г. Тюмень |
|
18 марта 2015 г. |
Дело N А45-14043/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 18 марта 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Отческой Т.И.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Савицким В.О., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области на решение от 29.09.2014 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Мануйлов В.П.) и постановление от 12.12.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-14043/2014 по заявлению закрытого акционерного общества "Северянка-сервис" (630008, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Кирова, 113, ИНН 5405368360, ОГРН 1085405008688) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630011, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Кирова, 3, ИНН 5405116098, ОГРН 1035401913568) о признании недействительным решения.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Гофман Н.В.) в заседании участвовали представители:
от закрытого акционерного общества "Северянка-сервис" - Бакаева И.А. по доверенности от 11.03.2014;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области - Спицын А.К. по доверенности от 12.01.2015.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Северянка-сервис" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - антимонопольный орган, управление) о признании недействительным решения от 02.06.2014 по делу N 02-01-18-10-14 (далее - решение от 02.06.2014).
Решением от 29.09.2014 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 12.12.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное обществом требование удовлетворено.
Не согласившись с судебными актами, антимонопольный орган обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит решение от 29.09.2014 и постановление от 12.12.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, заявитель занимает доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии, поскольку переток электрической энергии до энергетических установок индивидуального предпринимателя Горских Олега Васильевича (далее - Горских О.В., предприниматель) осуществляется по объектам электросетевого хозяйства общества.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на неё и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Из материалов дела следует и судами установлено, что предприниматель и открытое акционерное общество "Новосибирскэнергосбыт" обратились в антимонопольный орган с жалобой на действия заявителя по препятствованию в передаче (перетоку) электрической энергии на объекты Горских О.В.
По результатам рассмотрения жалобы управлением вынесено решение от 02.06.2014, согласно которому общество на основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) признано занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии в границах расположения его сетей и нарушившим часть 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции путём препятствования передаче (перетоку) электрической энергии на объекты предпринимателя в период с 11.02.2014 по 28.04.2014.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии доказательств того, что общество занимает доминирующее положение на товарном рынке предоставления услуг по передаче (перетоку) электроэнергии.
Выводы судов являются обоснованными и соответствуют материалам дела.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии положениями статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) деятельность по передаче электроэнергии отнесена к сферам деятельности естественных монополий.
Из содержания статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) следует, что услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями; территориальная сетевая организация является коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя требовать за это плату.
Вместе с тем, переток электроэнергии представляет собой её перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определённых условиях, установленных Правилами N 861. При этом осуществление перетока на безвозмездной основе как соблюдение названного запрета не является услугой передачи электроэнергии в смысле статьи 3 Закона об электроэнергетике и статьи 4 Закона о естественных монополиях.
Пунктом 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, договор оказания этих услуг является публичным.
В силу статьи 4 Закона о защите конкуренции под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменён другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.
Согласно определению услуги передачи электроэнергии при безвозмездном характере деятельности лиц, обеспечивающих беспрепятственный переток электроэнергии, товарного рынка в целях применения статьи 10 Закона о защите конкуренции не существует.
В рассматриваемом случае судами установлено, что основной вид деятельности заявителя - это оказание услуг собственникам помещений в здании по адресу: город Новосибирск, улица Кирова, 113, по содержанию и эксплуатации общего имущества в здании.
Отношения между обществом и предпринимателем строились на основании договора от 29.07.2008 N 4 об оказании услуг по содержанию и эксплуатации общего имущества в здании, обеспечению порядка, чистоты и комфортного использования помещений в здании, обеспечение помещений в здании коммунальными услугами, который был, расторгнут 01.02.2014.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество не является энергоснабжающей, энергосбытовой либо сетевой организацией, не оказывает услуги по передаче электрической энергии на возмездной основе.
Доказательств того, что общество оказывает и имеет технологические возможности по оказанию таких услуг и взимает за это плату антимонопольным органом не представлено.
Соответственно вывод судов об отсутствии оснований для признания общества, через объекты которого осуществлялся переток электроэнергии к помещениям предпринимателя, организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, и субъектом естественной монополии, является правильным.
Невыполнение запрета на воспрепятствование перетоку электроэнергии, предусмотренного Правилами N 861, без доказательств доминирующего положения на товарном рынке и злоупотребления рыночной властью не может быть квалифицировано по статье 10 Закона о защите конкуренции.
Данный вывод согласуется с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20.11.2012 N 2513/12.
С учётом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленное обществом требование, признав недействительным оспариваемое решение антимонопольного органа.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе о том, что общество занимает доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьёй 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.09.2014 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 12.12.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-14043/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 4 Закона о защите конкуренции под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменён другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.
Согласно определению услуги передачи электроэнергии при безвозмездном характере деятельности лиц, обеспечивающих беспрепятственный переток электроэнергии, товарного рынка в целях применения статьи 10 Закона о защите конкуренции не существует.
...
Невыполнение запрета на воспрепятствование перетоку электроэнергии, предусмотренного Правилами N 861, без доказательств доминирующего положения на товарном рынке и злоупотребления рыночной властью не может быть квалифицировано по статье 10 Закона о защите конкуренции.
Данный вывод согласуется с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20.11.2012 N 2513/12."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 марта 2015 г. N Ф04-16901/15 по делу N А45-14043/2014