г. Тюмень |
|
9 апреля 2015 г. |
Дело N А70-6426/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Поликарпова Е.В.
Чапаевой Г.В.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Центр-аудит" на решение от 28.08.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Стафеев С.А.) и постановление от 18.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричек Ю.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-6426/2014 по заявлению закрытого акционерного общества "Центр-аудит" (625035, г. Тюмень, ул. Республики, 162, 215; ОГРН 1027200824310, ИНН 7203124830) к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал N 1 (625001, г. Тюмень, ул. Ирбитская, 16; ОГРН 1027200820503, ИНН 7202029421) о признании незаконным решения.
В заседании приняли участие представители:
от закрытого акционерного общества "Центр-аудит" - Краус М.Н. по доверенности от 21.07.2014;
от Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиала N 1 - Кушнирчук Н.В. по доверенности от 02.03.2015 N 14.
Суд установил:
Закрытое акционерное общество "Центр Аудит" (далее - заявитель, ЗАО "Центр-Аудит", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Фонд, ответчик) о признании незаконными решения от 17.03.2014 N 1608 в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 186 730,60 руб. и решения от 17.03.2014 N 400 об отказе в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 188 798,50 руб.
Решением от 28.08.2014 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 18.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ЗАО "Центр-Аудит" обратилось с кассационной жалобой, в которой просило решение судоа первой и постановление апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судами и материалами дела установлено следующее.
02.12.2013 Общество обратилось в филиал N 1 Фонда с заявлением о выделении средств на выплату страхового обеспечения в размере 258 020,75 руб., в связи с чем Фондом была проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством. Результаты камеральной проверки оформлены актом от 18.02.2014 N 1608.
По результатам камеральной проверки Фондом были приняты решения от 17.03.2014 N 1608 и от 17.03.2014 N 400.
Решением от 17.03.2014 N 1608 Обществу были выделены средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового возмещения, в сумме 69 222,25 руб. При этом Обществу было отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 188 798,50 руб.
Основанием для отказа в возмещении 188 798,50 руб. послужил вывод Фонда о том, что пособия по временной нетрудоспособности работникам Семеновой А.А., Мардановой Е.М., Кондрашовой С.С., Краус М.Н. исчислены с нарушением требований действующего законодательства.
Проверкой установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные Семеновой А.А., Мардановой Е.М. исчислены с нарушением требований части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255), поскольку неверно определен расчетный период.
В связи с изложенным Фонд отказал в зачете 98,74 руб. за ноябрь 2011 года (Марданова Е.М.) и 1 803,21 руб. за декабрь 2011 года, и за февраль 2012 года (Семенова А.А.).
Фондом также было установлено, что при выплате пособия по уходу за ребенком (Кондрашова С.С.) имеется переплата в размере 165,95 руб. допущенная в результате счетной ошибки, в связи с чем указанная сумма не была принята к зачету.
Отказывая в выделении средств, возмещающих выплату Краус М.Н. пособия по беременности и родам в размере 186 730,60 руб., Фонд исходил из того, что Краус М.Н. была принята на работу исключительно для получения названного пособия и его возмещения за счет средств Фонда социального страхования.
Решением от 17.03.2014 N 400 Фонд не принял к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 188 798,50 руб. и предложил Обществу произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 188 798,50 руб. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.04.2014 по 30.06.2014.
Не согласившись с решением от 17.03.2014 N 1608 в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 186 730,60 руб., и решением от 17.03.2014 N 400, Общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций всесторонне исследовали представленные сторонами доказательства и, руководствуясь нормами статьи 6, подпунктом 1 пункта 1 статьи 9, подпунктом 7 пункта 2 статьи 8, пунктом 3 части 1 статьи 11, статьей 12, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N165-ФЗ), статьями 4, 13, 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ), а также частью 1 статьи 2, частью 1 статьи 13, частью 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ, учитывая установленные по делу обстоятельства, пришли к верному выводу о том, что действия Общества направлены исключительно на получение названного пособия и его возмещения за счет средств фонда социального страхования.
Частью 1 и пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от N 255-ФЗ предусмотрено, что право на пособия по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Часть 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ устанавливает, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В статье 13 Закона N 81-ФЗ также определено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Названное пособие в соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 81-ФЗ выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ и пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от Закона N 165-ФЗ установлено, что пособие по беременности и родам является одним из видов страхового обеспечения.
Согласно статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации установлен статьей 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, согласно части 3 которой территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
Страховщик при этом имеет право проводить проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (статья 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что на основании приказа от 01.08.2013 N 4-К Краус М.Н. была принята на работу в Общество с 01.08.2013 на должность аудитора с окладом 10 000 руб. и причитающимися стимулирующими и компенсационными выплатами.
09.08.2013 Краус М.Н. был предъявлен листок нетрудоспособности, дающий право на отпуск по беременности и родам.
С 09.08.2013 у Краус М.Н. начался отпуск по беременности и родам.
Таким образом, Краус М.Н. была принята на работу в Общество за 8 дней до начала отпуска по беременности и родам. При этом в течение 9 месяцев до момента устройства на работу в Общество Краус М.Н. трудовую деятельность не осуществляла.
Между тем, документы, подтверждающие фактическое выполнение Краус М.Н. должностных обязанностей, запрошенные в ходе проведения проверки, Обществом не были представлены.
В соответствии со штатным расписанием от 01.08.2013 N 16 для Общества было предусмотрено 8 штатных единиц с фондом оплаты труда 77 572,91 руб.
Однако во 2 квартале 2013 года в соответствии со штатным расписанием от 01.04.2013 N 15 было предусмотрено 7 штатных единиц с фондом оплаты труда в размере 66 072,91 руб. (в том числе директор - 11 500 руб., заместитель директора 12 497,91 руб., бухгалтер - 15 000 руб., аудитор (3 шт. ед.) - 4 025 руб., помощник аудитора -15 000 руб.).
В 1 квартале 2013 года в соответствии со штатным расписанием от 01.01.2013 N 14 было предусмотрено 9 штатных единиц с фондом оплаты труда в размере 74 122,91 руб. (в том числе директор - 11 500 руб., заместитель директора - 12 497,91 руб., заместитель директора - 4 025 руб., бухгалтер - 15 000 руб., аудитор (4 шт. ед.) - 4 025 руб., помощник аудитора -15 000 руб.).
При этом в ходе проверки Обществом также не были представлены документы, подтверждающие, что на вакантную должность аудитора на период отсутствия Краус М.Н. был принят другой работник. Сама Краус М.Н. приступила к работе в Обществе лишь 14.07.2014.
Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о том, что Краус М.Н. была принята на работу для получения названного пособия и его возмещения за счет средств фонда социального страхования.
При наличии указанных обстоятельств Фонд правомерно отказал в выделении средств на осуществление (возмещение расходов), произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения.
Формальное соответствие представленных страхователем доказательств требованиям законодательства о подтверждении обоснованности получения компенсационной выплаты по социальному страхованию при установленных арбитражным судом вышеуказанных обстоятельствах не свидетельствует о правомерности действий Общества.
Кассационная инстанция считает, что судами правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального законодательства, поэтому обжалуемые решение и постановление отмене не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 28.08.2014 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 18.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-6426/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
Е.В. Поликарпов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации установлен статьей 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, согласно части 3 которой территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
...
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (статья 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 апреля 2015 г. N Ф04-17127/15 по делу N А70-6426/2014
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-17127/15
18.12.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11259/14
11.12.2014 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-6426/14
28.08.2014 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-6426/14