г. Тюмень |
|
27 мая 2015 г. |
Дело N А46-11894/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственное предприятие "Ремдизель" на решение от 15.10.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Чернышев В.И.) и постановление от 11.02.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Киричек Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-11894/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственное предприятие "Ремдизель" (644058, Омская область, город Омск, улица Ишимская, 2, 1, ИНН 5504071232, ОГРН 1025500977930) к Омской таможне (644024, Омская область, город Омск, улица Лермонтова угол Пушкина, 27/31, ИНН 5504030483, ОГРН 1025500973090) о признании недействительными решений по классификации товара.
В заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью "Производственное предприятие "Ремдизель" - Даниловский М.В. по доверенности от 23.06.2014, Камолкин В.М. по доверенности от 13.06.2014; Омской таможни - Новолодских Н.В. по доверенности от 31.03.2015, Шурко С.В. по доверенности от 19.05.2015, Корсак А.В. по доверенности от 12.01.2015.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Производственное предприятие "Ремдизель" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Омской таможне (далее - таможенный орган) о признании недействительными решений от 02.06.2014 N N РКТ-10610080-14/000020, РКТ-10610080-14/000021 по классификации товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС).
Решением от 15.10.2014 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 11.02.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, обществу в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые по делу решение и постановление отменить, принять новый судебный акт или направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы заявитель указывает следующие доводы: классификация спорных двигателей в субпозиции 8408 10 является правильной, поскольку все двигатели, входящие в состав силовой судовой установки, относятся к двигателям, приводящим судно в движение; спорные двигатели могут использоваться на судах как в качестве главного, так и в качестве вспомогательного двигателя, что подтверждается заключениями экспертов. Если при классификации двигателей учитывать Пояснения к Единой товарной номенклатуре внешне-экономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - Пояснения ТН ВЭД ТС), утвержденные Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4 (в редакции рекомендации от 17.12.2013 N 17), то двигатели силовой судовой установки, которые не используются для приведения судна в движение, не могут классифицироваться в субпозиции 8408 10.
В отзыве на кассационную жалобу таможенный орган просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, считает их законными.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм права, пришел к выводу об оставлении без изменения обжалуемых судебных актов по делу.
Как следует из материалов дела, 02.06.2014 обществом (декларант) с целью таможенного декларирования на Омский таможенный пост Омской таможни подана таможенная декларация в электронной форме на товары N 10610080/020614/0004110 (далее - декларация), в соответствии с которой таможенная процедура "выпуск для внутреннего потребления" и в графе 31 декларации заявлены товары:
- N 1 (двигатели для судовой силовой установки, двигатель судовой мощностью 30 кВт, для привода генератора 24 кВт/1500 об/мин с навесным оборудованием в составе: клиновой ремень - 2 шт., насос забортной воды - 1 шт., датчиком протечки топлива - 1 шт., воздушный фильтр - 1 шт., фильтр грубой очистки топлива - 1 шт., электронный регулятор оборотов с проводами - 1 компл., крепежным комплектом (лапы - 4 шт., болты, гайки) и инструментом для монтажа двигателя на судне, модель D226B-3CD - 4 шт. серийные номера: ЗВ14000229, ЗВ14000230, ЗВ14000231, ЗВ14000232);
- N 2 (двигатели для судовой силовой установки, двигатель судовой мощностью 40 кВт, для привода генератора 30 кВт/1500 об/мин с навесным оборудованием в составе: компенсатор в сборе - 1 шт., клиновой ремень - 2 шт., насос забортной воды - 1 шт., датчик протечки топлива - 1 шт., воздушный фильтр - 1 шт., фильтр грубой очистки топлива - 1 шт., электронный регулятор оборотов с проводами - 1 компл., крепежным комплектом (лапы - 4 шт., болты, гайки) и инструментом для монтажа двигателя на судне. Модель TD226B-3CD - 1 шт., серийные номера: ЗВ14С000362).
В графе 33 декларации в отношении товаров N 1, N 2 указан код товара в соответствии с ТН ВЭД ТС - 8408 10 270 0 со ставкой ввозной таможенной пошлины - 0%.
В ходе проведения мероприятий таможенного контроля по указанной таможенной декларации таможенным органом установлена неверная классификация заявителем ввозимых товаров, поэтому таможней приняты следующие решения о классификации товаров по ТН ВЭД ТС:
- N РКТ-10610000-14/000020, согласно которому товар N 1, продекларированный по декларации, классифицирован в субпозиции 8408 90 "Двигатели прочие", подсубпозиции 8408 90 430 9 "новые, мощностью более 15 кВт, но не более 30 кВт, прочие". Указанному классификационному коду ТН ВЭД ТС соответствует ставка ввозной таможенной пошлины - 9%;
- N РКТ-10610000-14/000021, согласно которому товар N 2, продекларированный по декларации, классифицирован в субпозиции 8408 90 "Двигатели прочие", подсубпозиции 8410 90 450 9 "новые, мощностью более 30 кВт, но не более 50 кВт, прочие". Указанному классификационному коду ТН ВЭД ТС соответствует ставка ввозной таможенной пошлины - 9%.
