город Тюмень |
|
9 февраля 2015 г. |
Дело N А81-6222/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 09 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мельника С.А.
судей Коробейниковой О.С. Лошкомоевой В.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу открытого акционерного общества "Надыммежрайгаз" на решение от 23.05.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Чорноба В.В.) и постановление от 10.10.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Еникеева Л.И., Верёвкин А.В., Глухих А.Н.) по делу N А81-6222/2013 по иску муниципального учреждения "Департамент муниципального имущества и инвестиций Администрации муниципального образования Надымский район" (629730, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Надым, улица Зверева, 5/1, ОГРН 1028900581192, ИНН 8903001095) к открытому акционерному обществу "Надыммежрайгаз" (105005, город Москва, переулок Денисовский, 30, 1, ИНН 8903008069, ОГРН 1028900578035) о признании права собственности на имущество, по иску открытого акционерного общества "Надыммежрайгаз" к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (109012, город Москва, переулок Никольский, 9, ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994) о признании права собственности на имущество.
Другие лица, участвующие в деле: Территориальное агентство по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе, общество с ограниченной ответственностью "Районные газовые сети".
В судебном заседании приняли участие представители открытого акционерного общества "Надыммежрайгаз" Портнов В.Г. по доверенности от 01.03.2014 N 1 и общества с ограниченной ответственностью "Районные газовые сети" Портнов В.Г. на основании решения от 30.01.2014 N 1.
Суд установил:
муниципальное учреждение "Департамент муниципального имущества и инвестиций Администрации муниципального образования Надымский район" (далее - учреждение) обратилось 20.12.2013 в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к открытому акционерному обществу "Надыммежрайгаз" (далее - ОАО "Надыммежрайгаз", общество, заявитель) о признании права муниципальной собственности на газопровод высокого давления, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Надым, 107 км (далее - газопровод, спорное имущество), за муниципальным образованием город Надым.
ОАО "Надыммежрайгаз" 05.03.2014 обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании права собственности на газопровод.
Определением суда от 13.01.2013 дела по искам учреждения и общества объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.
Решением от 23.05.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 10.10.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований общества отказано, признано право муниципальной собственности города Надым на спорное имущество.
В кассационной жалобе ОАО "Надыммежрайгаз" просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, рассмотреть дело по существу, принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
По мнению заявителя, судами неверно установлены фактические обстоятельства дела, не применён подлежащий применению в настоящем деле Указ Президента Российской Федерации от 08.12.1992 N 1559 "О преобразовании в акционерные общества и приватизации государственных предприятий, объединений и организаций газового хозяйства Российской Федерации" (далее - Указ N 1559), не принят во внимание факт открытого, непрерывного и добросовестного владения обществом спорным имуществом как своим собственным, неправильно применены нормы гражданского законодательства о приобретательной давности.
Учреждение в представленном отзыве просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу ОАО "Надыммежрайгаз" - без удовлетворения.
Дело в соответствии с положением части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в отсутствие представителей учреждения, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе, о времени и месте судебного заседания извещённых надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителя и третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Районные газовые сети" доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, спорное имущество находилось в государственной собственности.
В соответствии с пунктом 2 постановления от 27.12.1991 N 3020-1 Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Положением абзаца четвёртого пункта 1 Приложения N 3 к Постановлению N 3020-1 к муниципальной собственности отнесены объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий).
Обращаясь в суд с иском, учреждение исходило из того, что спорное имущество расположено на территории муниципального образования, предназначено для газоснабжения населения, при приватизации государственного предприятия "Надыммеджрайгаз" не вошло в уставный капитал созданного общества, в реестре федерального имущества не значится.
В обоснование своих требований общество ссылалось на приобретательную давность, а также на имевшую место техническую ошибку (халатность) при составлении плана приватизации.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив обстоятельства спора, пришли к выводам об обоснованности требований учреждения и отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска ОАО "Надыммежрайгаз".
Поддерживая данные выводы, суд кассационной инстанции основывается на следующем.
Положением подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесена к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 50 названного Закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для газоснабжения населения.
С учётом названных норм, а также вышеприведённого положения Приложения N 3 к Постановлению N 3020-1, газопровод, находящийся на территории муниципального образования и предназначенный для газоснабжения населения, не может быть отнесён к объектам муниципальной собственности только в том случае, если он входил в имущество предприятий.
Акционерное общество открытого типа (в настоящее время - ОАО) "Надыммежрайгаз" зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением мэра города Надыма и Надымского района от 07.05.1994 N 200. Общество создано путём преобразования государственного предприятия "Надыммежрайгаз" хозяйственной ассоциации "Тюменгазификация" на основании Указа N 1559.
В силу статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) приватизация имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является основанием возникновения права собственности на это имущество гражданина или юридического лица.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 11 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Как установлено судами и признаётся заявителем по существу, спорное имущество в план приватизации государственного предприятия "Надыммежрайгаз" включено не было, обществу по передаточному акту не передавалось.
Согласно общему правилу, закреплённому в пункте 3 Указа N 1559, имущество производственных эксплуатационных баз, газонаполнительных станций, газораспределительных сетей высокого и среднего давления, включая сооружения на них, относится к федеральной собственности.
В то же время пунктом 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, предусмотрена передача в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящихся в ведении предприятий, не включаемых в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", в том числе сооружений и сетей водопровода и канализации, котельных, тепловых сетей, электрических сетей, объектов благоустройства, других сооружений и коммуникаций инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий).
Доказательств того, что газопровод находился на территории приватизируемого предприятия и обслуживал только его, в материалы дела не представлено. Напротив, судами установлено, что газопровод имеет соединения с котельными, находящимися в муниципальной собственности и обслуживающими социальные объекты.
Тем самым, доводы заявителя об ошибочности невключения спорного имущества в план приватизации обоснованно отклонены судами при рассмотрении дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В пункте 15 Постановления N 10/22 разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать в том числе следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.
Как уже указывалось, право собственности общества на спорное имущество не возникло в порядке приватизации государственного имущества; об отсутствии газопровода в плане приватизации государственного предприятия, содержащем расшифровку объектов, заявитель не мог не знать.
Тем самым, вывод судов об отсутствии в действиях общества признака добросовестности давностного владения является верным. В удовлетворении исковых требований ОАО "Надыммежрайгаз" отказано правильно.
Поскольку спорное имущество предназначено для газоснабжения населения муниципального образования, не значится в реестре федеральной собственности, не вошло в уставный капитал акционерного общества, созданного путём преобразования государственного предприятия, право собственности на газопровод обоснованно признано за муниципальным образованием.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций полно и достоверно исследованы значимые для дела обстоятельства, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 23.05.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 10.10.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-6222/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Надыммежрайгаз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.А. Мельник |
Судьи |
О.С. Коробейникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно общему правилу, закреплённому в пункте 3 Указа N 1559, имущество производственных эксплуатационных баз, газонаполнительных станций, газораспределительных сетей высокого и среднего давления, включая сооружения на них, относится к федеральной собственности.
В то же время пунктом 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, предусмотрена передача в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящихся в ведении предприятий, не включаемых в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", в том числе сооружений и сетей водопровода и канализации, котельных, тепловых сетей, электрических сетей, объектов благоустройства, других сооружений и коммуникаций инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий).
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В пункте 15 Постановления N 10/22 разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать в том числе следующее:"
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 февраля 2015 г. N Ф04-14671/14 по делу N А81-6222/2013