г. Тюмень |
|
10 декабря 2014 г. |
Дело N А27-19244/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Сириной В.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Перминовой Ю.Г., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Новокузнецкий муниципальный район" (администрации Новокузнецкого муниципального района) в лице Управления здравоохранения администрации Новокузнецкого муниципального района на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.04.2014 (судья Евстратова Ю.И.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Ходырева Л.Е.) по делу N А27-19244/2013 по иску муниципального казенного предприятия города Новокузнецка "Автотранспорт медицины" (ИНН 4217059208, ОГРН 1034217021013) к муниципальному образованию "Новокузнецкий муниципальный район" (администрации Новокузнецкого муниципального района) (ИНН 4238004496, ОГРН 1024202128246) в лице Управления здравоохранения администрации Новокузнецкого муниципального района (ИНН 4252002878, ОГРН 1124252000124) о взыскании 3 706 892, 31 рублей.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Исаенко Е.В.) в заседании участвовали представители: муниципального образования "Новокузнецкий муниципальный район" (администрации Новокузнецкого муниципального района) в лице Управления здравоохранения администрации Новокузнецкого муниципального района Струкова С.В. по доверенности от 20.05.2014, муниципального казенного предприятия города Новокузнецка "Автотранспорт медицины" Филеева Т.А. по доверенности от 28.12.2012, Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области Николаева А.О. по доверенности от 10.01.2014.
Суд установил:
муниципальное казенное предприятие города Новокузнецка "Автотранспорт медицины" (далее - МКП "Автотранспорт медицины", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с муниципального образования "Новокузнецкий муниципальный район" в лице Управления здравоохранения администрации Новокузнецкого муниципального района (далее - управление) за счет казны муниципального образования 3 583 074, 68 рублей в счет возмещения автотранспортных расходов при оказании скорой медицинской помощи жителям Новокузнецкого района и 123 817, 63 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.
Исковые требования мотивированы со ссылкой на статьи 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Определением суда от 03.02.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.04.2014, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014, исковые требования удовлетворены полностью.
Управление обратилось в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести новое решение.
По его мнению, при принятии решения и постановления судами нарушены нормы материального права.
Заявитель указывает, что согласно пункту 3.2 Территориальной программы на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы оплачиваются медицинская помощь, оказываемая в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи в 2013 и 2014 годах) в пределах объемов, утвержденных комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования. В соответствии с пунктом 3.4 Территориальной программы на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов за счет бюджетных ассигнований областного бюджета финансируются скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощи, в части медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, а так же расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальной программе обязательного медицинского страхования. В связи с тем, что закон четко определил источники финансирования скорой медицинской помощи, администрацией Новокузнецкого муниципального района расходы на услуги скорой медицинской помощи не были включены в бюджет.
Управление отмечает, что расходы по оплате услуг скорой медицинской помощи финансируются за счет средств обязательного медицинского страхования и за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. Следовательно, на данные расходы муниципальному образованию должны предоставляться субсидии также, как и остальным муниципальным образованиям Кемеровской области. В связи с тем, что бюджет Новокузнецкого муниципального района не является дотационным финансирование затрат, которые предусмотрены территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, не оказывается. Данным обстоятельствам не дана надлежащая правовая оценка.
По мнению заявителя, каких-либо доказательств, подтверждающих, что органам местного самоуправления были переданы полномочия в сфере охраны здоровья граждан, в материалы дела не представлено.
Отзывы МКП "Автотранспорт медицины", Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области и администрации Новокузнецкого муниципального района на кассационную жалобу поступившие в суд кассационной инстанции во внимание не принимаются, в связи с отсутствием доказательств направление их всем лицам, участвующим в деле.
Представитель управления в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты и вынести новое решение об отказе в иске.
Представитель МКП "Автотранспорт медицины" в заседании суда кассационной инстанции заявил, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области в заседании кассационной инстанции указал, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что МКП "Автотранспорт медицины" создано по распоряжению администрации города Новокузнецка от 02.06.2003 N 886 в целях решения социальных задач в сфере автомобильного транспорта для обеспечения врачебной и хозяйственной деятельности лечебных учреждений и оказания скорой и неотложной помощи населению г. Новокузнецка.
