г. Тюмень |
|
20 февраля 2015 г. |
Дело N А67-3390/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Кокшарова А.А.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области на решение от 29.08.2014 Арбитражного суда Томской области (судья Сулимская Ю.М.) и постановление от 10.11.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова М.Х., Колупаева Л.А., Скачкова О.А.) по делу N А67-3390/2014 по заявлению Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области (634050, г. Томск, ул. Гагарина, 27; ОГРН 1027000859819, ИНН 7017042210) к обществу с ограниченной ответственностью "СК Омега" (634061, г. Томск, ул. Лебедева, 57/1, оф.12, ОГРН 1117017012045, ИНН 7017288277) о взыскании штрафных санкций.
Суд установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СК Омега" (далее - Общество) о взыскании штрафных санкций в сумме 3 960 руб. за непредставление в установленный срок индивидуальных сведений о застрахованных лицах за полугодие 2013 года.
Решением от 29.08.2014 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 10.11.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в бюджет пенсионного фонда взысканы штрафные санкции в сумме 990 руб. и государственная пошлина в доход федерального бюджета в сумме 500 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.
Судами и материалами дела установлено следующее.
По результатам камеральной проверки Фондом составлен акт, котором установлено, что Общество несвоевременно представило индивидуальные сведения о застрахованных лицах за полугодие 2013 года, в результате чего нарушены пункты 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), что подтверждается протоколом приема сведений индивидуального (персонифицированного) учета N 1998/416363 от 16.08.2013.
28.10.2013 Фондом принято решение N 85 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании (об индивидуальном (персонифицированном) учете), которым Обществу начислен штраф по статье 17 Закона N 27-ФЗ в сумме 3 960 руб. (10% причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации).
Неисполнение Обществом в добровольном порядке требования об уплате штрафа, явилось основанием для обращения Фонда в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Кассационная инстанция считает, что удовлетворяя заявленные Фондом требования частично, суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали материалы дела и, руководствуясь нормативными положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Закона N 27-ФЗ, Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, с учетом положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, а также правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.06.2012 N 34, пришли к обоснованному выводу о правомерности привлечения Общества к ответственности на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ, однако, учитывая, что закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, а также, установив смягчающие ответственность обстоятельства, уменьшили сумму штрафных санкций до 990 руб.
Кассационной инстанцией отклоняются доводы жалобы относительно того, что акт камеральной проверки и решение Фонда составлены и вынесены в 2013 году, т.е. до вступления в силу соответствующих изменений в часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку они противоречат, в том числе, пункту 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 N 4-П, согласно которому императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Кроме того, судами установлено наличие обстоятельств, смягчающих ответственность Общества, что явилось основанием для снижения штрафа.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Следовательно, санкции могут быть уменьшены до такого размера, который орган контроля или суд посчитают допустимым в конкретной ситуации при наличии смягчающих ответственность обстоятельств.
Учитывая изложенное, суды, установив в порядке статьи 44 Закона N 212-ФЗ и статьи 71 АПК РФ такое обстоятельство, как незначительный срок просрочки представления сведений - 1 день, а также принимая во внимание принцип соразмерности, выражающий требования справедливости и предполагающий дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, справедливо и обоснованно произвели снижение размера финансовых санкций до 990 руб.
Признание судами данных обстоятельств смягчающими и снижение размера взыскиваемого штрафа является правом суда и не противоречит нормам действующего законодательства.
Учитывая, что отсутствие ходатайства Общества о необходимости применения судом смягчающих ответственность обстоятельств не исключает обязанности судов (в том, числе исходя из предмета данного спора - взыскание штрафных санкций) дать оценку соразмерности исчисленного штрафа тяжести совершенного правонарушения и установления наличия смягчающих ответственность обстоятельств в соответствии со статьей 44 Закона N 212-ФЗ, кассационная инстанция отклоняет доводы жалобы относительно отсутствия правовых оснований для самостоятельного снижения штрафа судом.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию Фонда по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.08.2014 Арбитражного суда Томской области и постановление от 10.11.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-3390/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Орган ПФР обратился в суд с целью взыскать с фирмы штраф за непредставление в срок сведений о застрахованных лицах.
Суды двух инстанций сочли, что основания для взыскания штрафа имеются, но его размер следует снизить из-за наличия обстоятельств, смягчающих ответственность.
Суд округа поддержал такую позицию и указал следующее.
Нижестоящие суды, установив наличие обстоятельств, смягчающих ответственность фирмы, пришли к выводу о необходимости снизить штраф.
Довод о том, что без ходатайства суды не имели права снижать размер санкции, ошибочен.
В силу Закона о страховых взносах (в редакции, действовавшей до 2015 г.) обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой взносов, рассматривающим дело.
Такие обстоятельства учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Следовательно, санкции могли быть уменьшены до такого размера, который орган контроля или суд посчитали допустимым в конкретной ситуации при наличии смягчающих ответственность обстоятельств.
В данном случае суды установили такое обстоятельство, как незначительный срок просрочки представления сведений (1 день).
Принцип соразмерности выражает требования справедливости и предполагает дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Принимая во внимание данный принцип, суды справедливо и обоснованно снизили размер финансовых санкций.
Отсутствие ходатайства фирмы о необходимости применения смягчающих ответственность обстоятельств не исключало обязанности судов (в т. ч. исходя из предмета данного спора - взыскание санкции) дать оценку соразмерности штрафа.
Соответственно, у судов были правовые основания для самостоятельного снижения штрафа.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 февраля 2015 г. N Ф04-16100/15 по делу N А67-3390/2014