г. Тюмень |
|
16 января 2015 г. |
Дело N А46-5069/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 16 января 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Отческой Т.И.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на решение от 23.06.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Третинник М.А.) и постановление от 19.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Лотов А.Н.) по делу N А46-5069/2014 по заявлению открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (117630, город Москва, улица Академика Челомея, 5, А, ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336) к Региональной энергетической комиссии Омской области (644043, Омская область, город Омск, улица Красный путь, 89, ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418) о признании недействительным распоряжения.
Другое лицо, участвующее в деле, - открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11".
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Трусь С.В. по доверенности от 31.10.2014.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ОАО "ФСК ЕЭС", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) от 16.01.2014 N 01-05/8 "Об установлении платы за технологическое присоединение объекта филиала ОАО "ФСК ЕЭС" - Омское предприятие магистральных электрических сетей к электрическим сетям открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК-11") по индивидуальному проекту" (далее - распоряжение от 16.01.2014).
Решением от 23.06.2014 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 19.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение от 23.06.2014 и постановление от 19.09.2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, в технологическом присоединении, осуществлённом по заявке общества, имеется экономическая заинтересованность ОАО "ТГК-11", поскольку затраты на реконструкцию ячейки могут быть компенсированы за счёт арендных платежей и платы за ремонтно-эксплуатационное обслуживание.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в ОАО "ТГК-11" поступила заявка общества об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств филиала ОАО "ФСК ЕЭС" -
Омское предприятие магистральных электрических сетей по объекту "КТП 6/0,4 кВ мощностью 2x1000 кВА", расположенного по адресу:
Омская область, город Омск, проспект Губкина, дом 4, с максимальной мощностью - 500,0 кВт, к электрическим сетям ОАО "ТГК-11" по индивидуальному проекту.
ОАО "ТГК-11" обратилось в РЭК Омской области с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в отношении заявителя.
Распоряжением РЭК Омской области от 16.01.2014 установлена плата за технологическое присоединение объекта "КТП 6/0,4 кв. мощностью 2х1000кВА", расположенному по адресу: Омская область, город Омск, проспект Губкина, дом 4, с максимальной мощностью - 500,0 кВт, к электрическим сетям ОАО "ТГК-11" по индивидуальному проекту в размере 5 687 135,40 руб. (без НДС).
Указанный размер платы рассчитан РЭК Омской области исходя из необходимости выполнения мероприятий по реконструкции объектов электросетевого хозяйства - ячеек N 41 (секции N 3 ГРУ) и N 61 (секция N 5 ГРУ) ТЭЦ-3, с установкой нового оборудования на номинальный ток не ниже 1000 А и ток отключения не ниже 20 кА для технологического присоединения энергопринимающих устройств общества.
Считая, что включение указанных расходов в состав платы за технологическое присоединение неправомерно, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия правовых оснований для признания оспариваемого распоряжения незаконным.
При этом суды указали на наличие двух вариантов компенсации сетевой организации затрат на проведение мероприятий по технологическому присоединению (либо путём включения их в состав платы за технологическое присоединение, либо путём их включения в размер тарифов на услуги по передаче электрической энергии), а также о соответствии оспариваемого распоряжения нормам, на основании которых устанавливается тариф за технологическое присоединение.
Выводы судов являются обоснованными и соответствуют материалам дела.
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).
Пунктами 28 - 33.1 Правил установлены критерии наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения, из которых следует, что при отсутствии технической возможности присоединения к энергоснабжению сетевая организация обязана обратиться в государственный орган ценообразования для определения размера платы за присоединение по индивидуальному проекту.
В соответствии подпунктом "в" пункта 28 Правил одним из таких критериев наличия технической возможности технологического присоединения является в том числе отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
Согласно пункту 30 Правил, в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учётом особенностей, установленных разделом III указанных Правил.
