г. Тюмень |
|
30 января 2015 г. |
Дело N А46-3881/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Сириной В.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Перминовой Ю.Г., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 18.06.2014 (судья Яркова С.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 (судьи Киричек Ю.Н., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-3881/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Соляная Торговая Компания" (644058, г. Омск, ул. К. Заслонова, д. 2, ИНН 5505030359, ОГРН 1025501180110) к Департаменту имущественных отношений администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, д. 34, ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) о признании незаконным решения.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Мартыненко Ю.В.) в заседании участвовал представитель общества с ограниченной ответственностью "Соляная Торговая Компания" Жихоренко Д.А. по доверенности от 01.03.2014.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Соляная Торговая Компания" (далее - ООО "СТК", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений администрации города Омска (далее -департамент) о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно здания с почтовым адресом: город Омск, Ленинский административный округ, улица К. Заслонова, дом 2, изложенного в письме от 11.02.2014 N Исх-ДИО/1682, и обязании департамента утвердить и выдать схему расположения указанного земельного участка.
Заявленные требования мотивированы со ссылкой на статью 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.06.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014, требования общества удовлетворены.
Департамент обратился в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить.
Заявитель считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда являются необоснованными и незаконными.
Департамент отмечает, что он действовал в рамках положения "О Департаменте имущественных отношений администрации города Омска", утвержденного решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452.
По его мнению, обжалуемое решение принято департаментом в рамках его полномочий и соответствует действующему законодательству.
Представитель ООО "СТК" в заседании суда кассационной инстанции заявил, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что на основании договора купли-продажи от 30.04.2003 N 573 ООО "СТК" на праве собственности принадлежат нежилые помещения, номера на поэтажном плане: антресольного этажа: 1 - 3; 1 этажа: 1 - 5, 9, общей площадью 423, 30 кв. м, находящиеся в одноэтажном здании склада, литера Л, расположенные по адресу: г. Омск, ул. К. Заслонова, д. 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.06.2003 серии 55 АА N 530071.
Кроме того, по договорам купли-продажи недвижимого имущества от 21.04.2008 N 01-04/08 - N 07-04/08 заявитель стал собственником следующих объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу:
г. Омск, ул. К. Заслонова, д. 2:
1. Деревообрабатывающий цех - двухэтажное нежилое здание общей площадью 1 731, 5 кв. м, инвентарный номер 699751, литера К;
2. Склад N 1 - одноэтажное строение общей площадью 367 кв. м, литера Т;
3. Железнодорожные пути: подъездные пути, повышенный тупик, пониженный тупик, общей протяженностью 1 175 м, инвентарный номер 50000365, расположенные по адресу: г. Омск, ул. К. Заслонова, д. 2, от сигнала М-78 до упоров 1, 2;
4. Сооружение - склад ГСМ наземного типа с 6-тью емкостями и бензоколонками, застроенной площадью 611 кв. м, инвентарный номер 160000575;
5. Склад готовой продукции - одноэтажное строение общей площадью 170, 40 кв. м, литера И;
6. Строение - прорабский участок N 2, одноэтажное здание с тремя одноэтажными пристройками, общей площадью 243, 70 кв. м, литеры В, В1, В2, ВЗ;
7. Кузница - одноэтажное здание общей площадью 33, 80 кв. м, инвентарный номер 699728, литера Е.
Право собственности ООО "СТК" на указанные объекты подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 55 АВ N 706701 - N 706707, выданными 30.05.2008.
Также согласно учетной карточке N 401 на временный объект, выданной Омским городским филиалом государственного учреждения "Центр технической инвентаризации" Омской области 04.06.2002, ООО "СТК" на основании договора купли временного строения от 02.04.2002 N 564 принадлежит склад ангарного типа, состоящий из строения со стенами из шл. блоков и металла, размером 15,5 х 30,8 (запись в реестровой книге N ВС-1 на листе под номером 3).
ООО "СТК" 15.11.2013 обратилось в адрес департамента с заявлениями (от 13.11.2013 N N 22 - 24) об утверждении схем расположения 3-х земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных по адресу: г. Омск, Ленинский административный округ, ул. К. Заслонова, д. 2, на которых находятся принадлежащие обществу объекты недвижимости.
В ответ письмом от 26.12.2013 N Исх-ДИО/24591 департамент указал обществу на необоснованное образование двух земельных участков под единым объектом недвижимости. Кроме того, заявителю было предложено откорректировать границы земельного участка, исключив пешеходную дорожку общего пользования в восточной части земельного участка, а также земли, обеспечивающей доступ к объектам недвижимости, расположенным в западной части территории.
ООО "СТК" с целью устранения замечаний и повторной подготовки схемы границ земельного участка обратилось к обществу с ограниченной ответственностью "Межевое бюро" (далее - ООО "Межевое бюро"), состоящему с заявителем в договорных отношениях и выполняющему для него кадастровые работы и подготовку схем земельных участков.
ООО "Межевое бюро" с сопроводительным письмом от 10.01.2014 N 01 направило на рассмотрение и утверждение департаменту схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местоположение которого установлено в 185 м по направлению на северо-восток относительно двухэтажного нежилого здания с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, Ленинский административный округ, ул. К. Заслонова, д. 2.
Вновь рассмотрев представленную схему, Департамент письмом от 11.02.2014 N Исх-ДИО/1682 уведомил общество о том, что замечание о корректировке границ земельного участка в части исключения пешеходного транзита к железнодорожной платформе не устранено. В графической части схемы предложено отобразить часть земельного участка для обеспечения доступа к объектам недвижимости, расположенным в западной части рассматриваемой территории, указать характеристики части земельного участка в пояснительной записке к схеме, и о том, что до устранения замечаний утверждение схемы не представляется возможным.
Считая, что решение департамента о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, изложенное в письме от 11.02.2014 N Исх-ДИО/1682 не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "СТК" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их законности и обоснованности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется путем формирования в установленном порядке таких земельных участков на основании утвержденной органами местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и постановки их на кадастровый учет.
Составление схемы размещения испрашиваемых земельных участков включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей. Наличие такой схемы с учетом документов планировки территории градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных действующим законодательством документов, необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса по возможному предоставлению испрашиваемого земельного участка.
Вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка в собственность либо в аренду должен быть разрешен после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в установленном порядке.
В силу подпункта 12 пункта 20 Положения о департаменте, утвержденного решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452 "О Департаменте имущественных отношений администрации города Омска", департамент в сфере земельных отношений утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства, в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяет основные требования к содержанию схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, приватизации не подлежат.
По пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначают красными линиями (пункт 11 ГрК РФ).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 613 были утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, согласно которым пешеходные зоны - участки территории населенного пункта, на которых осуществляется движение населения в прогулочных и культурно-бытовых целях, в целях транзитного передвижения и которые обладают определенными характеристиками: наличие остановок скоростного внеуличного и наземного общественного транспорта, высокая концентрация объектов обслуживания, памятников истории и культуры, рекреаций и т.п., высокая суммарная плотность пешеходных потоков. Пешеходные зоны могут формироваться на эспланадах, пешеходных улицах, пешеходных частях площадей населенного пункта.
Согласно пункту 34 статьи 1 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, территории общего пользования - отграничиваемая красными линиями от иных территорий совокупность земельных участков (включая дороги, улицы, проезды, площади, скверы, бульвары, набережные), которые могут включаться в состав территориальных зон и не подлежат приватизации, беспрепятственно используются неограниченным кругом лиц.
В рассматриваемом случае департаментом, в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ, не представлены доказательства, с достоверностью свидетельствующие о расположении в границах спорного земельного участка пешеходной дорожки общего пользования, в том смысле, который вкладывают в это понятие приводимые выше нормы земельного и градостроительного законодательства.
Другим основанием для принятия оспариваемого решения явилось неотображение в графической части схемы части земельного участка для обеспечения доступа к объектам недвижимости, расположенным в западной части рассматриваемой территории.
Распоряжением Департамента от 14.11.2008 N 13464-р были утверждены Основные требования к содержанию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории. Названным актом предусмотрено включение в графическую часть схемы наличия доступа к земельному участку. При этом расположение образуемых земельных участков указывается схематически.
Таким образом, законодательство не предусматривает такого требования к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, на нарушение которого указано департаментом в письме от 11.02.2014 N Исх-ДИО/1682.
Как следует из акта обследования земельного участка, подготовленного администрацией города Омска 29.04.2014 N 156-ф, с западной стороны участок граничит с комплексом зданий и сооружений, используемых хозяйствующими субъектами. Доступ к указанным объектам осуществляется с южной стороны. Также в западной части участка расположено капитальное сооружение, используемое либо как убежище, либо как хранилище. Собственник указанного сооружения не установлен.
Права на данный объект недвижимости в соответствии с действующим законодательством не зарегистрированы.
Указанное обстоятельство согласно оспариваемому письму не было причиной отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что оспариваемый отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 18.06.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 по делу N А46-3881/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
...
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, приватизации не подлежат.
По пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначают красными линиями (пункт 11 ГрК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 января 2015 г. N Ф04-12292/14 по делу N А46-3881/2014