Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 января 2015 г. N Ф04-12292/14 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
20 августа 2014 г. |
Дело N А46-3881/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7571/2014) департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 18.06.2014 по делу N А46-3881/2014 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Соляная Торговая Компания" к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании представителей:
от департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Лукьянова Наталья Михайловна по доверенности N Исх-ДИО/12396 от 12.08.2014 сроком действия 1 год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от общества с ограниченной ответственностью "Соляная Торговая Компания" - Жихаренко Дмитрий Андреевич по доверенности от 01.03.2014 сроком действия 3 года, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Соляная Торговая Компания" (далее - заявитель, ООО "СТК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным решения департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно здания с почтовым адресом: город Омск, Ленинский административный округ, улица К.Заслонова, дом 2, изложенное в письме от 11.02.2014 N Исх-ДИО/1682, и обязании Департамента утвердить и выдать схему расположения указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.06.2014 по делу N А46-3881/2014 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Судебный акт мотивирован необоснованностью выводов Департамента, положенных в основу решения о невозможности утверждения схемы расположения спорного земельного участка, изложенных в письме от 11.02.2014 N Исх-ДИО/1682.
Не согласившись с решением суда, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указал на то, что требование об обязательном наличии доступа к земельным участкам определено Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", а также основными требованиями к содержанию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденными распоряжением Департамента от 14.11.2008 N 13464/р.
Податель жалобы считает, что предлагаемая ООО "СТК" схема земельного участка не может быть утверждена до установления владельца капитального сооружения, расположенного в западной части земельного участка, или признания данного строения бесхозяйным.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Соляная Торговая Компания" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
На основании договора купли - продажи от 30.04.2003 N 573 ООО "СТК" на праве собственности принадлежат нежилые помещения, номера на поэтажном плане: антресольного этажа: 1-3; 1 этажа: 1-5, 9, общей площадью 423,30 кв.м, находящиеся в одноэтажном здании склада, литера Л, расположенные по адресу: г.Омск, ул.Заслонова, д.2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АА N 530071 от 05.06.2003.
Также по договорам купли - продажи недвижимого имущества от 21.04.2008 N 01-04/08 - N 07-04/08 заявитель стал собственником следующих объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г.Омск, ул. К.Заслонова, д.2:
1. Деревообрабатывающий цех - двухэтажное нежилое здание общей площадью 1 731,5 кв.м, инвентарный номер 699751, литера К;
2. Склад N 1 - одноэтажное строение общей площадью 367 кв.м, литера Т;
3. Железнодорожные пути: подъездные пути, повышенный тупик, пониженный тупик, общей протяженностью 1 175 м, инвентарный номер 50000365, расположенные по адресу: г.Омск, ул.К.Заслонова, д.2 от сигнала М-78 до упоров 1, 2;
4. Сооружение: склад ГСМ наземного типа с 6-тью емкостями и бензоколонками, застроенной площадью 611 кв.м., инвентарный номер 160000575;
5. Склад готовой продукции - одноэтажное строение общей площадью 170,40 кв.м, литера И;
6. Строение - прорабский участок N 2, одноэтажное здание с тремя одноэтажными пристройками, общей площадью 243,70 кв.м, литеры В, В1, В2, ВЗ;
7. Кузница - одноэтажное здание общей площадью 33,80 кв.м, инвентарный номер 699728, литера Е.
Право собственности ООО "СТК" на указанные объекты подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 55 АВ N 706701 - N 706707, выданными 30.05.2008.
Кроме того, согласно учётной карточке N 401 на временный объект, выданной Омским городским филиалом Государственного учреждения "Центр технической инвентаризации" Омской области 04.06.2002, ООО "СТК" на основании договора купли временного строения от 02.04.2002 N 564 принадлежит склад ангарного типа, состоящий из строения со стенами из шл. блоков и металла, размером 15,5 х 30,8 (запись в реестровой книге N ВС-1 на листе под номером 3).
15.11.2013 ООО "СТК" обратилось в адрес Департамента с заявлениями (N 22 - N 24 от 13.11.2013) об утверждении схем расположения 3-х земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных по адресу: г.Омск, Ленинский административный округ, ул.К.Заслонова, д.2, на которых находятся принадлежащие обществу объекты недвижимости.
В ответ письмом от 26.12.2013 N Исх-ДИО/24591 Департамент указал Обществу на необоснованное образование двух земельных участков под единым объектом недвижимости. Кроме того, заявителю было предложено откорректировать границы земельного участка, исключив пешеходную дорожку общего пользования в восточной части земельного участка, а также земли, обеспечивающие доступ к объектам недвижимости, расположенным в западной части территории.
С целью устранения замечаний и повторной подготовки схемы границ земельного участка заявитель обратился в общество с ограниченной ответственностью "Межевое бюро", состоящее с ним в договорных отношениях и выполняющее для него кадастровые работы и подготовку схем земельных участков.
С сопроводительным письмом от 10.01.2014 N 01 общество с ограниченной ответственностью "Межевое бюро" направило на рассмотрение и утверждение заинтересованному лицу схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местоположение которого установлено в 185 м по направлению на северо-восток относительно двухэтажного нежилого здания с почтовым адресом: Омская область, г.Омск, Ленинский административный округ, ул.К.Заслонова, д.2.
Рассмотрев вновь представленную схему, Департамент письмом от 11.02.2014 N Исх-ДИО/1682 уведомил заявителя о том, что замечание о корректировке границ земельного участка в части исключения пешеходного транзита к железнодорожной платформе не устранено. В графической части Схемы предложено отобразить часть земельного участка для обеспечения доступа к объектам недвижимости, расположенным в западной части рассматриваемой территории, указать характеристики части земельного участка в пояснительной записке к Схеме. До устранения замечаний утверждение схемы не представляется возможным.
