г. Тюмень |
|
8 июня 2015 г. |
Дело N А27-11891/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Отческой Т.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская энергетическая компания" на решение от 03.10.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Конарева И.А.) и постановление от 23.12.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-11891/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская энергетическая компания" (652990, город Таштагол, улица Мира, 30а, ОГРН 1074228000153, ИНН 4228010684) к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (650002, город Кемерово, улица Институтская, 3, ОГРН 1034205004525, ИНН 4200000206) о признании частично недействительным предписания.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасская энергетическая компания" (далее - общество, ООО "ЮКЭК") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) о признании недействительными пунктов 1, 2, 6-11 предписания от 28.03.2014 N 38-С/08-14 (далее - предписание от 28.03.2014).
Решением от 03.10.2014 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 23.12.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, производство по делу в части требования о признании недействительным пункта 1 предписания от 28.03.2014 прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ЮКЭК", ссылаясь на неправильное применение судами статьи 69 АПК РФ, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 03.10.2014 и постановление от 23.12.2014 отменить в части отказа в признании недействительными пунктов 6-11 предписания от 28.03.2014 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований в указанной части.
Общество считает, что Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 N 96 (далее - Общие правила взрывобезопасности), на него не распространяются, поскольку оно не относится к категории предприятий химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.
В подтверждение своей позиции податель жалобы ссылается на письмо Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.10.2014 N 14-00-10/2112, в котором указано, что Общие правила взрывобезопасности в отношении мазутных хозяйств как объектов тепло- и электроэнергетики не применяются.
В отзыве на кассационную жалобу управление, соглашаясь с выводами судов, просит вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что вынесенные по делу судебные акты подлежат отмене в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения плановой выездной проверки управлением установлено, что при эксплуатации опасного производственного объекта - площадка ООО "ЮКЭК" (регистрационный номер А68-02060-0002, дата регистрации 26.03.2008, II класс опасности), расположенного по адресу: Кемеровская область, город Таштагол, улица Мира, 30а (далее - ОПО, площадка ООО "ЮКЭК"), обществом допущены нарушения лицензионных требований и условий, требований нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.
По результатам проверки управлением составлен акт от 31.03.2014 N 15-16/04-14 и вынесено постановление от 31.03.2014 N 38-1-35 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200 000 руб. (далее - постановление от 31.03.2014).
Предписанием от 28.03.2014 на ООО "ЮКЭК" возложена обязанность в срок до 11.04.2014 устранить выявленные в ходе проверки нарушения, в частности (применительно к обжалуемой части):
- разработать план по предупреждению и ликвидации розливов нефтепродуктов для ОПО, на котором обращаются нефтепродукты, при наличии риска распространения розливов мазута (пункт 6);
- провести оценку энергетического уровня каждого технологического блока мазутного хозяйства, расположенного на ОПО, определить категорию его взрывоопасности в установленном порядке (пункт 7);
- рабочим и инженерно-техническим работникам, непосредственно занятым ведением работ на ОПО, пройти курс подготовки с использованием современных технических средств обучения и отработки таких навыков (компьютерные тренажеры) для приобретения практических навыков безопасного ведения работ, предупреждения аварий и ликвидации их последствий на технологических объектах с блоками II категории взрывоопасности (пункт 8);
- резервуары для хранения мазута РВС-1000 N 1, РВС-400 N 3 оснастить быстродействующей запорной арматурой с дистанционным управлением из мест, безопасных для нахождения персонала в аварийных условиях, а также средствами контроля и автоматизации (пункты 9, 10);
- для технологических трубопроводов мазута установить назначенный срок эксплуатации, отразить его в проектной документации и внести в паспорт трубопроводов (пункт 11).
Не согласившись с некоторыми из пунктов данного предписания, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в признании недействительными пунктов 6-11 предписания от 28.03.2014, суды обеих инстанций пришли к выводу, что содержащиеся в них требования являются правомерными и не нарушают прав и законных интересов ОАО "ЮКЭК".
