город Омск |
|
25 сентября 2014 г. |
Дело N А70-2581/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8255/2014) открытого акционерного общества "Тюменский бройлер" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.06.2014 по делу N А70-2581/2014 (судья КоряковцевА О.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Тюменский бройлер" (ОГРН 1027200794400, ИНН 7224005872)
к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 4
о признании недействительным решения от 06.02.2014 N 01-60/202 об отказе в возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов в размере 987046, 98 руб. и обязании возвратить излишне уплаченную сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 987046, 98 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Тюменский бройлер" - Ким Кирилл Борисович (по доверенности N 05-07/2014-18 от 21.02.2014 сроком действия на один год);
от Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 4 - Заяшникова Марина Анатольевна (по доверенности N 04 от 09.01.2014),
установил:
открытое акционерное общество "Тюменский бройлер" (далее - ОАО "Тюменский бройлер", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 4 (далее - Учреждение) от 06 февраля 2014 года N 01-60/202 об отказе в возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов в размере 987 046 руб. 98 коп. и об обязании возвратить излишне уплаченную сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 987 046 руб. 98 коп.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24.06.2014 по делу N А70-2581/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. ОАО "Тюменский бройлер" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 835 руб. 06 коп.
Судебный акт мотивирован тем, что Учреждение обоснованно и законно отказалось возвратить Обществу из бюджета страховые взносы, поскольку на момент вынесения приказа об установлении Обществу надбавки в размере 40 % Учреждение руководствовалось новыми Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 года N 524), что видно из преамбулы приказа и формулы расчета, которая содержит вышеуказанные коэффициенты. Общество не представило Учреждению документы, которые бы подтверждали наличие фактических сведений по аттестации и медосмотрам за 2009, 2010 и 2011 годы. К заявлению о возврате излишне уплаченных, по мнению Общества, страховых взносов, кроме самой формулы расчета и платежных поручений, не приложены никакие подтверждающие документы.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что Обществу неправильно установлена надбавка к страховому тарифу на 2013 год в размере 40 %, следовало установить 12 %. Учреждением при установлении надбавки необоснованно не учитывались сведения по аттестации рабочих мест и проведенным медицинским осмотрам работников, что следовало делать при применении новых Правил N 524. Также податель жалобы указал, что у Общества на момент издания Учреждением приказа N 243 от 27.08.2012 отсутствовала реальная возможность представить необходимые для расчета надбавки документы. Такая возможность, по мнению подателя жалобы, появилась лишь с момента утверждения новой формы расчета 4-ФСС (Приказ Минтруда РФ от 19.03.2013 N 107н).
Представитель Учреждения участвовал в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, полномочия которого проверены Арбитражным судом Тюменской области.
От Учреждения поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель ОАО "Тюменский бройлер" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
27 августа 2012 года Учреждением издан приказ N 243, которым Обществу установлена надбавка к страховому тарифу на 2013 год в размере 40 процентов (т.д. 1 л.д. 69).
Общество надлежащим образом уведомлено о названной надбавке и в течение 2013 года осуществляло уплату страховых взносов в размере с учетом установленной надбавки (т.д. 1 л.д. 16-27, 71-73).
Однако, по окончанию 2013 года, а именно 21 января 2014 года Общество обратилось в Учреждение с заявлением, в котором указало, что им проверена правильность расчета надбавки и выяснено, что она установлена в завышенном размере 40 % вместо 11 %; при проверке Общество использовало Методику расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.08.2012 N 39н); в этой связи у Общества образовалась переплата по страховым взносам в размере 1 022 309, 03 руб., которую оно просит возвратить (т.д. 1 л.д.13-14).
По результатам рассмотрения данного заявления Учреждение письмом от 06 февраля 2014 года N 01-60/202 сообщило Обществу о том, что надбавка в размере 40 % установлена правомерно и оснований для возврата страховых взносов не имеется (л.д.9-10 т.1).
Общество оспорило данный отказ Учреждения в настоящем деле и просило арбитражный суд обязать Учреждение возвратить излишне уплаченную сумму страховых взносов в размере уже 987 046, 98 руб. (из расчета надбавки в размере 12 %).