Полагая, что решение Департамента о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, изложенное в письме от 11.02.2014 N Исх-ДИО/1682, не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО "СТК" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с указанным выше заявлением за защитой нарушенного права.
18.06.2014 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, применительно к рассматриваемому спору требования ООО "СТК" подлежат удовлетворению в случае, если будет установлено несоответствие изложенного в письме от 11.02.2014 N Исх-ДИО/1682 решения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно здания с почтовым адресом: город Омск, Ленинский административный округ, улица К.Заслонова, дом 2, закону или иному нормативному правовому акту, и оспариваемый отказ повлек нарушение прав и законных интересов Общества.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 5 указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется путем формирования в установленном порядке таких земельных участков на основании утвержденной органами местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и постановки их на кадастровый учет.
Составление схемы размещения испрашиваемых участков включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей. Наличие такой схемы с учетом документов планировки территории градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных действующим законодательством документов, необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса по возможному предоставлению испрашиваемого земельного участка.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.11.2010 N ВАС-12881/10 и постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.02.2011 по делу N А78-1194/2010, вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка в собственность либо в аренду должен быть разрешен после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в установленном порядке.
В силу подпункта 12 пункта 20 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452 "О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска", Департамент в сфере земельных отношений утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства, в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяет основные требования к содержанию схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Из письма Департамента от 11.02.2014 N Исх-ДИО/1682 следует, что основанием для оспариваемого отказа в утверждении схемы расположения спорного земельного участка послужил вывод Департамента о необходимости корректировки границ земельного участка путем исключения пешеходного транзита к железнодорожной платформе. Кроме того, Департаментом предложено в графической части Схемы отобразить часть земельного участка для обеспечения доступа к объектам недвижимости, расположенным в западной части рассматриваемой территории, указать характеристики части земельного участка в пояснительной записке к Схеме.
Между тем вывод Департамента о том, что спорный земельный участок содержит пешеходный транзит к железнодорожной платформе, который относится к землям общего пользования, не находит документального подтверждения.
Действительно, в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, приватизации не подлежат.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначают красными линиями (пункт 11 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).
27.12.2011 приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 613 были утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, согласно которым пешеходные зоны - участки территории населённого пункта, на которых осуществляется движение населения в прогулочных и культурно-бытовых целях, в целях транзитного передвижения и которые обладают определёнными характеристиками: наличие остановок скоростного внеуличного и наземного общественного транспорта, высокая концентрация объектов обслуживания, памятников истории и культуры, рекреаций и т.п., высокая суммарная плотность пешеходных потоков. Пешеходные зоны могут формироваться на эспланадах, пешеходных улицах, пешеходных частях площадей населённого пункта.
Согласно пункту 34 статьи 1 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утверждённых решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, территории общего пользования - отграничиваемая красными линиями от иных территорий совокупность земельных участков (включая дороги, улицы, проезды, площади, скверы,бульвары, набережные), которые могут включаться в состав территориальных зон и не подлежат приватизации, беспрепятственно используются неограниченным кругом лиц.
В рассматриваемом случае Департаментом, в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены доказательства, с достоверностью свидетельствующие о расположении в границах спорного земельного участка пешеходной дорожки общего пользования, в том смысле, который вкладывают в это понятие приводимые выше нормы земельного и градостроительного законодательства.
Таким образом, доказательств подтверждающих обстоятельство, положенное в основу оспариваемого отказа, Департамент в материалы дела не представил ни в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Одним из оснований для принятия оспариваемого решения явилось неотображение в графической части Схемы части земельного участка для обеспечения доступа к объектам недвижимости, расположенным в западной части рассматриваемой территории.
Распоряжением Департамента от 14.11.2008 N 13464-р были утверждены Основные требования к содержанию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории. Названным актом предусмотрено включение в графическую часть Схемы наличия доступа к земельному участку. При этом расположение образуемых земельных участков указывается схематически.
Таким образом, законодательство не предусматривает такого требования к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, на нарушение которого указано Департаментом в письме от 11.02.2014 N Исх-ДИО/1682.
Как следует из Акта обследования земельного участка, подготовленного Администрацией города Омска 29.04.2014 N 156-ф, с западной стороны участок граничит с комплексом зданий и сооружений, используемых хозяйствующими субъектами. Доступ к указанным объектам осуществляется с южной стороны. Также в западной части участка расположено капитальное сооружение, используемое либо как убежище, либо как хранилище. Собственник указанного сооружения не установлен.
Действительно, в силу положений части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Однако собственник капитального сооружения, расположенного в западной части земельного участка, не установлен. Права на указанный объект недвижимости в соответствии с действующим законодательством не зарегистрированы.
По этой причине имеется неопределённость в урегулировании правового положения указанного объекта недвижимости и земельного участка, занятого им.
В целях минимизирования негативных последствий, вызванных отсутствием такой регламентации, суд первой инстанции обоснованно указал на целесообразность оформления прав отдельно на земельный участок и на само сооружение. При этом в случае установления титульного владельца объекта недвижимого имущества последний не лишён прав защищать свои интересы всеми предусмотренными законом способами.
Кроме того, указанное обстоятельство согласно оспариваемому письму не было причиной отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные Обществом требования в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Департаментом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 18.06.2014 по делу N А46-3881/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-3881/2014
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 января 2015 г. N Ф04-12292/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Соляная Торговая Компания"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска