г. Тюмень |
|
26 декабря 2014 г. |
Дело N А70-3692/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Перминовой И.В.
Поликарпова Е.В.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комфорт" на решение от 16.06.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 25.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричёк Ю.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-3692/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комфорт" (625000, город Тюмень, улица Герцена, дом 78, офис 114, ИНН 7204088126, ОГРН 1057200567786) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 (625009, город Тюмень, улица Товарное шоссе, дом 15, ИНН 7204006780, ОГРН 1047200670868) об оспаривании решения.
При участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области; Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Тюменской области.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Комфорт" - Рахматуллин Р.Ш. по доверенности от 01.08.2012, Силина Н.В. - руководитель (протокол от 02.06.2009);
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 (правопреемник Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4) - Курбанов Р.А. по доверенности от 08.10.2014.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Комфорт" (далее - заявитель, Общество, ООО "Комфорт", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени N 4 (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 10965 от 31.01.2013 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 11.07.2013 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 06.11.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из обоснованности доначисления Обществу земельного налога за 2009 год, поскольку налоговый орган при исчислении земельного налога использовал информацию о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих налогоплательщику, полученную в установленном законом порядке от органа кадастрового учета.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.03.2014 решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.07.2013 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 по делу N А70-3692/2013 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
При новом рассмотрении суд кассационной инстанции указал на необходимость дать оценку доводам налогоплательщика о неправомерности увеличения кадастровой стоимости земельных участков с учетом причин, указанных органом кадастрового учета и отраженных в оспариваемом решении налогового органа, и соответствующих норм права; решить вопрос о необходимости привлечения органа кадастрового учета к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (ходатайство от 02.06.2013), или о привлечении специалиста в порядке статьи 55.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с указаниями суда кассационной инстанции Арбитражный суд Тюменской области определениями от 03.04.2014 и 24.04.2013 привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - Управление Росреестра по Тюменской области) и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тюменской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тюменской области).
Решением от 16.06.2014, оставленным без изменения постановлением от 25.09.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "Комфорт" обратилось с кассационной жалобой, в которой просило решение суда первой и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы Общество указало на то, что при исчислении земельного налога налогоплательщик правомерно использовал кадастровую стоимость земельных участков, указанную в кадастровых паспортах, выданных в январе 2009 года, на основании которых Обществом был исчислен земельный налог за 2009 год.
По мнению подателя жалобы, обоснованность исчисленного налогоплательщиком земельного налога подтверждается постановлением Правительства Тюменской области N 530-П от 02.12.2013 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тюменской области", в соответствии с которым с 01.01.2011 средний удельный показатель кадастровой стоимости земель для земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования и расположенных в квартале 72:17:0706003, равен 1,8 руб./кв.м (против 0,82 руб./кв.м, примененных налогоплательщиком, и 639,44 руб./кв.м, примененных налоговым органом в период 2009 года).
Общество ссылается на отсутствие технической ошибки в ранее принятых актах определения кадастровой стоимости, а внесение исправлений в кадастровые сведения в июле 2009 года считает фальсификацией, поскольку такие изменения были внесены намного позже; Общество не было уведомлено о решениях уполномоченного органа, которыми были внесены изменения в кадастр недвижимости, а из содержания текста решения об исправлении технической ошибки не видно, в чем состояла техническая ошибка, на основании чего сделан вывод о неверном использовании удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция считает доводы Общества несостоятельными, а судебные акты в обжалуемой части - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
Инспекцией заявлено ходатайство о замене на ее правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени N 3.
В соответствии со статьей 48 АПК РФ ходатайство Инспекции удовлетворено.
