г. Тюмень |
|
27 января 2015 г. |
Дело N А70-2626/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Аникиной Н.А.
судей Дубининой Т.Н.
Кисляковой Т.С.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени на решение от 07.07.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Курындина А.Н.) и постановление от 20.10.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Еникеева Л.И., Веревкин А.В., Глухих А.Н.) по делу N А70-2626/2014 по иску общества с ограниченной ответственностью "Пегас" (625501, Тюменская область, Тюменский район, п. Московский, ул. Южная, д.2/1, ИНН 7204106424, ОГРН 1077203003294) к Департаменту городского хозяйства Администрации города Тюмени (625001, г. Тюмень, ул. Дзержинского, д. 62, ИНН 7204034314, ОГРН 1037200568680) о взыскании задолженности в размере 105 582, 60 руб. по договору на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту.
Третьи лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "УК Жилищный стандарт", Муниципальное казенное учреждение "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства".
В судебном заседании приняли участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Пегас" - Гай Ю.В. по доверенности от 01.09.2014; представители Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени - Осенний Е.А. по доверенности от 09.12.2014 N 121, Изотова Ю.В. по доверенности от 09.12.2014 N112; представитель общества с ограниченной ответственностью "УК Жилищный стандарт" - Проскурякова Н.Г. по доверенности от 12.12.2014 N39-Н.
С у д у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью "Пегас" (далее - общество "Пегас") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Департаменту городского хозяйства Администрации города Тюмени (далее - департамент) о взыскании 134 750, 08 руб., в том числе 101 321, 64 руб. основного долга по договору от 15.05.2013 N 144/13 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту, 4 260, 96 руб. неустойки (процентов), а также 29 167, 48 руб. судебных расходов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "УК Жилищный стандарт" (далее - общество "УК Жилищный стандарт"), Муниципальное казенное учреждение "Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства" (далее - служба технического контроля).
Решением от 07.07.2014 Арбитражного суда Тюменской области исковые требования удовлетворены частично. С департамента в пользу общества "Пегас" взыскано 101 321, 64 руб. основного долга, а также 27 991, 79 руб. судебных расходов, в том числе 23 992, 50 руб. расходов на оплату услуг представителя, 3 999, 29 руб. расходов на оплату государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением от 20.10.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что департамент не является стороной договора на выполнение подрядных работ, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по оплате выполненных работ, указанный договор не является договором в пользу третьего лица. Размер субсидии уменьшен в соответствии с установленным порядком предоставления субсидий, с учетом норм бюджетного законодательства, а не в рамках гражданско-правовых отношений.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 15.01.2015 до 22.01.2015.
Представители департамента в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержали, представители общества "Пегас" и общества "УК Жилищный стандарт" возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и постановления апелляционной инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом "Пегас" (подрядчик), обществом "УК Жилищный стандарт" (заказчик), службой технического контроля (специализированная организация) заключен договор N 144/13 от 15.05.2013 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту, по условиям которого заказчик поручил, а подрядчик обязался выполнить в соответствии с технической документацией, подготавливаемой в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе отдельных разделов проектной документации в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте, являющейся приложением N 1 к договору, работы по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Северная, д. 35, при осуществлении специализированной организацией контроля и надзора за выполнением таких работ, и сдать результат работ заказчику в порядке, определенном разделом 6 настоящего договора (пункт 1.1. договора).
В разделе 2.1 договора установлен срок выполнения работ - 178 дней. Календарные сроки начала и окончания отдельных этапов работ, их содержание определяется графиком производства работ, являющимся приложением N 2 к договору. Начало работ - с даты заключения договора, окончание работ - 08.11.2013. При этом фактической датой окончания работ на объекте является дата подписания акта о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченных работ по капитальному ремонту объекта.
Стоимость выполняемых подрядчиком работ определяется в соответствии с технической документацией и составляет 5 464 910 руб. (пункт 3.1 договора).
Оплата выполненных работ производится заказчиком самостоятельно или третьим лицом, действующим в интересах заказчика в рамках договорных отношений между ними, путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика. Общая сумма денежных средств, подлежащая оплате, определяется с учетом пункта 9.5. договора (пункты 3.2.1., 3.2.3 договора).
В соответствии с пунктом 9.5. договора в случае нарушения сроков выполнения работ (промежуточных и окончательного) заказчик удерживает из суммы, подлежащей оплате, неустойку в размере 0,1 процент от стоимости работ, подлежащих выполнению к сроку, за каждый день просрочки.
