г. Тюмень |
|
29 декабря 2014 г. |
Дело N А70-2581/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Перминовой И.В.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тюменский бройлер" на решение от 24.06.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 25.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу N А70-2581/2014 по заявлению открытого акционерного общества "Тюменский бройлер" (625512,Тюменская область, Тюменский район, село Каскара, ИНН 7224005872, ОГРН 1027200794400) к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (в лице филиала N4) (625001,Тюменская область, город Тюмень, улица Баумана, 29) о признании недействительным решения от 06.02.2014 N01-60/202 об отказе в возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов в размере 987 046, 98 руб. и обязании возвратить излишне уплаченную сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 987 046, 98 руб.
В заседании принял участие представитель Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Заяшникова М.А. по доверенности от 09.01.2014 N 04.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Тюменский бройлер" (далее - ОАО "Тюменский бройлер", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 4 (далее - Учреждение, Фонд) от 06.02.2014 N 01-60/202 об отказе в возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов в размере 987 046,98 руб. и об обязании возвратить излишне уплаченную сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 987 046, 98 руб.
Решением от 24.06.2014 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 25.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу просит решение арбитражного суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав представителя Фонда, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Приказом Фонда от 27.08.2012 N 243 "Об установлении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на основании Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила N 524) для Общества установлена надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год, равная 40%.
Общество надлежащим образом было уведомлено о названной надбавке и в течение 2013 года осуществляло уплату страховых взносов в размере с учетом установленной надбавки.
21.01.2014 Общество подало в Фонд заявление о возврате 1 022 309,03 руб. излишне уплаченных страховых взносов, мотивированное тем, что размер надбавки при их исчислении должен был составлять исходя из Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.08.2012 N 39н (далее - Методика 2012 года), 11%, а не 40%, вследствие чего у Общества образовалась переплата по страховым взносам в размере 1 022 309, 03 руб., которую оно просит возвратить.
По результатам рассмотрения данного заявления Учреждение письмом от 06 февраля 2014 года N 01-60/202 сообщило Обществу о том, что надбавка в размере 40 % установлена правомерно, Методика 2012 года не могла быть учтена, так как была введена в действие 18.09.2012, оснований для возврата страховых взносов не имеется.
Не согласившись с отказом в возврате страховых взносов, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 18, 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652 (далее - Правила N 652), Правилами N 524, Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11 (далее - Методика 2002 года), исходили из того, что Учреждением верно определена надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи с чем пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возврата Обществу спорной суммы страховых взносов.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу
В подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ закреплено право страховщика устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 утверждены "Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", действующие с 14.06.2012, и признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652 "Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В соответствии с пунктами 3, 5, 9, 10 Правил N 524 размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из следующих основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году: отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов; количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих; количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.
Скидки и надбавки определяются с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.
Решение об установлении страхователю надбавки на очередной финансовый год принимается страховщиком не позднее 1 сентября текущего финансового года, об установлении скидки - не позднее 1 декабря текущего финансового года.
Обоснованное решение страховщика об установлении (отказе в установлении) скидки или надбавки в 5-дневный срок со дня его принятия вручается страхователю (его представителю) под расписку или направляется страхователю иным способом, свидетельствующем о дате его получения страхователем (его представителем).
Размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года.
Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика 2012 года, предусматривающая расчет надбавки из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах. Данная методика расчета действует с 18.09.2012.
До принятия вышеуказанных Правил N 524 и Методики 2012 года данный вопрос регулировался Правилами N 652, и Методикой 2002 года, которые также содержали коэффициент уровня проведения аттестации рабочих мест по условиям труда у страхователя - q1 и коэффициент уровня проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров у страхователя - q2, но только для установления скидок; для установления надбавки данные коэффициенты в формуле отсутствовали.
Суды, установив, что формула, по которой произведен расчет надбавки к страховому тарифу, предусмотрена Методикой 2012, указали, что к расчету надбавки Общества должна быть применена Методика 2002 года, и учитывая, что коэффициенты уровня проведения аттестации рабочих мест по условиям труда у страхователя и уровня проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров взяты с нулевыми показателями, посчитали, что это не привело к неправильному расчету самой надбавки к страховому тарифу на 2013 год.
Также суды установили, что при установлении Обществу надбавки на 2013 год (по итогам его работы за 2009, 2010 и 2011 годы) сведения по аттестации и медосмотрам у Учреждения отсутствовали, поскольку не были представлены Обществом, что не оспаривается и заявителем.