Считая решения таможенного органа по классификации товара нарушающими его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что при принятии решения о классификации товара таможенным органом установлены технические характеристики товара и классификационные признаки, которые позволяют описать и кодировать спорный товар в соответствии с ТН ВЭД ТС и Пояснениями ТН ВЭД ТС в товарную субпозицию 8408 90.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правильными, соответствующими материалам дела и нормам действующего законодательства.
В силу статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных названным Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются различные виды таможенных деклараций, перечисленные в статье 180 ТК ТС. При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (статья 181 ТК ТС).
Пунктом 2 статьи 181 ТК ТС предусмотрено, что в таможенной декларации указываются, в числе прочего, такие сведения о товарах, как наименование, описание, классификационный код товаров по ТН ВЭД и другие.
Согласно пункту 1 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 52 ТК ТС проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
Классификация товаров осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, утвержденными решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - Основные правила интерпретации ТН ВЭД), являющимися составной частью единого Таможенного тарифа.
Согласно Правилу 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп в ТН ВЭД приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями, содержащимися в Правилах 2 - 6 ОПИ.
Подпункт "а" Правила 3 Основных правил интерпретации ТН ВЭД предусматривает, что в случае, если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение следует отдавать той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Согласно Правилу 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Систематизация товаров осуществляется по нескольким основным критериям: по материалу, из которого они изготовлены; по функциям, которые они выполняют; по степени обработки, при этом предусмотрена более специфическая детализация для отдельных видов товаров.
Пунктом 7 "Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешне-экономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза 28.01.2011 N 522 (далее - Положение о порядке применения ТН ВЭД ТС), определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации товара по ТН ВЭД.
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основным правилами интерпретации ТН ВЭД.
При классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться Основные правила интерпретации, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций ТН ВЭД.
Вместе с тем указанное не исключает возможность при возникновении сомнений использовать Пояснения ТН ВЭД ТС, содержащие толкование содержания позиций, терминов и иной информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 851 рекомендовано применять Пояснения ТН ВЭД ТС.
Из материалов дела следует, что в данном случае спор между сторонами возник по вопросу классификации ввезенного обществом по декларации товара по коду ТН ВЭД ТС.
В графе 33 декларации в отношении товаров N N 1, 2 товар задекларирован обществом по коду ТН ВЭД ТС - 8408 10 270 0, который соответствует группе товаров ТН ВЭД ТС - 84 "Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части", товарной позиции 8408 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые с воспламенением от сжатия (дизели или полудизели), субпозиции 8408 10 "Двигатели для силовых судовых установок", подсубпозиции 8408 10 270 0 "новые, мощностью не более 50 кВт, прочие". Указанному классификационному коду ТН ВЭД ТС соответствует ставка ввозной таможенной пошлины - 0%.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что декларируемые заявителем товар - двигатели относятся к вспомогательным двигателям, а не к главным двигателям.
В ходе проверки вышеназванной декларации таможенным органом приняты оспариваемые решения, согласно которым товар N 1 следует классификации по коду подсубпозиции 8408 90 430 9 ТН ВЭД ТС, а товар N 2 - по коду подсупозиции 8408 90 450 9 ТН ВЭД ТС.
Суды первой и апелляционной инстанции правомерно отметили, что выбор конкретного кода ТН ВЭД ТС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Согласно тексту товарной позиции и Пояснениям ТН ВЭД ТС, в соответствии с которыми внесены изменения в рекомендацию от 12.03.2013 N 4 и последняя дополнена томом VI, включающим группу 84), к субпозиции 8408 10 ТН ВЭД ТС "двигатели для силовых судовых установок" относятся только двигатели с областью применения - использование в целях непосредственного приведения в движение судов, в то время как к субпозиции 8408 90 ТН ВЭД ТС "прочие двигатели" относятся все иные двигатели (то есть двигатели, используемые для любых иных целей, отличных от непосредственного приведения в движение судна).
Аналогичное толкование субпозиции 8408.10 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и характеристика объектов, подлежащих отнесению к такой субпозиции, приведены в представленном таможенным органом в материалы дела письме Федеральной таможенной службы от 30.12.2014 N 16-41/64783, согласно которому термин "двигатели для силовых судовых установок" означает двигатели для судовой установки, используемые только для приведения судна в движение (то есть двигатели, которые приводят в движение гребной винт, колесо, гребной ротатор, водомет), и не охватывает двигатели, предназначенные для привода генератора, который используется в качестве основного источника электрической энергии, а также в ответе Всемирной таможенной организации от 27.01.2015 на запрос Федеральной таможенной службы от 30.12.2014 о разъяснении сферы охвата обозначенной субпозиции "двигатели для силовых судовых установок".
Согласно разъяснениям Всемирной таможенной организации текст субпозиции 8408.10 "marine propulsion engine" Harmonized commodity description and coding system (официальный, засвидетельствованный нотариусом, перевод субпозиции 8408.10 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров - "двигатели для судовой установки, используемые для приведения в движение") четко указывает на то, что двигатели данной субпозиции относятся к двигателям, которые обеспечивают движение кораблей, лодок и прочих судов.