24.06.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В силу положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Общество является страхователем и соответственно плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы).
Учреждение в силу тех же законов является страховщиком по названным страховым взносам.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" закреплено право страховщика устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного для соответствующего класса профессионального риска.
На основании пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652 были утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила от 06.09.2001 N 652).
Пункт 2 Правил от 06.09.2001 N 652 определяет, что скидки и надбавки устанавливаются Фондом социального страхования Российской Федерации на текущий год в пределах страховых взносов, предусмотренных соответствующим разделом доходной части бюджета страховщика, утверждаемого федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 Правил от 06.09.2001 N 652 постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.03.2002 N 3284, была утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Пунктом 2 Методики 2002 года определено, что скидки и надбавки к страховым тарифам устанавливаются Фондом социального страхования Российской Федерации на текущий календарный год в размере не более 40 процентов страхового тарифа исходя из основных показателей по итогам деятельности страхователя за предшествующий календарный год.
Согласно пункту 14 Методики 2002 года установление скидок и надбавок оформляется приказами региональных отделений Фонда, при этом региональные отделения в течение 10 дней со дня принятия решения об установлении надбавки направляют страхователю уведомление о размере страховых взносов, в котором указывается, что размер страховых взносов изменяется с месяца, следующего за месяцем установления надбавки.
Обществу установлены надбавки на 2013 год в размере 40 %.
Однако принимая приказ N 243 от 27.08.2012, Учреждение руководствовалось не Методикой 2002 года, а постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 "Об утверждении правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Суд апелляционной инстанции считает, что Учреждение не вправе было руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 "Об утверждении правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" исходя из следующего.
Как указано ранее, Методика 2002 года, которая должна быть применена к расчету надбавки Общества, утверждена постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11.
При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 были утверждены новые "Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Правила N 524).
Согласно пункту 3 Правил N 524 от 30.05.2012 размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году.
В соответствии с пунктами 9 и 10 Правил N 524 решение об установлении страхователю надбавки на очередной финансовый год принимается страховщиком не позднее 1 сентября текущего финансового года, размер надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года.
Размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года.
Согласно пункту 5 Правил N 524 скидки и надбавки определяются с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.
Указанные выше сведения, подлежащие учету при установлении страховой надбавки, согласно Методике от 2012 года выражены через показатели: q1 - коэффициент проведения аттестации рабочих мест по условиям труда у страхователя; q2 - коэффициент проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров и приведены формулы для их расчета.
Вместе с тем, хотя Правила об установлении скидок и надбавок N 524 действуют с 14.06.2012, Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденная приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39 н (зарегистрирована в Минюсте РФ 31.08.2012 N 25340) действует с 18.09.2012.
При этом прежняя Методика о порядке расчета скидок и надбавок N 11 действовала по 17.09.2012 включительно.
Таким образом, на дату издания Учреждением приказа N 243 от 27.08.2012 действовала Методика 2002 года, а Методика 2012 года по состоянию на 28.08.2012 не могла применяться применительно к положениям, предусмотренным пунктами 9 и 10 Правил N 524.
Однако неверное указание Учреждением в приказе N 243 от 27.08.2012 нормы права не привело к неправильному расчету надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год. Такой размер, по убеждению апелляционного суда составляет 40 % исходя из следующего.
Как указано ранее, до принятия Правил N 524 и Методики N 39н вопрос надбавки регулировался Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.2001 N 652, и Методикой, утвержденной постановлением Фонда социального страхования РФ от 05.02.2002 N 11.
Как старые Правила N 652, так и ныне действующие Правила N 524, содержат положения о том, что скидки и надбавки определяются на основании сведений, представляемых страхователем в установленном страховщиком порядке; страхователь имеет право участвовать в установлении ему скидок и надбавок (пункт 4 Правил N 652); сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах отражаются страхователем в отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представляемой страховщику по месту регистрации страхователя по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 5 Правил N 524).
Корреспондируют данному порядку предоставления сведений и нормы Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", именно в силу его подпункта 18 пункта 2 статьи 17 страхователь обязан сообщать страховщику обо всех известных обстоятельствах, имеющих значение при определении страховщиком в установленном порядке надбавок и скидок к страховому тарифу, в том числе сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда ("специальной оценки условий труда" в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников, подлежащих указанным осмотрам.