В течение 2011 - 2012 годов предприятие на основании муниципальных контрактов и договоров, заключенных с муниципальным учреждением Центральная районная больница Новокузнецкого района (заказчиком, в последующем замененным в контрактах на управление), оказывало транспортные услуги автомобилями скорой медицинской помощи и санитарными автомобилями для обеспечения работы станции скорой помощи для нужд муниципального образования "Новокузнецкий муниципальный район".
Поскольку на территории Новокузнецкого муниципального района не имеется собственной службы скорой медицинской помощи, соответствующие услуги жителям, зарегистрированным на территории определенных населенных пунктов Новокузнецкого муниципального района, оказывались в 2013 году МБЛПУ "Станция скорой медицинской помощи", г. Новокузнецк.
Транспорт для оказания данных услуг предоставляло предприятие.
До 2013 года расходы предприятия, понесенные в связи с использованием транспорта, оплачивались за счет бюджета Новокузнецкого муниципального района.
На 2013 год контракт (договор) между управлением и предприятием на транспортные услуги автомобилями скорой медицинской помощи и санитарными автомобилями для обеспечения работы Станции СМП на территории Новокузнецкого района заключен не был, в том числе в связи с отсутствием в бюджете муниципального образования расходов на такие услуги.
Вместе с тем, фактически транспортные услуги в 2013 году оказывались предприятием на прежних условиях.
Указывая на возникновение убытков в результате невозмещения автотранспортных расходов при оказании скорой медицинской помощи жителям Новокузнецкого муниципального района в период с июля по декабрь 2013 года, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их доказанности и обоснованности.
Кассационная инстанция рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В силу пункта 2 статьи 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Пунктом 3.1 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 N 122-ОЗ "Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Закон Кемеровской области N 122-ОЗ) предусмотрено, что медицинская помощь на территории Кемеровской области оказывается за счет бюджетных ассигнований федерального, областного и местных бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.
За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы оплачиваются медицинская помощь, оказываемая в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи в 2013 и 2014 годах) в пределах объемов, утвержденных комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (пункт 3.2 Закона Кемеровской области N 122-ОЗ).
Согласно пункту 11.5 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Кемеровской области на 2013 год (заключенным в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" между указанными в нем организациями, в том числе Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Кемеровской области) установленный в этом соглашении подушевой норматив скорой медицинской помощи и тариф на один вызов для перечисленных в нем организаций скорой медицинской помощи, в том числе для МБЛПУ "Станция скорой медицинской помощи", г. Новокузнецк, не включает возмещение затрат МО на содержание автотранспорта.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Поскольку управление является главным распорядителем средств местного бюджета по вопросам местного значения в сфере здравоохранения, отнесенных к компетенции муниципального образования "Новокузнецкий муниципальный район", исковые требования обоснованно предъявлены предприятием к муниципальному образованию "Новокузнецкий муниципальный район" в лице Управления здравоохранения администрации Новокузнецкого муниципального района.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что из Закона Кемеровской области N 122-ОЗ, Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Кемеровской области на 2013 год следует, что затраты на содержание автотранспорта при оказании услуг скорой медицинской помощи должны возмещаться не за счет средств обязательного медицинского страхования, а за счет бюджетных ассигнований, в том числе финансовых средств местного бюджета, учитывая, что услуги оказывались предприятием с ведома и одобрения управления в рамках ранее сложившихся между ними гражданско-правовых отношений, от продолжения которых управление не отказывалось, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.04.2014 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 по делу N А27-19244/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 11.5 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Кемеровской области на 2013 год (заключенным в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" между указанными в нем организациями, в том числе Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Кемеровской области) установленный в этом соглашении подушевой норматив скорой медицинской помощи и тариф на один вызов для перечисленных в нем организаций скорой медицинской помощи, в том числе для МБЛПУ "Станция скорой медицинской помощи", г. Новокузнецк, не включает возмещение затрат МО на содержание автотранспорта.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 декабря 2014 г. N Ф04-11362/14 по делу N А27-19244/2013