Общество в кассационной жалобе указывает, что Фондом при расчете надбавки и судами при рассмотрении дела неправомерно не приняты во внимание документы, подтверждающие, по его мнению, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные Обществом в обоснование указанных доводов документы, суды пришли к выводу, что документы не подтверждают наличие сведений по аттестации рабочих мест и медосмотрам за 2009-2011 годы, при этом суды исходили из следующего:
- представленные ведомости рабочих мест, их аттестации по условиям труда составлены в период с 2004 по 2006 годы, следовательно, на момент установления надбавки данные по проведенной аттестации в Обществе являлись недействительными, в связи с истечением пяти лет, поскольку в силу пункта 8 приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (действовавшего на момент установления надбавки), сроки проведения повторной аттестации устанавливаются работодателем на рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации установлены вредные и (или) опасные условия труда, а также на рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), не реже одного раза в пять лет;
- не представлен Обществом заключительный акт медицинской комиссии, предусмотренный пунктом 5 главы 4 Положения о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, утвержденного приказом Минздравмедпрома Российской Федерации N 90 от 14.03.1996.
Ссылка Общества в подтверждение проведения медосмотра в 2011 году на реестр счета по оплате медицинских услуг судом кассационной инстанции не принимается, поскольку представленный реестр свидетельствует о стоимости оказанных медицинским учреждением услуг, как установлено судами, заключительного акта медицинской комиссии по итогам проведения медосмотров не представлено.
Ссылка заявителя в подтверждение проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на ведомости рабочих мест в 2007 году судом кассационной инстанции также не принимается, поскольку из представленной сводной ведомости следует, что аттестация рабочих мест была проведена в ООО "ПРОДО Менеджмент", а не у заявителя.
Довод Общества о том, что расчет надбавки к страховому тарифу на 2013 год должен быть произведен на основании Методики 2012 года, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку на момент издания Учреждением приказа от 27.08.2012 N 243 ни один из действовавших подзаконных актов, за исключением Методики 2002 года, не содержал норм, предусматривающих механизм расчета надбавки к страховому тарифу, а Методика 2012 года по состоянию на 01.09.2012 не могла применяться применительно к положениям, предусмотренным пунктами 9 и 10 Правил N 524.
Учитывая, что Общество произвело уплату страховых взносов за 2013 год с учетом установленной надбавки по приказу от 27.08.2012 N 243, приказ в установленном порядке Обществом не оспорен и не признан недействительным, надлежащие доказательства, подтверждающие проведение аттестации рабочих мест и медосмотров работников, заявителем не представлены, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у страхователя излишней уплаты страховых взносов, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод Общества о том, что в случае неустранимых сомнений, противоречий и неясности нормативно правовых актов необходимо применять общие положения Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации) основан на неправильном толковании норм права, поскольку приказ от 27.08.2012 N 243 является индивидуальным правовым актом, устанавливающим в отношении Общества надбавку к страховому тарифу, и не является нормативным правовым актом, следовательно, не относится к категории актов законодательства о налогах и сборах. Аналогичные выводы содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.2010 N 1975/10.
Ссылка Общества на судебную практику (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.07.2013 по делу N А51-25446/2012) кассационной инстанцией отклоняется, поскольку предметом упомянутого дела являлось признание приказа незаконным, тогда как по настоящему спору такого требования не заявлено.
С учетом вышеизложенного подлежат отклонению доводы заявителя жалобы как основанные на ином, чем у суда, неверном толковании норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Исходя из предмета заявленного спора, оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 24.06.2014 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 25.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2581/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные Обществом в обоснование указанных доводов документы, суды пришли к выводу, что документы не подтверждают наличие сведений по аттестации рабочих мест и медосмотрам за 2009-2011 годы, при этом суды исходили из следующего:
- представленные ведомости рабочих мест, их аттестации по условиям труда составлены в период с 2004 по 2006 годы, следовательно, на момент установления надбавки данные по проведенной аттестации в Обществе являлись недействительными, в связи с истечением пяти лет, поскольку в силу пункта 8 приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (действовавшего на момент установления надбавки), сроки проведения повторной аттестации устанавливаются работодателем на рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации установлены вредные и (или) опасные условия труда, а также на рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), не реже одного раза в пять лет;
- не представлен Обществом заключительный акт медицинской комиссии, предусмотренный пунктом 5 главы 4 Положения о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, утвержденного приказом Минздравмедпрома Российской Федерации N 90 от 14.03.1996.
...
Довод Общества о том, что в случае неустранимых сомнений, противоречий и неясности нормативно правовых актов необходимо применять общие положения Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации) основан на неправильном толковании норм права, поскольку приказ от 27.08.2012 N 243 является индивидуальным правовым актом, устанавливающим в отношении Общества надбавку к страховому тарифу, и не является нормативным правовым актом, следовательно, не относится к категории актов законодательства о налогах и сборах. Аналогичные выводы содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.2010 N 1975/10."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 декабря 2014 г. N Ф04-13601/14 по делу N А70-2581/2014
Хронология рассмотрения дела:
29.12.2014 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-13601/14
25.09.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8255/14
22.09.2014 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-2581/14
24.06.2014 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-2581/14