г. Тюмень |
|
16 января 2015 г. |
Дело N А46-4686/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Сириной В.В.
Тамашакина С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение от 13.05.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Луговик С.В.) и постановление от 29.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рожков Д.Г., Кудрина Е.Н., Солодкевич Ю.М.) по делу N А46-4686/2013 по иску Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская больница N 2" (644021, г. Омск, ул. 3-я Транспортная, 1, ОГРН 1025501250972, ИНН 5506016413) к Военному комиссариату Омской области (644099, г. Омск, ул. Партизанская, 14, ОГРН 1025500745270, ИНН 5503019462), Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (119160, г. Москва, ул. Знаменка, 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) о взыскании 928 997,43 руб.
Суд установил:
Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Городская больница N 2" (далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Военному комиссариату Омской области (далее - комиссариат), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 628 186,53 руб. убытков (расходы по заработной плате).
Решением от 28.06.2013 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 23.09.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу учреждения взыскано 628 186,53 руб. расходов, связанных с выплатой среднего заработка.
Постановлением от 23.01.2014 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении ненадлежащий ответчик - Министерство финансов Российской Федерации заменен надлежащим - Министерством обороны Российской Федерации (далее - ответчик, министерство).
До разрешения спора по существу истец на основании статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования.
Решением от 13.05.2014 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 29.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу учреждения взыскано 628 186,53 руб. расходов, связанных с выплатой среднего заработка. Производство по делу в части требований о взыскании 85 971,12 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами прекращено.
В кассационной жалобе министерство просит принятые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ответчик указывает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку министерство, как главный распорядитель бюджетных средств, свои обязательства по доведению лимитов бюджетных обязательств до комиссариата выполнило, однако последний данными лимитами не воспользовался, спорные услуги не оплатил.
В отзыве на кассационную жалобу Военный комиссариат Омской области просит судебные акты оставить без изменения.
От Министерства обороны РФ поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Суд кассационной инстанции в соответствии с требованиями статей 284, 286 АПК РФ, проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что в 2011 году врачи-специалисты и средний медицинский персонал учреждения проводили военно-врачебную экспертизу и медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы.
Договор на компенсацию данных расходов между сторонами не заключался.
Табели учета рабочего времени работников истца утверждены начальником комиссариата. Расходы учреждения, связанные с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, составили 628 186,53 руб.
Отказ в компенсации расходов явился основанием для обращения истца с настоящими требованиями в суд.
Арбитражные суды, принимая оспариваемые судебные акты, исходили из того, что в отношении комиссариата министерство выполняет функцию главного распорядителя бюджетных средств. Расходы, понесенные в связи с выплатой среднего заработка работникам истца, подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы арбитражных судов, исходит из следующего.
Судами установлен и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами факт осуществления работниками истца деятельности по освидетельствованию лиц, подлежащих призыву на военную службу.
Вопросы, связанные с исполнением воинской обязанности, регулируются Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно пункту 7 статьи 1 которого, компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением названного закона является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 подпункта 5 пункта 2 Правил "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - правила) компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в частности, с прохождением медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы.
Согласно пункту 3 Правил компенсация расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
В силу пункта 12.1 части 1 и части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств несет от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющее право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Согласно подпункту 31 пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" министерство является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него полномочий.
В приложении 8 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" утверждена ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2011 год, из содержания которой следует, что министерству для проведения мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан предусмотрено 1 270 167,3 тыс. руб.
В нарушении статьи 65 АПК РФ министерство не представило доказательств недостаточности денежных средств для исполнения перед истцом обязательств, предусмотренных федеральным бюджетом на нужды мобилизационной подготовки резервов.
Выводы арбитражных судов соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в постановлении от 01.10.2013 N 4259/13.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судебных инстанций, сводятся к несогласию с их оценкой относительно представленных в дело доказательств.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных судами доказательств не входит в компетенцию кассационного суда (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Судами исследованы представленные в материалы дела доказательства в полном объеме, правильно применены нормы материального и процессуального права, не установлено оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ для отмены судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 13.05.2014 Арбитражного суда Омской области и постановление от 29.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-4686/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющее право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Согласно подпункту 31 пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" министерство является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него полномочий.
В приложении 8 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" утверждена ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2011 год, из содержания которой следует, что министерству для проведения мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан предусмотрено 1 270 167,3 тыс. руб.
...
Выводы арбитражных судов соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в постановлении от 01.10.2013 N 4259/13."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 января 2015 г. N Ф04-9018/13 по делу N А46-4686/2013
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-9018/13
29.09.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6041/14
13.05.2014 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-4686/13
23.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-9018/13
23.09.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6864/13
28.06.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-4686/13