г. Тюмень |
|
6 марта 2015 г. |
Дело N А27-9467/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Савицким В.О., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Евразруда" на решение от 16.09.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) и постановление от 14.11.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи С.Н. Хайкина, Т.В. Павлюк, С.В. Кривошеина) по делу N А27-9467/2014 по заявлению открытого акционерного общества "Евразруда" (652990, Кемеровская область, город Таштагол, улица Ленина, 21, ИНН 7701288541, ОГРН 1027739020286) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (650000, Кемеровская область, город Кемерово, улица Ноградская, 19, А, ИНН 4207052250, ОГРН 1024200680723) о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административных наказаний.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Нестеренко А.О.) в заседании участвовали представители: открытого акционерного общества "Евразруда" - Жданов С.В. по доверенности от 12.01.2015; Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области - Белянина О.Е. по доверенности от 24.02.2015, Гладышева Е.И. по доверенности от 24.02.2015.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Евразруда" (далее - ОАО "Евразруда", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (далее - административный орган, Управление Росприроднадзора) о признании незаконными и отмене постановлений от 06.05.2014 N НВЗАТ-212/19, N НВЗАТ-212/22, которыми общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 80 000 рублей и частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением от 16.09.2014 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 14.11.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований общества отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Евразруда", ссылаясь на неправильное применение обеими инстанциями норм материального права, просит отменить указанные судебные акты.
Общество считает, что им совершено одно действие - сброс сточных вод, поэтому административный орган должен был применить императивную норму части 2 статьи 4.4. КоАП РФ и назначить наказание в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание.
В возражении на кассационную жалобу Управление Росприроднадзора, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанции, просит оставить обжалуемые обществом судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной Управлением Росприроднадзора плановой выездной проверки установлено, что в период с апреля 2013 по декабрь 2013 и 26.03.2014 общество сбрасывало сточные воды по выпуску N 1 в реку Кондома с загрязняющими веществами, превышающими допустимые концентрации, в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты).
По результатам рассмотрения материалов плановой выездной проверки административным органом вынесены оспариваемые постановления от 06.05.2014 N НВЗАТ-212/19, N НВЗАТ-212/22 о привлечении ОАО "Евразруда" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, в виде штрафа 80 000 рублей, и частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, в виде штрафа 30 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлениями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований в части назначения наказания, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что факт совершения обществом правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.14, часть 4 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен, подтвержден материалами дела, вина общества административным органом доказана.
При этом судами указано, что в данном случае имеют место разные противоправные деяния заявителя, повлекшие совершение двух самостоятельных правонарушений, в связи с чем не имеется оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что судами при этом не учтено следующее.
Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охраны водных объектов, в частности, за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Согласно части 6 статьи 56, пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлен запрет на сброс в водные объекты сточных вод с превышением Нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утверждённых Приказом Федерального агентства по рыболовству от 18.01.2010 N 20 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения".
Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 23 Закона Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не допускаются выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ без разрешения, выданного органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.
Факт нарушения правил охраны водных объектов, водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты в хозяйственной деятельности общества судами установлен и заявителем в кассационной жалобе не оспаривается.
Судами не выявлено нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, в том числе определения административного наказания.
Вместе с тем при назначении административного наказания следует учитывать положения статьи 4.4 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Выводы судов о том, что событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, составляет не только сброс загрязняющих окружающую среду веществ в составе сточных вод в водные объекты, но и бездействие лица по получению необходимого разрешения на осуществление такова сброса, а в событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, включено последствие (или возможность его наступления) в виде загрязнения водного объекта свидетельствуют о нетождественности объективной стороны указанных правонарушений и не опровергают факт их совершения в результате общего исходного действия по сбросу загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае нарушения правил охраны водных объектов и правил водопользования допущены обществом в результате одного действия (сброса в реку Кондома веществ в составе сточных вод через выпуск N 1) в период с октября по декабрь 2013 года и 26.03.2014.
Рассмотрение возбужденных в отношении общества дел об административном правонарушении, предусмотренными частью 4 статьи 8.13 и частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ подведомственно одному и тому же административному органу.
Следовательно, общество, совершив одним действием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 4 статьи 8.13 и частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, в соответствии с санкцией предусмотренной частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ.
С учётом изложенного суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, изменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленное обществом требование частично, определив наказание заявителю за совершённые административные правонарушения в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 16.09.2014 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 14.11.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-9467/2014 изменить.
Постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области от 06.05.2014 N N НВЗАТ-212/19, НВЗАТ-212/22, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Евразруда" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.14 и частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: назначить открытому акционерному обществу "Евразруда" за совершенные административные правонарушения штраф в размере 100 000 рублей.
В остальной части заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы судов о том, что событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, составляет не только сброс загрязняющих окружающую среду веществ в составе сточных вод в водные объекты, но и бездействие лица по получению необходимого разрешения на осуществление такова сброса, а в событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, включено последствие (или возможность его наступления) в виде загрязнения водного объекта свидетельствуют о нетождественности объективной стороны указанных правонарушений и не опровергают факт их совершения в результате общего исходного действия по сбросу загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект.
...
Рассмотрение возбужденных в отношении общества дел об административном правонарушении, предусмотренными частью 4 статьи 8.13 и частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ подведомственно одному и тому же административному органу.
Следовательно, общество, совершив одним действием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 4 статьи 8.13 и частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, в соответствии с санкцией предусмотренной частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 марта 2015 г. N Ф04-13953/14 по делу N А27-9467/2014