г. Тюмень |
|
27 февраля 2015 г. |
Дело N А45-9187/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Тамашакина С.Н.
Шуйской С.И.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива "Благодара" (630024, г. Новосибирск, ул. Бурденко, 31, 17, ОГРН 1085472001196, ИНН 5443002567) на решение от 15.08.2014 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хорошилов А.В.) и постановление от 21.10.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Колупаева Л.А., Полосин А.Л.) по делу N А45-9187/2014 по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кочнева Олега Леонидовича (ОГРНИП 313547620000260, ИНН 540363309641) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (630004, г. Новосибирск, ул. Революции, 38, ОГРН 1095406019170, ИНН 5407063282) о признании незаконным отказа.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В заседании приняли участие: глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кочнев Олег Леонидович, от сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива "Благодара" - Петров В.И. по доверенности от 01.02.2015, председатель кооператива Белоконь А.Р. на основании протокола от 19.09.2014 N 15.
Суд установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кочнев Олег Леонидович (далее - глава КФХ, Кочнев О.Л.) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, управление, ТУ Росимущества в НСО) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в сроки, установленные статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о фермерском хозяйстве), решения о предоставлении Кочневу О.Л. в аренду земельного участка площадью 6 841 490 кв. м кадастровый номер 54:07:057401:2728 и земельного участка площадью 52 745 366 кв. м кадастровый номер 54:07:057401:2729 (далее - земельные участки) и обязании управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Кочнева О.Л. путем принятия в течение 14 дней с момента вступления решения в законную силу решения о предоставлении ему указанных земельных участков в аренду для ведения сельскохозяйственной деятельности и сельскохозяйственного производства с последующим заключением договора аренды в установленный пунктом 5 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве срок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - третье лицо, Росимущество).
Решением от 15.08.2014 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 21.10.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие управления, выразившееся в непринятии в установленный срок решения о предоставлении Кочневу О.Л. в аренду земельного участка площадью 6 841 490 кв. м кадастровый номер 54:07:057401:2728 и земельного участка площадью 52 745 366 кв. м кадастровый номер 54:07:057401:2729, как несоответствующее Закону о фермерском хозяйстве. На управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Кочнева О.Л. путем принятия решения о предоставлении Кочневу О.Л. в аренду для ведения сельскохозяйственной деятельности и сельскохозяйственного производства земельного участка площадью 6 841 490 кв. м кадастровый номер 54:07:057401:2728 и земельного участка площадью 52 745 366 кв. м кадастровый номер 54:07:057401:2729, с последующим заключением договора аренды в установленный пунктом 5 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве срок. С управления в пользу Кочнева О.Л. взысканы судебные расходы в размере 200 руб.
С кассационной жалобой на указанные судебные акты в порядке статьи 42 АПК РФ обратился сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив "Благодара" (далее - кооператив), который просит решение от 15.08.2014 по настоящему делу отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы ссылается на то, что в площадь предоставленных Кочневу О.Л. земельных участков вошли земельные участки с временными кадастровыми номерами 54:076057401:3777 и 54:07:057401:3776 общей площадью 5 143 516 кв. м, оформляемые кооперативом, который не знал о поданном главой КФХ исковом заявлении и не был привлечен арбитражными судами к участию в деле. Принятыми судебными актами нарушаются права кооператива, поскольку предоставление ему земельных участков невозможно.
Подтверждая свои доводы, кооператив представил вместе с жалобой документы в соответствии с перечнем к жалобе, содержащие, в том числе заявления о предоставлении земельных участков, схемы расположения земельных участков.
Кочнев О.Л. представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считает, что принятыми по делу судебными актами не нарушаются и не могут быть нарушены права кооператива.
В судебном заседании кооператив доводы жалобы поддержал, Кочнев О.Л. возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Кочнев О.Л. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, свидетельством о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серия 54 N 004848813.
Кочнев О.Л. 03.10.2013 обратился в управление (вх. номер 16814) с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, для ведения сельскохозяйственной деятельности и сельскохозяйственного производства: земельного участка площадью 6 841 490 кв. м кадастровый номер 54:07:057401:2728 и земельного участка площадью 52 745 366 кв. м кадастровый номер 54:07:057401:2729.
В ответ на это обращение управление письмом от 30.10.2013 предложило заявителю представить пакет документов в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Документы заявителем представлены 14.11.2013 (вх. номер 18923).
Управлением 12.12.2013 принято решение о направлении заявления и приложенных к нему документов третьему лицу для принятия решения о предоставлении земельных участков в аренду заявителю на основании пункта 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63.
Кочневу О.Л. 13.12.2013 управлением направлено письмо, в котором сообщено о направлении заявления и документов в адрес Росимущества для принятия решения о предоставлении земельных участков в аренду.
Поскольку в установленный в законе срок решение о предоставлении земельных участков в аренду управлением не было принято, Кочнев О.Л. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, установил, что Кочневым О.Л. были представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 12 Закона о фермерском хозяйстве, однако управление, получившее указанные документы, не совершило действий, предусмотренных указанной статьей, в связи с чем бездействие управления признано незаконным и нарушающим права и законные интересы главы КФХ.
Довод управления об отсутствии оспариваемого бездействия в связи с тем, что соответствующие документы в порядке, установленном ведомственным нормативным правовым актом, им были направлены в адрес третьего лица, от которого не был получен ответ, был отклонен.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами, изложенными в решении, указав, что в установленный в пункте 4 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве срок решение о предоставлении главе КФХ испрашиваемых земельных участков в аренду не было принято, именно управление в силу возложенных на него обязанностей и предоставленных ему полномочий обязано было рассмотреть обращение Кочнева О.Л. и принять по нему соответствующее решение.