Пунктом 30.1 Правил установлено, что заявление об установлении платы за технологическое присоединение подаётся в орган, осуществляющий тарифное регулирование, в случаях, когда присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включённого в указанные в пункте 29 Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил.
Следовательно, исключение таких расходов из состава платы за технологическое присоединение по мотивам направления их на развитие существующей инфраструктуры возможно только при включении объектов в инвестиционные программы субъектов естественных монополий, представленных в Министерство энергетики Российской Федерации (пункт 29 Правил, постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики").
Расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, включаемые в состав затрат по технологическому присоединению необходимо отличать от инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС, в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности устройств, присоединенных ранее, не включаемой в состав такой платы (пункты 9 и 10 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 N 365-э/5).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что у ОАО "ТГК-11", имеется инвестиционная программа, включающая в себя мероприятия по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства - ячеек N 41 (секции N 3 ГРУ), 61 (секции N 5 ГРУ) ТЭЦ-3 с установкой нового оборудования.
При таких обстоятельствах суды обоснованно указали на правомерность определения РЭК Омской области платы за технологическое присоединение с учётом расходов ОАО "ТГК-11" на проведение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства.
При этом указали, что распоряжение от 16.01.2014 не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.
С учётом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного обществом требования, и в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказали в признании недействительным оспариваемого распоряжения РЭК Омской области.
Отклоняя довод общества о том, что стоимость работ по усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей не входит в состав платы за технологическое присоединение по индивидуальном проекту, апелляционный суд указал, что ОАО "ТГК-11" является генерирующей компанией, не имеет права на осуществление деятельности по передаче электрической энергии и, соответственно, не может считаться территориальной сетевой организацией в смысле, придаваемом Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Кроме того суд отметил, что пунктом 5 Правил предусмотрено, что при присоединении энергопринимающих устройств к распределительным устройствам электростанции, последняя выполняет функции сетевой организации в части согласования технических условий, в том числе со смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора. Однако, из содержания указанного пункта Правил не следует, что электростанция выполняет все функции сетевой организации по отношению к потребителю. В связи с этим на владельца электростанции, применительно к рассматриваемому случаю, законом не возложена обязанность принимать на себя расходы, связанные с усилением своей электросети в случае прямого присоединения к электростанции энергопотребителя (миную сетевую организацию). Такая обязанность существует исключительно у сетевых организаций. Поэтому указанные расходы подлежат включению в состав платы за технологическое присоединение по индивидуальном проекту.
Подлежит отклонению как необоснованный довод кассационной жалобы о том, что затраты на реконструкцию ячейки могут быть компенсированы за счёт арендных платежей и платы за ремонтно-эксплуатационное обслуживание.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Иное толкование ОАО "ФСК ЕЭС" положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьёй 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 23.06.2014 Арбитражного суда Омской области и постановление от 19.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-5069/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В материалах дела отсутствуют доказательства того, что у ОАО "ТГК-11", имеется инвестиционная программа, включающая в себя мероприятия по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства - ячеек N 41 (секции N 3 ГРУ), 61 (секции N 5 ГРУ) ТЭЦ-3 с установкой нового оборудования.
При таких обстоятельствах суды обоснованно указали на правомерность определения РЭК Омской области платы за технологическое присоединение с учётом расходов ОАО "ТГК-11" на проведение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства.
При этом указали, что распоряжение от 16.01.2014 не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.
С учётом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного обществом требования, и в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказали в признании недействительным оспариваемого распоряжения РЭК Омской области.
Отклоняя довод общества о том, что стоимость работ по усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей не входит в состав платы за технологическое присоединение по индивидуальном проекту, апелляционный суд указал, что ОАО "ТГК-11" является генерирующей компанией, не имеет права на осуществление деятельности по передаче электрической энергии и, соответственно, не может считаться территориальной сетевой организацией в смысле, придаваемом Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 января 2015 г. N Ф04-13479/14 по делу N А46-5069/2014