При этом суды приняли во внимание, что факт нарушения обществом требований промышленной безопасности, указанных в оспариваемых пунктах, установлен вступившим в законную силу решением от 29.07.2014 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6403/2014, которым обществу отказано в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления от 31.03.2014.
Между тем судами не учтено следующее.
По смыслу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выносится в случае установления при проведении проверки нарушений требований законодательства, соблюдение которых является обязательным для проверяемого юридического лица.
Согласно пунктам 6-11 предписания от 28.03.2014 обществу необходимо устранить допущенные им нарушения требований статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о примышленной безопасности), подпункта "у" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492 (далее - Положение о лицензировании), пунктов 2.2, 2.7, 2.11, 3.9, 3.20.3, 4.7.8, 5.1.2, 5.5.10 Общих правил взрывобезопасности.
Частью 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности предусмотрено, что организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты (далее - эксплуатирующие организации), обязаны соблюдать положения названного закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.
Эксплуатация объектов в соответствии с требованиями промышленной безопасности, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", а также требованиями, установленными в обоснованиях безопасности объектов, - в случае, если деятельность осуществляется лицензиатом с применением обоснования безопасности объекта, подпунктом "у" пункта 5 Положения о лицензировании отнесено к лицензионным требованиям.
Таким образом, статья 9 Закона о промышленной безопасности и подпункт "у" пункта 5 Положения о лицензировании не возлагают на эксплуатирующие организации обязанностей по выполнению конкретных мероприятий, перечисленных управлением в пунктах 6-11 оспариваемого предписания; закрепляют лишь общие требования к эксплуатации опасных производственных объектов и являются отсылочными (бланкетными) к иным нормам действующего законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности.
Общие правила взрывобезопасности устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на опасных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе способные образовывать паро-, газо- и пылевоздушные взрывопожароопасные смеси, кроме конденсированных взрывчатых веществ (пункт 1.1).
Названные правила устанавливают требования промышленной безопасности к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности, связанной с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, техническим перевооружением, капитальным ремонтом, консервацией и ликвидацией опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности (пункт 1.4).
Следовательно, действие Общих правил взрывобезопасности распространяется на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности.
В соответствии со статьей 2 Закона о промышленной безопасности и пункту 1 Приложения 1 к нему опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в Приложении 2 к настоящему закону количествах опасные вещества следующих видов: воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, вещества, представляющие опасность для окружающей среды.
Из материалов дела следует, что ООО "ЮКЭК" имеет лицензию от 23.03.2009 N ВП-68-001160 (К) на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов; эксплуатирует 4 опасных производственных объекта (котельная УПК N 1, котельная УПК N 2, площадка погрузочно-разгрузочных работ ООО "ЮКЭК", площадка ООО "ЮКЭК"); в состав площадки ООО "ЮКЭК" (участок производственно-отопительной котельной N 1) входит мазутное хозяйство, мазутные баки, где используется.
Отклоняя доводы общества о необоснованном применении к нему Общих правил взрывобезопасности, суды со ссылкой на ГОСТ 10585-99 "Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия" указали, что ООО "ЮКЭК" является организацией, осуществляющей деятельность в области промышленной безопасности, связанной с эксплуатацией опасного производственного объекта, на котором используется мазут - нефтехимическое вещество, состоящее из смеси нефтяных смол, углеводородов и других химических и органических веществ и соединений; основными потребителями мазута являются промышленность и жилищно-коммунальные хозяйства.
Вместе с тем сам по себе факт нахождения и (или) использования на площадке ООО "ЮКЭК" мазута и его химический состав не могут служить достаточным основанием для признания эксплуатируемого обществом ОПО объектом нефтехимической промышленности.
