г. Тюмень |
|
17 марта 2015 г. |
Дело N А27-12109/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Сириной В.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.10.2014 (судья Ходякова О.С.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014 (судьи Жданова Л.И., Афанасьева Е.В., Шатохина Е.Г.) по делу N А27-12109/2014
по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района (650025, г. Кемерово, пр. Ленина, 5, ИНН 4205153887, ОГРН 1084205006951)
к открытому акционерному обществу "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (650000, г. Кемерово, ул. Кузбасская, 6, ИНН 4205153492, ОГРН 1084205006600)
о взыскании задолженности по арендной плате.
Суд установил:
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровского муниципального района (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к открытому акционерному обществу "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (далее - ОАО "СКЭК", общество) о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 6 756 604,17 руб. за период с 01.01.2012 по 30.06.2014, а также пени в сумме 9 229 148,1 руб. за период 11.01.2012 по 25.06.2012, ссылаясь на ненадлежащее исполнение обязательств по договору аренды земельного участка от 20.07.2009 N 07-4235-ю/н.
Решением арбитражного суда от 08.10.2014, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению Комитета, выводы судов основаны на неверном толковании норм материального права.
ОАО "СКЭК" в представленном отзыве отклонило доводы кассационной жалобы, просило принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Кассационная жалоба согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрена в отсутствии представителей сторон, извещенных надлежащим образом о судебном заседании.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами норм права, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что на основании заключенного договора аренды от 20.07.2009 N 07-4235-ю/н Комитет (арендодатель) предоставил ОАО "СКЭК" (арендатор) шесть земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 3753 кв. м, в том числе: участок N 1 площадью 912 кв. м с кадастровым номером 42:04:0206001:128; участок N 2 площадью 1072 кв. м с кадастровым номером 42:04:0206001:127; участок N 3 площадью 50 кв. м с кадастровым номером 42:04:0206001:126; участок N 4 площадью 1340 кв. м с кадастровым номером 42:04:0206001:125; участок N 5 площадью 69 кв. м с кадастровым номером 42:04:0206001:124; участок N 6 площадью 310 кв. м с кадастровым номером 42:04:0206001:123, имеющих адресный ориентир: Кемеровская область, Кемеровский район, для проектирования ВЛ 35 кВ.
В соответствии с пунктом 2.1 договора срок аренды был установлен с 16.07.2009 до 31.12.2009.
Пунктом 3.2 договора определено, что арендатор самостоятельно ежемесячно (до 10 числа первого месяца квартала, за который производится оплата) перечисляет арендную плату на расчетный счет органа федерального казначейства.
Согласно определению величины арендной платы от 20.07.2009 (приложение к договору) арендная плата с 16.07.2009 установлена в сумме 124 400,70 руб. в месяц.
Комитет уведомлениями от 10.01.2012 N 16 и от 10.05.2012 N 1443 сообщил ОАО "СКЭК" об изменении арендной платы, которая с 01.01.2012 в соответствии с постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово" составила 225 295,48 руб.
Указывая на наличие образовавшейся задолженности по арендной плате в связи с ненадлежащим исполнением обществом обязательств по внесению арендных платежей за период с 01.01.2012 по 30.06.2014, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд, основываясь на положениях статьи 65 Земельного кодекса РФ, статьи 424 Гражданского кодекса РФ, пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила определения размера арендной платы), приняв во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенную в постановлении от 02.02.2010 N 12404/09, проверив расчеты по арендным платежам и установив, что при определении размера арендной платы за пользование спорным земельным участком не учтено предусмотренное законом ограничение размера арендной платы в пределах 2% кадастровой стоимости земельного участка в год, имеет место переплата арендных платежей в спорный период, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения предъявленных требований.
Выводы арбитражного суда, поддержанные судом апелляционной инстанции, соответствуют материалам дела и установленным обстоятельствам спора, основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ указано, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса РФ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" арендная плата за использование земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.02.2010 N 12404/09, внесенные Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" изменения относительно определения размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий.
Таким образом, предельный годовой размер арендной платы за земельные участки, занятые линейными объектами, предписан непосредственно федеральным законом и не может быть установлен органом местного самоуправления в большем размере независимо от применяемой им конкретной методики расчета.
Судами установлено, что на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 10.11.2009 за ОАО "СКЭК" 18.06.2010 зарегистрировано право собственности на новую ЛЭП-35 от п/ст "Крохалевская до п/ст. Октябрьская", назначение: нежилое, протяженность 11000 м, инв. N 1-5890, адрес объекта: Кемеровская область, г. Березовский, п/ст. "Крохалевская" по направлению на северо-восток до п/ст. "Октябрьская".
Материалами дела подтверждается, что земельные участки были предоставлены обществу в связи с использованием для строительства линейного объекта (ВЛ 35 кВ), общество является владельцем этого линейного объекта, подпадающего под действие пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Проверив представленные Комитетом и ОАО "СКЭК" расчеты арендной платы с учетом указанных нормативных актов, устанавливающих размер арендной платы за пользование спорными земельными участками, суды пришли к выводу об отсутствии у ОАО "СКЭК" задолженности по арендной плате за спорный период, поскольку Комитетом размер арендной платы исчислен без учета положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливающего её предел.
Исходя из установленных обстоятельств, суды сделали правомерный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований Комитета о взыскании задолженности по арендной плате и пени, обоснованно применив норму об ограничении размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости используемых земельных участков.
Утверждение Комитета в кассационной жалобе о необходимости при расчете арендной платы руководствоваться условиями договора подлежит отклонению в виду его несостоятельности, как противоречащее установленным обстоятельствам по делу и действующему законодательству.
По существу приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильность выводов судов, не подтверждают нарушение либо неправильное применение норм действующего законодательства, а направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств.
В силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции не имеет правовых оснований для иной оценки доказательств и установленных судами обстоятельств по делу.
При разрешении спора судами не допущено нарушений, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.10.2014 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014 по делу N А27-12109/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.02.2010 N 12404/09, внесенные Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" изменения относительно определения размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
...
Материалами дела подтверждается, что земельные участки были предоставлены обществу в связи с использованием для строительства линейного объекта (ВЛ 35 кВ), общество является владельцем этого линейного объекта, подпадающего под действие пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Проверив представленные Комитетом и ОАО "СКЭК" расчеты арендной платы с учетом указанных нормативных актов, устанавливающих размер арендной платы за пользование спорными земельными участками, суды пришли к выводу об отсутствии у ОАО "СКЭК" задолженности по арендной плате за спорный период, поскольку Комитетом размер арендной платы исчислен без учета положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливающего её предел."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 марта 2015 г. N Ф04-16773/15 по делу N А27-12109/2014