящего иска.
На основании пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральной закон N 53-ФЗ) медицинское освидетельствование проходят граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона N 53-ФЗ работники, участвующие в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. При этом такие выплаты не зависят от трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в том числе от выполнения трудовых обязанностей и положений трудовых договоров, и производятся не за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета или государственного органа и общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.
Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Для реализации Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации", утверждены Правила.
Как следует из абзаца 2 подпункта 5 пункта 2 Правил, компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в частности, с прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы.
Согласно пункту 3 Правил, компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Поскольку факт прохождения Лавриенко Н.С. в исковой период медицинского обследования в рамках Федерального закона N 53-ФЗ подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и Военным комиссариатом ЯНАО не оспорен, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца о компенсации расходов по выплате заработной платы сотруднику.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений при рассмотрении дела судами норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 04.05.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 26.08.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-32/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Ф. Лукьяненко |
Судьи |
Н.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона N 53-ФЗ работники, участвующие в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. При этом такие выплаты не зависят от трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в том числе от выполнения трудовых обязанностей и положений трудовых договоров, и производятся не за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета или государственного органа и общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.
...
Для реализации Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации", утверждены Правила.
...
Поскольку факт прохождения Лавриенко Н.С. в исковой период медицинского обследования в рамках Федерального закона N 53-ФЗ подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и Военным комиссариатом ЯНАО не оспорен, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца о компенсации расходов по выплате заработной платы сотруднику."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 ноября 2014 г. N Ф04-10994/14 по делу N А81-32/2014