Отзыв на кассационную жалобу Общества от третьего лица не поступал.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 23.12.2014 до 15 час. 00 мин. После перерыва рассмотрение дела продолжено.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
Судами установлено и материалами дела подтверждено:
- Общество является собственником земельных участков;
- согласно последней уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год (корректировка N 4) Обществом исчислен земельный налог, подлежащий уплате в бюджет в размере 819 741 руб;
- в ходе проведения камеральной проверки указанной декларации Инспекцией установлено, что при исчислении суммы налога Обществом занижена кадастровая стоимость по 23 земельным участкам;
- в целях уточнения информации о кадастровой стоимости и имеющихся расхождениях между данными Общества и налогового органа о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2009 Инспекцией были направлены соответствующие запросы в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области, ответ которого подтвердил наличие расхождений в кадастровой стоимости спорных земельных участков между учитываемой заявителем на основании кадастровых паспортов и сведениями, представленными органом кадастрового учета;
- также из писем органа кадастрового учета следует, что предоставленные Обществом кадастровые паспорта содержат сведения о кадастровой стоимости, которые содержались в базе данных Росреестра на момент выдачи Обществу кадастровых паспортов с января по июнь 2009 года; между тем, в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих Обществу, были внесены изменения на основании решения Управления Федерального агентства кадастра и объектов недвижимости по Тюменской области "Об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях" от 27.07.2009 N 72/09-417 и акта определения кадастровой стоимости, утвержденного 27.07.2009, решения Управления Федерального агентства кадастра и объектов недвижимости по Тюменской области "Об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях" от 04.08.2009 N 72/09-19467 и акта определения кадастровой стоимости, утвержденного 31.07.2009.
Как следует из отзыва Инспекции (и оспариваемого решения) со ссылкой на ответ филиала ФГБУ "ФКП Росреестра", при составлении акта определения кадастровой стоимости некоторых земельных участков удельный показатель кадастровой стоимости в размере 0,82 руб./кв.м был выбран ошибочно по причине неверного выбора номера кадастрового квартала, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположены данные земельные участки; были внесены изменения в части удельного показателя кадастровой стоимости, который увеличился до 639,44 руб./кв.м.
Выводы судов о том, что положения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривают порядок исправления технических ошибок, допущенных органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведших к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; при этом исправление технических ошибок либо ошибок в сведениях, содержавшихся в документах, представлявшихся для кадастрового учета, направлено на исправление внесенных в кадастр недостоверных сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в связи с чем данное исправление не влечет изменения даты регистрации объекта в документах кадастрового учета и вносится обратным числом на текущую дату, в том числе по решению суда, установившего дату внесения неточных сведений в кадастровый учет, были поддержаны судом кассационной инстанции при вынесении постановления от 27.03.2014.
При этом, направляя дело на новое рассмотрение, кассационная инстанция указала на необходимость дачи оценки доводам налогоплательщика о неправомерности увеличения кадастровой стоимости земельных участков с учетом причин, указанных органом кадастрового учета и отраженных в оспариваемом решении налогового органа, и соответствующих норм права; решить вопрос о необходимости привлечения органа кадастрового учета к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, или о привлечении специалиста в порядке статьи 55.1 АПК РФ.
Исполняя данное поручение, Арбитражный суд Тюменской области определениями от 03.04.2014 и 24.04.2013 привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тюменской области.
При новом рассмотрении дела судами требования Общества оставлены без удовлетворения исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Пунктом 1 статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом в пункте 3 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В силу пункта 14 статьи 396 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52, согласно которому уполномоченные органы бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика, в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Решением Тюменской городской Думы от 25.11.2005 N 259 (с изменениями) утверждено Положение о местных налогах города Тюмени (далее - Положение).
Согласно пункту 2 статьи 2 раздела II Положения налоговая ставка в размере 0,15 процента устанавливается в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Тюмени и используемых для сельскохозяйственного производства.
Из имеющихся материалов дела установлено, что ООО "Комфорт" в 2009 году на праве собственности принадлежали земельные участки.
В соответствии со статьей 388 НК РФ заявитель является плательщиком земельного налога.
Согласно последней уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год (корректировка N 4) ООО "Комфорт" исчислена сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет в размере 819 741 руб.
В ходе проведения камеральной проверки указанной декларации Инспекцией установлено, что при исчислении суммы налога заявителем занижена кадастровая стоимость земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 72:17:706003:174, 72:17:706003:162, 72:17:706003:163, 72:17:706003:164, 72:17:706003:190, 72:17:706003:182, 72:17:000000:636, 72:17:706003:203, 72:17:706003:201, 72:17:705003:227, 72:17:706003:204, 72:17:706003:227, 72:17:706003:228, 72:17:706003:230, 72:17:706003:229, 72:17:706003:231, 72:17:706003:232, 72:17:706003:166, 72:17:706003:217, 72:17:706003:200, 72:17:706003:210, 72:17:706003:211, 72:17:706003:218, 72:17:706003:225.
Основанием для данного вывода явились сведения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области о кадастровой стоимости вышеперечисленных земельных участков по состоянию на 01.01.2009.
Из данных сведений следует, что:
- земельный участок с кадастровым номер 72:17:0706003:174 - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 38 366 400 руб. (налогоплательщиком заявлена 7 128 руб.);
- земельный участок с кадастровым номером 72:17:0706003:162 - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 220 620 228,24 руб. (налогоплательщиком заявлена 40 988 руб.). По данному участку в ответе на запрос Инспекции орган кадастрового учета сообщил, что при определении кадастровой стоимости земельного участка был неверно установлен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем в государственный реестр недвижимости ошибочно внесены сведения о кадастровой стоимости данного участка в размере 87 576 680,43 руб. На основании Решения от 27.07.2009 N 72/09-417 органа кадастрового учета, акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 17.01.2009 в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в части кадастровой стоимости данного земельного участка, которая по состоянию на 01.01.2009 составила 220 620 228,24 руб.;
- земельный участок (кадастровый номер 72:17:0706003:163) - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 60 766 622,64 руб., (налогоплательщиком заявлена 11 290 руб.);
- земельный участок с кадастровым номером 72:17:0706003:164 - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 48 598 718,88 руб., (налогоплательщиком заявлена 33 414 279 руб.);
- земельный участок с кадастровым номером 72:17:0706003:190 - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 639 440 000 руб. (налогоплательщиком заявлена 211 200 руб.). Кроме того, в ответе на запрос Инспекции орган кадастрового учета сообщил, что сведения о данном земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании представленных документов. При этом установлено, что спорный земельный участок образован за счет земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:404, которому распоряжением Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1280-рп "О внесении изменений в распоряжение от 01.08.2005 N 446-рп" установлен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 0,2112 руб./кв.м.
Таким образом, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 72:17:0706003:190 составлял 0,2112 руб./кв.м, кадастровая стоимость - 211 200 руб.
Из полученного ответа также следует, что 06.06.2008 в сведения государственного кадастра недвижимости о данном земельном участке внесены изменения в части категории земель, а именно, установлена категория - "земли населенных пунктов", а также изменились экономические характеристики земельного участка.
Однако при определении удельного показателя неверно был выбран номер кадастрового квартала, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен данный земельный участок, то есть удельный показатель кадастровой стоимости в размере 0,82 руб./кв.м выбран ошибочно.
На основании Решения органа кадастрового учета "Об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях" от 27.07.2009 N 72/09-417 и акта определения кадастровой стоимости, утвержденного 27.07.2009, в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 72:17:0706003:190 внесены изменения в части удельного показателя кадастровой стоимости, который составил 639,44 руб./кв.м и, соответственно, кадастровой стоимости данного участка, которая по состоянию на 01.01.2009 составила 639 440 000 руб.;
- земельный участок с кадастровым номером 72:17:0706003:182 - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 523 463 488,32 руб. (налогоплательщиком заявлена 671 275 руб.);
- земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:636 - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 639 440 000 руб. (налогоплательщиком заявлена 820 000 руб.);
- земельный участок с кадастровым номером 72:17:0706003:203 - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 415 636 000 руб. (налогоплательщиком заявлена 164 989 500 руб.);
- земельный участок с кадастровым номером 72:17:0706003:201 - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 8 991 165,84 руб. (налогоплательщиком заявлена 3 569 104 руб.);
- земельный участок с кадастровым номером 72:17:0705003:227 - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 356 881 915 руб. (налогоплательщиком заявлена 36 951 915 руб.) Орган кадастрового учета в отношении данного земельного участка также сообщил о том, что удельный показатель кадастровой стоимости участка установленный в размере 0,2112 руб./кв.м, изменился в связи с изменением категория на "земли населенных пунктов". В соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1280-рп удельный показатель кадастровой стоимости данного земельного участка определен в размере 319,93 руб./кв.м, кадастровая стоимость составила 356 881 915 руб.;