Действительно, мазут является продуктом нефтепереработки, который широко применяется в энергетике, судоходстве и промышленности в качестве топлива для паровых котлов, котельных установок и промышленных печей, а также используется как сырье для производства моторных топлив, смазочных масел, гудрона, битума и т.д.
Мазутное хозяйство котельных представляет собой комплекс сооружений и устройств, предназначенных для приема, хранения и подачи мазута в котельную.
В выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и Уставе ООО "ЮКЭК" основным видом деятельности общества значится производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; вспомогательным - эксплуатация тепловых сетей и котельных, распределение и передача пара и горячей воды (тепловой энергии).
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что ОПО относится к площадкам хранения мазутного топлива, которое используется обществом в технологическом процессе выработки тепловой энергии в целях ее последующей передачи потребителям, и квалифицировать его как объект тепло- и электроэнергетики.
Доказательства осуществления обществом переработки мазута или иных нефтепродуктов, применения их в качестве сырья для производства какой-либо продукции в материалах дела отсутствуют.
Обращение на производственном объекте горючего вещества в количестве, превышающем указанное в Приложении 2 к Закону о промышленной безопасности, является лишь признаком, свидетельствующим о его опасности.
При таких обстоятельствах оснований для признания площадки ООО "ЮКЭК" объектом нефтехимической промышленности не имеется.
Включение приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.04.2012 N 233 Общих правил взрывобезопасности в перечень нормативных правовых актов подраздела Б.1 "Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности", знание которых проверяется в ходе аттестации работников предприятий электроэнергетики, эксплуатирующих объекты нефтехимии, также не означает, что их действие распространяется на организации иных отраслей промышленности.
С учетом изложенного вывод судов о правомерности требования управлением соблюдения ООО "ЮКЭК" норм Общих правил взрывобезопасности при эксплуатации ОПО является необоснованным и противоречит действующему законодательству.
Иных нормативных правовых актов, возлагающих на общество обязанности по выполнению мероприятий, содержащихся в оспариваемых пунктах предписания, управлением не указано.
Выводы Арбитражного суда Кемеровской области по ранее рассмотренному делу N А27-6403/2014 о нарушении обществом лицензионных требований и требований промышленной безопасности, которые аналогичны предложенным к устранению предписанием от 28.03.2014, не имеют преюдициального значения при рассмотрении настоящего спора.
Положения части 2 статьи 69 АПК РФ освобождают от доказывания только фактических обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, но не исключают возможности их различной правовой оценки (квалификации), правовые же выводы не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, не требующих доказывания (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.2013 N 407-О, от 16.07.2013 N 1201-О, от 24.10.2013 N 1642-О, от 06.11.2014 N 2528-О, постановление Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014 N 303-АД14-3647, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2004 N 2045/04, от 31.01.2006 N 11297/05, от 25.07.2011 N 3318/11).
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций в полном объеме, но ими неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает, что на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ принятые по делу судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене, требования общества о признании недействительными пунктов 6-11 предписания от 28.03.2014 - удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 03.10.2014 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 23.12.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-11891/2014 в части отказа в признании недействительными пунктов 6-11 предписания Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.03.2014 N 38-С/08-14 отменить.
Признать недействительными пункты 6-11 предписания Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.03.2014 N 38-С/08-14.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения части 2 статьи 69 АПК РФ освобождают от доказывания только фактических обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, но не исключают возможности их различной правовой оценки (квалификации), правовые же выводы не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, не требующих доказывания (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.2013 N 407-О, от 16.07.2013 N 1201-О, от 24.10.2013 N 1642-О, от 06.11.2014 N 2528-О, постановление Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014 N 303-АД14-3647, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2004 N 2045/04, от 31.01.2006 N 11297/05, от 25.07.2011 N 3318/11).
...
решение от 03.10.2014 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 23.12.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-11891/2014 в части отказа в признании недействительными пунктов 6-11 предписания Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.03.2014 N 38-С/08-14 отменить."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июня 2015 г. N Ф04-17511/15 по делу N А27-11891/2014