Из статьи 42 АПК РФ следует, что лица, не участвующие в деле, вправе обжаловать судебный акт в случае, если он принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
При этом лица, названные в указанной статье Кодекса, представляют доказательства наличия нарушенных прав и законных интересов.
В определении от 20.11.2014 Верховного Суда Российской Федерации по делу N 308-ЭС 14-1222 указано следующее.
Пункт 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) устанавливает обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, предоставлять земли на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур по их предоставлению. Для создания равного доступа всех лиц к приобретению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанным органам предписывается принять нормативный правовой акт о процедуре предоставления земельных участков для данных целей.
Из содержания указанной нормы следует, что орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных средствах массовой информации сведения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков.
Действующее земельное законодательство установило специальный порядок предоставления земельных участков для отдельных категорий землепользователей, в том числе для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, определяемый Законом о фермерском хозяйстве, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства гражданам и их некоммерческим объединениям, предусмотренного Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан", для ведения личного подсобного хозяйства, регулируемого Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", а также при предоставлении в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, и в связи с чем законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Этой же нормой предусмотрено, что в случае, если подано два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 ЗК РФ (пункт 3 статьи 10).
В случае, если заинтересованными лицами в приобретении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения являются граждане, изъявившие желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, следует применять порядок предоставления таким субъектам, регламентированный Законом о фермерском хозяйстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления. Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 указанной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, впоследствии принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю (пункты 3, 4 статьи 12 Закона).
Вместе с тем Закон о фермерском хозяйстве, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения такому субъекту, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае наличия конкурирующей заявки второго такого же субъекта или иной сельскохозяйственной организации.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в отсутствие в Законе о фермерском хозяйстве соответствующих положений, регулирующих спорную ситуацию, и учитывая, что указанным лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, прямо содержащий норму о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду в случае, если подано два и более заявлений на торгах (конкурсах, аукционах). Применение этой нормы в рассматриваемом случае вытекает также из статьи 2 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, которой предусмотрено, что участниками отношений, регулируемых Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым, его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Правовое регулирование спорной ситуации положениями пункта 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения соответствует установленным статьей 34 ЗК РФ принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности. Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам.
Из содержания оспариваемых судебных актов следует, что спор, рассмотренный по настоящему делу, возник по поводу земельных участков с кадастровыми номерами 54:07:057401:2728 и 54:07:057401:2729, глава КФХ является лицом, заинтересованным в предоставлении данных земельных участков в аренду.
Из представленных кооперативом документов и материалов следует, что с 2010 года кооператив обращался в ТУ Росимущества в НСО со следующими заявлениями:
- от 19.10.2010 о предоставлении в собственность или в арену участка, находящегося в Искитимском районе вблизи села Морозово и расположенного в границах участка с кадастровым номером 54:07:057401:2411, имеющего площадь 10 292 га;
- от 03.02.2011 о передаче в безвозмездное владение, пользование и распоряжение земельного участка, входящего в земельный участок с кадастровым номером 54:07:057401:2728 и земельный участок с кадастровым номером 54:07:057401:2729 (бывший участок с кадастровым номером 54:07:057401:2411) согласно приложенной схеме;
- от 11.03.2012 об утверждении схемы раздела земельных участков с временными кадастровыми номерами 54:07:057401:3510 и 54:07:057401:3516 и предоставлении их в собственность или в аренду;
- от 11.08.2013 об утверждении схемы раздела земельных участков с временными кадастровыми номерами 54:07:057401:3776 и 54:07:057401:3777 и предоставлении их в долгосрочную аренду;
- от 21.05.2013 о предоставлении земельных участков с временными кадастровыми номерами 54:07:057401:3776 и 54:07:057401:3777 в долгосрочную аренду;
- от 16.08.2013 об утверждении схемы раздела земельных участков с временными кадастровыми номерами 54:07:057401:3776 и 54:07:057401:3777 и предоставлении их в долгосрочную аренду;
- об утверждении схемы раздела земельных участков с временными кадастровыми номерами 54:07:057401:3776 и 54:07:057401:3777 и предоставлении их в долгосрочную аренду для осуществления сельского хозяйства.
Также кооперативом представлены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (54:07:057401), содержащие штамп со сведениями "согласовано территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области", подписи и дату - 12.10.2011.
Таким образом, из представленных кооперативом документов усматривается, что обжалуемые судебные акты затрагивают его права, так как он является лицом, заинтересованным в предоставлении ему земель из земель сельскохозяйственного назначения, которые были предоставлены Кочневу О.Л. При этом заявления поданы кооперативом ранее 14.11.2013 (даты представления Кочневым О.Л. необходимых документов).
Учитывая изложенную правовую позицию, судебная коллегия приходит к выводу, что принятыми по настоящему делу нарушаются права кооператива, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 288 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 4 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.08.2014 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 21.10.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-9187/2014 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
С.Н. Тамашакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из системного толкования приведенных норм права следует, что в отсутствие в Законе о фермерском хозяйстве соответствующих положений, регулирующих спорную ситуацию, и учитывая, что указанным лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, прямо содержащий норму о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду в случае, если подано два и более заявлений на торгах (конкурсах, аукционах). Применение этой нормы в рассматриваемом случае вытекает также из статьи 2 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, которой предусмотрено, что участниками отношений, регулируемых Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым, его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Правовое регулирование спорной ситуации положениями пункта 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения соответствует установленным статьей 34 ЗК РФ принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности. Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 февраля 2015 г. N Ф04-15214/15 по делу N А45-9187/2014
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-15214/15
11.04.2016 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9419/14
19.11.2015 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-9187/14
14.10.2015 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-9187/14
27.02.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-15214/15
21.10.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9419/14
15.08.2014 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-9187/14