- земельный участок с кадастровым номером 72:17:0706003:204 - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 415 636 000 руб. (налогоплательщиком заявлена 164 989 500 руб.);
- земельные участки с кадастровыми номерами 72:17:0706003:227, 72:17:0706003:228,72:17:0706003:229, 72:17:0706003:230, 72:17:0706003:231, 72:17:0706003:232 - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 321 518 105,28 руб., 73 510 661,84 руб., 67 223 048,32 руб., 2 497 013,20 руб., 18 794 420,48 руб., 2 431 150,88 руб., соответственно (налогоплательщиком заявлено 412 306 руб., 94 268 руб., 86 205 руб., 3 202 руб., 24 101 руб., 3 117,65 руб., соответственно). В отношении данных земельных участков орган кадастрового учета также сообщил о том, что внесены в государственный кадастр недвижимости на основании представленных документов. При составлении акта определения кадастровой стоимости земельных участков удельный показатель кадастровой стоимости в размере 0,82 руб./кв.м выбран ошибочно по причине неверного выбора номера кадастрового квартала, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположены данные земельные участки. На основании Решения органа кадастрового учета "Об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях" от 27.07.2009 N 72/09-417 и акта определения кадастровой стоимости, утвержденного 27.07.2009, в сведения государственного кадастра недвижимости о данных земельных участках внесены изменения в части удельного показателя кадастровой стоимости, который составил 639,44 руб./кв.м и, соответственно, кадастровой стоимости данных земельных участков.
- земельный участок с кадастровым номером 72:17:0706003:166 - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 250 660 480 руб. (налогоплательщиком заявлена 46 570 руб.);
- земельный участок с кадастровым номером 72:17:0706003:166 - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 250 660 480 руб. (налогоплательщиком заявлена 46 570 руб.);
- земельный участок с кадастровым номером 72:17:0706003:217 - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 отсутствовала, по состоянию на 29.01.2009 составляла 127 888 000 руб. (налогоплательщиком заявлена 50 766 000 руб.);
- земельный участок с кадастровым номером 72:17:0706003:200 - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляла 167 990 444,05 руб. (налогоплательщиком заявлена 199 494 896 руб.);
- земельный участок с кадастровым номером 72:17:0706003:210 - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляла 24 700 288,32 руб. (налогоплательщиком заявлена 31 675 руб.);
земельный участок с кадастровым номером 72:17:0706003:211 - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляла 144 094 606,80 руб. (налогоплательщиком заявлена 1 184 783 руб.;
- земельный участок с кадастровым номером 72:17:0706003:218 - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 отсутствовала, по состоянию на 29.01.2009 составляла 31 972 000 руб. (налогоплательщиком заявлена 12 691 500 руб.);
- земельный участок с кадастровым номером 72:17:0706003:225 - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 отсутствовала, по состоянию на 05.03.2009 составляла 47 562 186,64 руб. (налогоплательщиком заявлена 60 992 руб.);
Таким образом, изложенное подтверждает наличие расхождений в кадастровой стоимости спорных земельных участков между учитываемой заявителем на основании кадастровых паспортов и сведениями, представленными органом кадастрового учета.
Как уже указывалось выше, суды, как при первом рассмотрении дела, так и при его новом рассмотрении, подтвердили правомерность исправления технической ошибок ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тюменской области.
При данных обстоятельствах возможность изменения размера налоговой базы по земельному налогу в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, производимого путем внесения достоверных сведений обратным числом, не противоречит положениям действующего законодательства.
Вышеизложенные выводы согласуются с позицией, изложенной в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N ВАС-4569/12.
Доводы Общества о том, что внесение исправлений в 2009 году в сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков не производились, не подтверждены надлежащими доказательствами и опровергаются материалами дела.
Увеличение кадастровой стоимости земельных участков произошло в результате обнаружения технической ошибки, что подтверждается следующими установленными судами обстоятельствами.
В решении N 72/09-417 "Об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях" от 27.07.2009 указано, что при составлении акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 06.05.08 неверно использован удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами. В указанном решении перечислены кадастровые номера земельных участков, в том числе земельные участки, на которые ссылается заявитель.
В сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:636 внесены изменения на основании решения Управления Росреестра по Тюменской области "Об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях" от 04.08.2009 N 72/09-19467 и акта определения кадастровой стоимости, утвержденного 31.07.2009 Управлением Росреестра по Тюменской области. Кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2009 фактически составила 639 440 000 руб.
В сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 72:17:0705003:227 и 72:17:0705003:201 изменения были внесены в связи с переводом в категорию земель населенных пунктов на основании решения Тюменской городской Думы "О генеральном плане городского округа город Тюмень" от 27.03.2008 N 9, решения Управления Росреестра по Тюменской области "Об учете изменений объектов недвижимости" от 23.05.2008 N 72/08-1-20. Кадастровая стоимость указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2009 составила 356 881 915 руб. и 62 389 229,37 руб., соответственно.
В отзыве от 28.05.2014 N 03-16/14-426 Управление Росреестра по Тюменской области не подтверждает позицию ООО "Комфорт" о незаконности изменения кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих Обществу, за счет исправления технической ошибки и принятия решения об изменении кадастровой стоимости земельных участков.
Не подтверждается данное обстоятельство и материалами дела.
При этом правомерность действий органа кадастрового учета по изменению кадастровой стоимости спорных земельных участков в результате установления технической ошибки в определении их кадастровой стоимости или в связи с переоценкой земельных участков, заявителем ранее в судебном порядке не оспаривались, в материалы дела такие доказательства не представлены.
Довод Общества о том, что необоснованность исчисленного налоговым органом земельного налога за 2009 год подтверждается постановлением Правительства Тюменской области N 530-П от 02.12.2013 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тюменской области" (далее - Постановление N530-П), в соответствии с которым с 01.01.2011 средний удельный показатель кадастровой стоимости земель для земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования и расположенных в квартале 72:17:0706003, равен 1,8 руб./кв.м (против 0,82 руб./кв.м, примененных налогоплательщиком, и 639,44 руб./кв.м, примененных налоговым органом в период 2009 года), также не может быть принят кассационной инстанцией.
На основании пункта 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Постановление N 530-П такой ссылки не содержит, следовательно, обратной силы не имеет. Таким образом, данное постановление не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2015 года.
Кроме того, пункт 1.2. постановлением Правительства Тюменской области от 29.04.2014 N 203-П "О внесении изменений в постановление от 02.12.2013 N 530-П" Постановление 530-П дополнено пунктом 3, в котором предусмотрено, что оно вступает в силу для целей налогообложения с 01.01.2015, а для целей, не связанных с налогообложением, - с 01.01.2014.
Таким образом, данное постановление не может рассматриваться в качестве доказательства правомерности действий Общества.
Не нашли своего подтверждения и доводы Общества о том, что обстоятельства увеличения кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих Обществу в 2009 году, опровергаются кадастровой картой, представленной третьим лицом.
В качестве доказательства смежности спорных земельных участков с кадастровым кварталом с удельным показателем кадастровой стоимости земель 0,82 руб./кв.м Общество указывает на информацию, содержащуюся в кадастровой карте на 2014 год, при том, что в карте 2009 года, представленной тем же Управлением Росреестра по Тюменской области, данная смежность не усматривается.
При этом решение от 27.07.2009 N 72/09-417 выносилось Управлением Росреестра по Тюменской области именно на основании измерений, существовавших в тот период.
Установив все обстоятельства по делу и правильно применив нормы действующего законодательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Общества.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает, что выводы судов двух инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Судебными инстанциями применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 16.06.2014 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 25.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-3692/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52, согласно которому уполномоченные органы бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика, в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
...
В соответствии со статьей 388 НК РФ заявитель является плательщиком земельного налога.
...
При данных обстоятельствах возможность изменения размера налоговой базы по земельному налогу в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, производимого путем внесения достоверных сведений обратным числом, не противоречит положениям действующего законодательства.
Вышеизложенные выводы согласуются с позицией, изложенной в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N ВАС-4569/12.
...
На основании пункта 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 декабря 2014 г. N Ф04-356/14 по делу N А70-3692/2013
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2014 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-356/14
25.09.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7907/14
16.06.2014 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-3692/13
27.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-356/14
06.11.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7829/13
11.07.2013 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-3692/13