г. Тюмень |
|
20 июля 2015 г. |
Дело N А46-16230/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Буровой А.А.
Перминовой И.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области на решение от 27.01.2015 Арбитражного суда Омской области (судья Стрелкова Г.В.) и постановление от 08.04.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-16230/2014 по заявлению открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" (644099, г. Омск, ул. Фрунзе, 54; ОГРН 1025500735260, ИНН 5500000103) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (644010, г. Омск, ул. Маршала Жукова, 72,1; ОГРН 1045507036783, ИНН 5504097167) о признании недействительными решений.
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" - Дыков А.В. по доверенности от 19.01.2015, после перерыва - Неворотова-Кандлер Т.В. по доверенности от 10.07.2015;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области - Никитенко Е.М. по доверенности от 30.12.2014, до перерыва - Федорова Е.А. по доверенности от 30.12.2014.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Газпромнефть-Омск" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 30.06.2014 N 11-10/8/721 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. По данному заявлению возбуждено производство по делу, которому присвоен номер А46-16230/2014.
Определением от 12.12.2014 Арбитражного суда Омской области на основании заявления Общества о признании недействительным решения Инспекции от 30.06.2014 N 11-10/8/72 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения возбуждено производство по делу N А46-16231/2014.
Определением от 29.12.2014 Арбитражного суда Омской области дело N А46-16230/2014 и дело N А46-16231/2014 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N А46-16230/2014.
Решением от 27.01.2015 Арбитражного суда Омской области требования Общества удовлетворены, решения Инспекции признаны недействительными, на Инспекцию возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов Общества.
Постановлением от 08.04.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.
Судом кассационной инстанции в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв в судебном заседании. 14.07.2015 судебное заседание было продолжено.
Судами и материалами дела установлено следующее.
Кадастровая стоимость земельного участка Общества с кадастровым номером 55:36:000000:1317, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:73, первоначально установлена 23.12.2010 (то есть в течение налогового периода по земельному налогу) в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, а именно: путем умножения среднего удельного показателя стоимости преобразуемого участка, установленного в зависимости от соответствующего вида разрешенного использования участка постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - Постановление N 174-п), на площадь земельного участка, и определена в размере 771 171 812,05 руб.
Именно данный размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 внесен в государственный кадастр недвижимости при постановке на учет такого участка (23.12.2010) и был указан в соответствующем кадастре в качестве актуального вплоть до декабря 2013 года.
Между тем, постановлением от 21.12.2011 N 254-п Правительства Омской области, вступившим в силу с 01.01.2012, Постановление N 174-п признано утратившим силу.
В ходе кадастровой оценки земель Омской области, проводившейся в соответствии с распоряжением Правительства Омской области N 124-рп от 18.08.2010, кадастровая оценка спорного земельного участка (с кадастровым номером 55:36:000000:1317) по состоянию на 01.01.2011 уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления не была проведена.
В целях актуализации данных о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 Общество обращалось с ходатайствами об исправлении кадастровой ошибки и определении кадастровой стоимости на основании актуального удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:73 (письмо от 09.11.2012 N 31/6848, адресованное Управлению Росреестра по Омской области, письмо от 14.11.2012 N 31/6925, адресованное ФГБУ "ФКП Росреестра по Омской области").
ФГБУ "ФКП Росреестра по Омской области" и Управление Росреестра по Омской области оставили без удовлетворения указанные ходатайства и указали на то, что в данном случае отсутствуют основания для определения кадастровой стоимости спорного земельного участка исходя из удельных показателей, установленных по результатам кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области и утвержденных приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-п, поскольку в названном нормативном акте отсутствуют сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:73, из которого образован участок с кадастровым номером 55:36:000000:1317.
При этом Управлением Росреестра по Омской области Обществу для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), рекомендовано применять нормативную цену земли, установленную приказом Министерства имущественных отношений Омской области (ответ Управления Росреестра по Омской области от 07.12.2012 N 52/44230).
В то же время, постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-33141/2012, вступившим в законную силу 24.12.2013, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 установлена равной его рыночной стоимости в размере 54 360 000 руб. по состоянию на 01.01.2011; суд обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317, определённой по состоянию на 01.01.2011 в размере 54 360 000 руб., с момента вступления в силу судебного акта.
Обществом была представлена в Инспекцию налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, по итогам камеральной налоговой проверки которой налоговым органом 30.06.2014 вынесено решение N 11-10/8/721 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором констатировано занижение налогоплательщиком налоговой базы по земельному налогу за 2013 год вследствие неправомерного занижения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317, повлекшее неуплату земельного налога за указанный налоговый период в размере 10 752 177 руб.; Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в размере 801 184 руб., ему доначислен земельный налог в размере 10 752 177 руб. и начислены пени на 30.06.2014 в размере 154 228 руб.
