Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 июля 2015 г. N Ф04-21033/15 по делу N А03-15938/2014

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Формулируя вывод о необходимости определения подлежащего к уплате в бюджет НДФЛ расчетным путем по правилам подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, суды, принимая во внимание в том числе правовые позиции, изложенные Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 16.02.2010 по делу N 13158/09 и от 09.03.2011 N 14473/10, исходили из следующего:

- профессиональный вычет в размере 20% может быть предоставлен налогоплательщику безусловно только в случае, если сумма его расходов меньше 20 процентов общей суммы доходов, полученных Предпринимателем от предпринимательской деятельности в течение налогового периода, что в данном случае из материалов дела не усматривается, Инспекция указанные обстоятельства в ходе проверки не устанавливала;

- предоставление Предпринимателю - плательщику НДФЛ - права при отсутствии подтверждающих документов применить профессиональный налоговый вычет в определенном абзацем 4 пункта 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации размере, не лишает его возможности вместо реализации названного права доказывать фактический размер соответствующих расходов применительно к правилам подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации;

- при невозможности установить одну из составляющих, необходимых для исчисления налога, следует руководствоваться соответствующим правилом, предусмотренным пунктом 7 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, создающим дополнительные гарантии прав налогоплательщика и обеспечивающим баланс публичных и частных интересов; неприменение упомянутых положений действующего налогового законодательства может повлечь необоснованное исчисление Инспекцией налогов в сумме, не соответствующей размеру фактических обязательств Предпринимателя;

- отсутствие всех необходимых документов не исключает необходимость учета расходов Предпринимателя в целях исчисления НДФЛ по правилам, установленным подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации,

- у налогового органа имелась возможность определить налоговые обязательства налогоплательщика исходя из представленных документов, применив при этом расчетный метод; частичное представление налогоплательщиком первичных документов не освобождает налоговые органы от применения положений подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку задачей налогового контроля является объективное установление размера налогового обязательства проверяемого налогоплательщика;

- поскольку одну из составляющих частей для определения налоговой базы по НДФЛ - доходы - Инспекция определила, используя не только сведения, представленные Предпринимателем, но и полученные от контрагентов Предпринимателя по спорным сделкам, то есть расчетным методом, то и другую ее часть - налоговые вычеты - Инспекция также должна была определить расчетным методом.

Исходя из изложенного, установив, что Инспекция, переводя по результатам проведения выездной налоговой проверки Предпринимателя с ЕНВД на общую систему налогообложения, при исчислении подлежащего к уплате в бюджет НДФЛ не определила расходы расчетным путем по правилам подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, суды сделали правильный вывод о неподтверждении Инспекцией действительного размера налоговой обязанности Предпринимателя по НДФЛ, в связи с чем обоснованно признали в данной части оспариваемое решение налогового органа недействительным.

В кассационной жалобе Инспекция приводит доводы о правомерном определении налоговой базы по указанному налогу, исчисление которой было произведено Инспекцией с учетом применения профессионального налогового вычета в размере 20 процентов общей суммы доходов, предусмотренного положениями абзаца 4 пункта 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации.

...

В рассматриваемом случае положения абзаца 4 пункта 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации о возможности применения профессионального налогового вычета в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности, не освобождают Инспекцию от обязанности определения налоговой базы по НДФЛ расчетным путем в соответствии с положениями подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса."