г. Тюмень |
|
16 декабря 2014 г. |
Дело N А46-6516/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.
судей Буровой А.А.
Кокшарова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омский научно-исследовательский институт приборостроения" на решение от 20.06.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Крещановская Л.А.) и постановление от 29.08.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Киричёк Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-6516/2014 по заявлению открытого акционерного общества "Омский научно-исследовательский институт приборостроения (643, 644009, 55, город Омск, улица Масленникова, 231, ОГРН 1115543024574, ИНН 5506218498) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска (643, 644021, 55, город Омск, улица Ипподромная, 35/А, ОГРН 1025501249146, ИНН 5503060703) о признании недействительным решения.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Омский научно-исследовательский институт приборостроения" (далее - ОАО "Омский научно-исследовательский институт приборостроения", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска (далее - Управление Пенсионного фонда) о признании недействительным решения от 17.02.2014 N 065 004 14 РК 1006587.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.06.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2014, в удовлетворении требования Общества отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие фактическим обстоятельствам выводов судов, просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что выплата работодателем работнику среднего заработка за период исполнения последним государственных обязанностей входит в перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установленный статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212 - ФЗ ""О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ); обязанность по выплате работнику среднего заработка за время нахождения последнего на военных сборах является обязанностью по выплате компенсации, поскольку выплата такого заработка осуществляется за счет средств федерального бюджета; в объект обложения страховыми взносами включаются только платежи в рамках трудового договора, исключая выплаты компенсационного характера, производимые вне рамок указанного договора.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Управлением Пенсионного фонда проведена камеральная проверка представленного плательщиком страховых взносов - ОАО "Омский научно-исследовательский институт приборостроения", правопреемником ФГУП "Омский научно-исследовательский институт приборостроения", корректирующего расчета от 20.12.2012 N 003 по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.04.2010 по 30.06.2010.
По результатам проверки составлен акт от 20.12.2013 N 06500413РС1006587.
По итогам рассмотрения материалов проверки Управлением Пенсионного фонда вынесено решение от 17.02.2014 N 065 004 14 РК 1006587, которым отказано в привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, но при этом Обществу дополнительно начислены суммы страховых взносов, соответствующие суммам среднего заработка, исключенным из сумм, подлежащих уплате, как излишне начисленные на заработную плату сотрудников, участвующих в мероприятиях по обеспечению исполнения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в Военном комиссариате Омской области.
Решением Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области от 04.04.2014 оспариваемое решение Управления Пенсионного фонда утверждено.
Не согласившись с решением Управления Пенсионного фонда, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, руководствуясь положениями статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 3, 5, 7, 9 Закона N 212-ФЗ, статьей 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 N 4922/11, пришли к выводу, что в перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, не включен средний заработок, выплачиваемый за время участия работающего гражданина в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, поэтому такой заработок подлежит обложению страховыми взносами; средний заработок, который страхователь в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации выплачивает своим работникам за время их участия в медицинском освидетельствовании по обеспечению исполнения воинской обязанности, является гарантийной, а не компенсационной выплатой.
Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов первой и апелляционной инстанций в указанной части, исходит из положений норм материального права, указанных в судебном акте, и обстоятельств, установленных по делу.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Общество является страхователем, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, должно исполнять все возложенные на него действующим законодательством обязанности, в том числе обязанность по своевременной и полной уплате страховых взносов.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 6 Закона N 53-ФЗ граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Названные плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом (части 1, 2 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, предусмотрен частью 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Из анализа положений части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ следует, что суммы, выплачиваемые работодателями работникам, участвующим в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, в указанный перечень не включены.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения ими государственных обязанностей, работодатель несет не только обязанность по выплате среднего заработка, но и обязанность по уплате соответствующих страховых отчислений, исходя из фонда оплаты труда.
То обстоятельство, что указанные выше выплаты производятся за счет средств федерального бюджета, на которое ссылается Общество в подтверждение своей позиции об отсутствии оснований для доначисления ОАО "Омский научно-исследовательский институт приборостроения" сумм страховых взносов, не опровергает вывод о том, что рассматриваемые выплаты не относятся к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами.
Суды, отклоняя довод подателя жалобы о том, что рассматриваемый средний заработок является компенсационной выплатой, в связи с чем не подлежит включению в облагаемую базу, руководствуясь положениями подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212- ФЗ, Законом N 53- ФЗ, статьями 164, 170 Трудового кодекса Российской Федерации, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.02.2009 N 75-О-О, и учитывая, что в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2011 N 4922/11 работник освобождается от работы в определенный день и при этом за работником сохраняется средний заработок (работнику за этот день выплачивается заработная плата), пришли к верному выводу о том, что средний заработок, выплачиваемый исполняющим воинскую обязанность работникам, включается в состав фонда оплаты труда, на которую подлежат начислению страховые взносы, в то время как доводы заявителя о том, что до 01.01.2011 объектами обложения страховыми взносами признавались только выплаты по трудовому договору, правового значения не имеют, поскольку характер среднего заработка в качестве гарантийной выплаты не изменился.
На основании вышеизложенного выводы судов о законности доначисления Обществу страховых взносов, исчисленных из суммы выплат среднего заработка работникам, исполняющим воинскую обязанность, и об отсутствии оснований для признания недействительным решения Управления от 17.02.2014 N 065 004 14 РК 1006587, суд кассационной инстанции считает правильными.
Кассационная инстанция считает, что при принятии обжалуемых судебных актов судами двух инстанций с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора; всем доводам дана надлежащая правовая оценка, соответствующая обстоятельствам дела; правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено нарушений норм процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов по данному эпизоду не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 20.06.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2014 по делу N А46-6516/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Поликарпов |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, отклоняя довод подателя жалобы о том, что рассматриваемый средний заработок является компенсационной выплатой, в связи с чем не подлежит включению в облагаемую базу, руководствуясь положениями подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212- ФЗ, Законом N 53- ФЗ, статьями 164, 170 Трудового кодекса Российской Федерации, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.02.2009 N 75-О-О, и учитывая, что в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2011 N 4922/11 работник освобождается от работы в определенный день и при этом за работником сохраняется средний заработок (работнику за этот день выплачивается заработная плата), пришли к верному выводу о том, что средний заработок, выплачиваемый исполняющим воинскую обязанность работникам, включается в состав фонда оплаты труда, на которую подлежат начислению страховые взносы, в то время как доводы заявителя о том, что до 01.01.2011 объектами обложения страховыми взносами признавались только выплаты по трудовому договору, правового значения не имеют, поскольку характер среднего заработка в качестве гарантийной выплаты не изменился."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 декабря 2014 г. N Ф04-12608/14 по делу N А46-6516/2014