25.11.2013 сторонами подписано дополнительное соглашение N 144/13-1 к контракту, которым согласована стоимость подлежащей выполнению работы в соответствии с проектной документацией в размере 4 975 430 руб.
Между департаментом и обществом "УК Жилищный стандарт" заключено соглашение от 23.12.2013 о предоставлении субсидии, предметом которого является финансирование (субсидирование) департаментом общества "УК Жилищный стандарт" в целях возмещения затрат на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, находящемся в управлении общества "УК Жилищный стандарт", по адресу: г. Тюмень, ул. Северная, 35 (пункт 1.2. соглашения).
Размер субсидии установлен в пункте 2.1. соглашения в размере 3 896 986, 13 руб.
В соответствии с пунктом 2.2. соглашения субсидия предоставляется по факту завершения работ (этапа работ) по капитальному ремонту на основании актов оказанных услуг, актов выполненных работ (по форме КС-2), справок о стоимости выполненных работ (по форме КС-3), актов о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченных работ по капитальному ремонту объектов субсидирования, проверенных или подписанных департаментом.
Согласно пункту 2.3. соглашения субсидия перечисляется департаментом в безналичной форме на счет подрядной организации при условии соблюдения обществом "УК Жилищный стандарт" условий ее предоставления.
В счет оплаты выполненных работ подрядчику департаментом перечислены денежные средства в сумме 3 795 664, 49 руб.
В соответствии с пунктом 4.2. соглашения в случае нарушения сроков выполнения подрядных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, установленных в соответствии с договором на выполнение подрядных работ, размер субсидии уменьшается на 0,1 процентов от размера субсидии, указанного в пункте 2.1. соглашения, за каждый день просрочки.
Общество "Пегас", ссылаясь на то, что при оплате выполненных работ необоснованно удержана сумма неустойки в размере 106 654,36 руб., в том числе 101 321,64 руб. - за счет средств бюджета, 5 332, 72 руб. - средств заказчика в связи с нарушением срока окончания работ, обратилось в суд с настоящим иском.
Суды, оценив в совокупности представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, в том числе договор на выполнение подрядных работ N 144/13 от 15.05.2013, соглашение от 23.12.2013 о предоставлении субсидии, акты, переписку сторон, платежные документы, установив наличие вины заказчика в нарушении подрядчиком сроков выполнения работ, пришли к выводу об обоснованности исковых требований в части взыскания с департамента 101 321, 64 руб. со ссылкой на положения статей 716, 718, 719, 747, пункта 1 статьи 1102 ГК РФ, статью 2, часть 9 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая условия договора подряда об оплате выполненных работ (пункт 3.2. договора), принимая во внимание то, что целью соглашения предоставлении субсидии фактически являлось возмещение затрат подрядчика на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, находящимся в управлении заказчика, установив факт надлежащего выполнения работ, наличие вины заказчика в нарушении сроков выполнения работ, уменьшение суммы по оплате выполненных работ департаментом на основании пункта 4.2. соглашения, следует признать, что выводы судов о возникновении у департамента обязательств по выплате необоснованно удержанных денежных средств в сумме 101 321, 64 руб. не противоречат положениям Порядка отбора многоквартирных домов города Тюмени для проведения капитального ремонта за счет средств бюджета города Тюмени, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от 14.05.2012 N 52-пк, статье 430 ГК РФ, статьям 65, 78, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено. Решение и постановление отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 07.07.2014 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 20.10.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2626/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Аникина |
Судьи |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая условия договора подряда об оплате выполненных работ (пункт 3.2. договора), принимая во внимание то, что целью соглашения предоставлении субсидии фактически являлось возмещение затрат подрядчика на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, находящимся в управлении заказчика, установив факт надлежащего выполнения работ, наличие вины заказчика в нарушении сроков выполнения работ, уменьшение суммы по оплате выполненных работ департаментом на основании пункта 4.2. соглашения, следует признать, что выводы судов о возникновении у департамента обязательств по выплате необоснованно удержанных денежных средств в сумме 101 321, 64 руб. не противоречат положениям Порядка отбора многоквартирных домов города Тюмени для проведения капитального ремонта за счет средств бюджета города Тюмени, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от 14.05.2012 N 52-пк, статье 430 ГК РФ, статьям 65, 78, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 января 2015 г. N Ф04-13571/14 по делу N А70-2626/2014