г. Тюмень |
|
21 мая 2015 г. |
Дело N А75-11197/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Отческой Т.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на определение от 12.11.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) и постановление от 04.03.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-11197/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Юганскводоканал" (628307, город Нефтеюганск, 7-й микрорайон, 57, ОГРН 1108619002128, ИНН 8604048909) об уменьшении размера исполнительского сбора.
Другие лица, участвующие в деле: Управление Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, город Ханты-Мансийск, улица Чехова, 8, ОГРН 1048600010095, ИНН 8601024346), специализированный отдел судебных приставов по важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628007, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ОГРН 1048600006179, ИНН 8601024089).
Суд установил:
открытое акционерное общество "Юганскводоканал" (далее - общество, должник) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора, подлежащего взысканию на основании постановления судебного пристава-исполнителя специализированного отдела судебных приставов по важным исполнительным производствам (далее - судебный пристав) от 14.08.2014 по исполнительному производству N 5841/14/86008-ИП.
К участию в деле качестве заинтересованных лиц привлечены специализированный отдел судебных приставов по важным исполнительным производствам (далее - отдел), Управление Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление).
Определением от 12.11.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 04.03.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявление общества удовлетворено, размер исполнительского сбора снижен на 425 699, 47 руб.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и отказать обществу в удовлетворении заявления.
Податель жалобы считает, что снижение исполнительского сбора возможно только в исключительных случаях, которые из обстоятельств настоящего дела не усматриваются.
В отзыве на кассационную жалобу общество, соглашаясь с выводами судов, просит вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 25.07.2014 на основании исполнительного листа АС N 006478258, выданного Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, возбуждено исполнительное производство N 5841/14/86008-ИП о взыскании с общества в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре задолженности в размере 24 325 684, 01 руб.
Должнику предложено в 5-дневный срок с момента получения копии постановления добровольно исполнить требования исполнительного документа. Указанное постановление получено обществом 05.08.2014.
В связи с неисполнением обществом в полном объеме требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом 14.08.2014 вынесено постановление о взыскании с него исполнительского сбора в размере 7 процентов от суммы, подлежащей взысканию, что составило 1 702 797, 88 руб.
Полагая, что имеются основания для снижения размера исполнительского сбора, должник обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций сочли возможным уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть от размера, определенного судебным приставом в постановлении от 14.08.2014.
Выводы судов являются правомерными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно частями 1, 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 10 000 руб. с должника-организации (часть 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
В силу пункта 6 статьи 112 Закона N 229-ФЗ должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Часть 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ предоставляет суду право с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П указал, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, мерой ответственности лица, своевременно не исполнившего требования судебного органа. При этом установленный размер взыскания (7 процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Таким образом, право признания того или иного обстоятельства, смягчающего юридическую ответственность лица и позволяющего снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду. Вопрос об уменьшении исполнительского сбора решается судом исходя из обстоятельств каждого конкретного дела и представленных должником документов.
Исследовав и оценив в порядке статей 71, 268 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства суды двух инстанций установили, что в предоставленный судебным приставом срок обществом исполнительный документ в полном объеме не исполнен по причине отсутствия достаточных для этого денежных средств; общество принимало меры к добровольному исполнению решения суда, обращалось за рассрочкой платежа, оказывало содействие судебному приставу, не препятствовало выявлению имущества с целью его дальнейшей оценки и реализации.
С учетом изложенного и принимая во внимание осуществление должником деятельности в качестве ресурсоснабжающей организации, отсутствие доказательств, свидетельствующих об уклонении от исполнения возложенной на него обязанности по уплате имеющейся задолженности и ее фактическое исполнение, арбитражные суды пришли к выводу о возможности снижения исполнительского сбора на одну четверть.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии управления с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ не допускается при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
определение от 12.11.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 04.03.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-11197/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Часть 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ предоставляет суду право с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П указал, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, мерой ответственности лица, своевременно не исполнившего требования судебного органа. При этом установленный размер взыскания (7 процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 мая 2015 г. N Ф04-19504/15 по делу N А75-11197/2013
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-19504/15
04.03.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14256/14
12.11.2014 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-11197/13
26.02.2014 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-11197/13