При этом Западно-Сибирским филиалом Российского Речного Регистра, уполномоченным на осуществление функций по установлению соответствия характеристик судового оборудования техническим требованиям действующего законодательства и по освидетельствованию судов, по запросу Федеральной таможенной службы от 14.02.2013 в письме от 05.03.2013 разъяснено, что двигатели для судовой силовой установки подразделяются на главные - предназначены для приведения в действие движителей (гребных винтов) или оборудования, обеспечивающего основное движение судна, и вспомогательные - первичные двигатели судовых генераторов тока, двигатели привода грузовых насосов.
Аналогичные характеристики главного и вспомогательных двигателей приведены и в письме ФБОУ ВПО "Новосибирская государственная Академия водного транспорта", представленном в материалы дела самим заявителем.
Изложенное подтверждает обоснованность вывода арбитражных судов о том, что к товарной субпозиции 8408 10 ТН ВЭД ТС могут быть отнесены исключительно главные двигатели, предназначенные для приведения в движение движителя судна, а не иные двигатели, даже если они опосредованно предназначены для обеспечения возможности движения судна, но не являются тяговой (пропульсивной) установкой.
Исследовав полно и всесторонне в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные сторонами в материалы дела документы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что при принятии решения о классификации товара таможенным органом были установлены технические характеристики товара и классификационные признаки, которые позволяют отнести ввезенный обществом товар согласно ТН ВЭД ТС и Основных правил интерпретации ТН ВЭД в товарную позицию 8408 90.
Судами установлено, что декларируемые двигатели предназначены для привода генератора, то есть являются вспомогательными двигателями и не предназначены для приведения в движение гребного устройства кораблей, лодок и прочих судов.
Согласно разъяснениям Западно-Сибирского филиала Российского Речного Регистра от 05.03.2013, судовые двигатели для привода генераторов отличаются от главных двигателей настройкой регулятора частоты вращения коленчатого вала, направлением вращения коленчатого вала, системой управления двигателем, параметрами аварийно-предупредительной системы и сигнализации.
В судебных заседаниях было также установлено, что в соответствии с Техническим описанием и инструкцией по эксплуатации судовых дизельных двигателей серии 226В, которые являются предметом таможенного декларирования в настоящем споре, угол наклона регуляторной характеристики главных двигателей данной серии составляет 8%, а двигателей для привода генераторов - 3%.
Проанализировав в совокупности имеющиеся в материалах дела заключения, правильно применив названные выше Пояснения ТН ВЭД ТС, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что декларируемые обществом в рассматриваемом случае товары представляют собой именно вспомогательные двигатели, предназначенные для привода генераторов и подлежащие классификации по субпозиции 8408 90 ТН ВЭД ТС, в качестве "двигателей прочих", облагаемых ввозной таможенной пошлиной по ставке 9%.
Установив, что спорный товар не соответствует товарной позиции 8404 10 ТН ВЭД ТС, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сделали вывод о правомерности отнесения таможенным органом ввезенного по декларации товара к подсубпозиции 8408 90 430 9 ТН ВЭД ТС (товар N 1) и подсубпозиции 8408 90 450 9 ТН ВЭД ТС (товар N 2).
Суды также установили, что, классифицируя спорный товар по коду ТН ВЭД ТС8408 90, таможенным органом было правомерно учтено вхождение Российской Федерации в состав Всемирной таможенной организации, основой для описания и кодирования товаров в рамках действия которой, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров (на которой основана ТН ВЭД ТС).
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали оспариваемое решение таможенного органа о классификации товара правомерным.
Доводы общества о двойном назначении ввозимых им двигателей (в качестве главных и вспомогательных) отклонены судами как не основанные на имеющихся в деле доказательствах и фактических обстоятельствах дела.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций названных выше фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в силу статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, состоявшиеся по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.10.2014 Арбитражного суда Омской области и постановление от 11.02.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-11894/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 7 "Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешне-экономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза 28.01.2011 N 522 (далее - Положение о порядке применения ТН ВЭД ТС), определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации товара по ТН ВЭД.
...
Согласно тексту товарной позиции и Пояснениям ТН ВЭД ТС, в соответствии с которыми внесены изменения в рекомендацию от 12.03.2013 N 4 и последняя дополнена томом VI, включающим группу 84), к субпозиции 8408 10 ТН ВЭД ТС "двигатели для силовых судовых установок" относятся только двигатели с областью применения - использование в целях непосредственного приведения в движение судов, в то время как к субпозиции 8408 90 ТН ВЭД ТС "прочие двигатели" относятся все иные двигатели (то есть двигатели, используемые для любых иных целей, отличных от непосредственного приведения в движение судна)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 мая 2015 г. N Ф04-19275/15 по делу N А46-11894/2014
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-19275/15
10.06.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2420/20
28.01.2020 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-11894/14
09.06.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-19275/15
21.03.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1323/16
19.01.2016 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-163/16
27.05.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-19275/15
11.02.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13045/14
15.10.2014 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-11894/14