Таким образом, Общество, заинтересованное в наименьшем размере надбавки, который достигается, в том числе, и включением в формулу расчета вышеуказанных коэффициентов, должно было и фактически могло своевременно представить Учреждению необходимую информацию.
Как правильно отметил суд первой инстанции, что только с формы отчетности за 9 месяцев 2012 года в ней появились необходимые к заполнению графы по аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенным обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрах работников (т.д. 1 л.д.100).
Таким образом, при установлении Обществу надбавки на 2013 год сведения по аттестации и медосмотрам у Учреждения отсутствовали, поскольку не были представлены Обществом и данный факт Обществом не оспаривается.
Даже после истечения 2013 года Общество не представило Учреждению документы, которые бы подтверждали наличие фактических сведений по аттестации и медосмотрам за 2009, 2010 и 2011 годы. К заявлению о возврате излишне уплаченных, по мнению Общества, страховых взносов, кроме самой формулы расчета и платежных поручений, не приложены никакие подтверждающие документы.
Таким образом, на период установления надбавки в 2012 году законодателем четко обозначена обязанность страхователя предоставить соответствующие сведения в случае их наличия. Однако заявитель ни в 2012, ни в 2013, ни в первом квартале 2014 годов не предоставил необходимую информацию.
Указанные сведения были представлены Обществом лишь в суд первой инстанции, однако представленные ведомости рабочих мест, их аттестации по условиям труда составлены в период с 2004 по 2006 годы.
При этом, в силу пункта 8 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (действовавшего на момент установления надбавки), сроки проведения повторной аттестации устанавливаются работодателем на рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации установлены вредные и (или) опасные условия труда, а также на рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), не реже одного раза в пять лет.
Соответственно, на момент установления надбавки, на август 2012 года, данные по проведенной аттестации в ОАО "Тюменский бройлер" являлись недействительными, в связи с истечением пяти лет.
Заявитель в апелляционной жалобе отмечает, что является важным, что ранее действующий порядок не содержал такого условия как составление по итогам проведенных медосмотров заключительного акта медицинской комиссии.
Однако, пунктом 5 главы 4 Положения о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, утвержденного приказом Минздравмедпрома Российской Федерации N 90 от 14.03.1996 предусмотрено, что заключительный акт по результатам периодического медицинского осмотра составляет врач здравпункта, цеховой терапевт или врач лечебно - профилактического учреждения (при необходимости с участием профпатолога или врачей других специальностей) с представителями центра Госсанэпиднадзора и профсоюзной организации, а также работодателя.
Таким образом, ранее действующим законодательством также было предусмотрено составление заключительного акта по результатам медицинского осмотра работников.
Кроме того, в рамках реализации положений пункта 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ и Правил, утвержденных приказом Минтруда от 10.12.2012 N 580н, страхователем - ОАО "Тюменской бройлер" 14.07.2014 подано заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер с приложением Плана финансового обеспечения мероприятий на проведение периодических медицинских осмотров работников на сумму 981 054 руб., исходя из суммы страховых взносов, начисленных в 2013 году в размере 4 935 284 руб. 96 коп.
Апелляционный суд также отмечает, что отчетность Обществом сдавалась по итогам за 9 месяцев 2012 года, то есть уже после утверждения новой Методики, при этом, о перерасчете Обществом не заявлялось, в течение длительного периода (в течение 2013 года) Общество осуществляло уплату страховых взносов в размере с учетом установленной надбавки (40 %).
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы относятся на лицо, подавшее жалобу, то есть на ОАО "Тюменский бройлер".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тюменский бройлер" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.06.2014 по делу N А70-2581/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-2581/2014
Истец: ОАО "Тюменский бройлер"
Ответчик: ГУ - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ - Тюменское региональное отделение ФСС РФ (в лице филиала N4)
Хронология рассмотрения дела:
29.12.2014 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-13601/14
25.09.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8255/14
22.09.2014 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-2581/14
24.06.2014 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-2581/14