Кроме того, по итогам проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год Инспекцией составлен акт и принято решение от 30.06.2014 N 11-10/8/72 об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику отказано в уменьшении земельного налога за 2012 год по земельному участку с кадастровым номером 55:36:000000:1317 на сумму 10 752 177 руб.
В ходе налоговых проверок Инспекция пришла к выводу о недопустимости исчисления земельного налога по участку с кадастровым номером 55:36:000000:1317 за 2012 - 2013 годы исходя из кадастровой стоимости, установленной на 01.01.2011 судебным актом от 24.12.2013 по делу N А46-33141/2012.
По мнению Инспекции, при определении налоговых обязательств Общества за 2012-2013 годы должна применяться кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317, указанная в государственном кадастре недвижимости; кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда.
Не согласившись с указанными решениями Инспекции, Общество обжаловало их в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области, решениями которого от 10.09.2014 N N 16-22/11617@, 16-22/11616@ апелляционные жалобы оставлены без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва и дополнений к нему, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что в обязанность налогоплательщику не может быть вменена уплата земельного налога за 2012, 2013 годы на основании утративших актуальность сведений о кадастровой стоимости земельного участка, поэтому Общество правомерно исчислило земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 исходя из кадастровой стоимости, установленной судебным актом по делу N А46- 33141/2012.
Апелляционная инстанция, оставляя без изменения решение суда, в то же время исходила из следующего:
- соответствующие положения Постановления N 174-п не могут применяться при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 с 01.01.2012, поскольку сведения о кадастровой стоимости такого участка, внесенные в государственный кадастр недвижимости 23.12.2010, также утратили свою актуальность с 01.01.2012;
- по состоянию на 01.01.2011 уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления кадастровая оценка спорного земельного участка в рамках кадастровой оценки земель Омской области (в соответствии с распоряжением Правительства Омской области N 124-рп от 18.08.2010) проведена не была; следовательно, на 01.01.2012 отсутствовали актуальные и достоверные данные о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317, определенной в соответствии с положениями действующего законодательства;
- в рассматриваемом случае в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 установлена единственная актуальная на 01.01.2012 кадастровая стоимость - стоимость, определенная судебным актом по делу N А46- 33141/2012;
- нормативная цена земли на 2012-2013 годы, установленная приказами Министерства имущественных отношений Омской области от 29.12.2011 N 49-п, от 29.12.2012 N 78-п и рекомендованная Обществу для применения Управлением Росреестра по Омской области, более чем в три раза превышает кадастровую стоимость, установленную в отношении соответствующего участка судебным актом по делу N А46- 33141/2012 и равную рыночной, при том, что в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 319 "О порядке определения нормативной цены земли" нормативная цена земли не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
Поскольку установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик такого объекта недвижимости, как земельный участок, в том числе в целях налогообложения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 N 1555-О), суд апелляционной инстанции подтвердил обоснованность применения в настоящем случае при исчислении земельного налога за 2012, 2013 годы кадастровой стоимости земельного участка, определенной судебным актом по делу N А46 - 33141/2012 Арбитражного суда Омской области.
Кассационная инстанция считает обоснованным вывод апелляционного суда, отклонившего соответствующие доводы Инспекции, что из положений статей 388, 389, 390, 391, 393 НК РФ, статей 65, 66 ЗК РФ, Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", с учетом правовой позиции, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.01.2011 N 15932/10, следует, что кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости на 01.01.2012 и на 01.01.2013 в отношении спорного земельного участка, не может применяться для целей определения налоговых обязательств Общества за 2012-2013 годы, поскольку к 01.01.2012 она утратила свою актуальность.
Кассационная инстанция также поддерживает вывод суда, что положения главы 31 НК РФ, правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 02.07.2013 N 17-П) обязывают определять налоговые обязательства, в том числе по земельному налогу, в соответствии с положениями законодательства о налогах и сборах, земельного законодательства, регулирующего порядок установления основной характеристики объекта налогообложения - земельного участка.
В то же время, согласно положениям статей 31, 387, 390, 396 НК РФ, статей 65, 66 ЗК РФ, Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 17.12.1996 N 20-П, Определение от 04.07.2002 N 202-О) и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановления от 28.06.2011 N 913/11, от 25.06.2013 N 10761/11), в рассматриваемом случае установленная решением суда по делу N А46- 33141/2012 кадастровая стоимость спорного земельного участка является основанием для исчисления земельного налога только после вступления его в законную силу (после 24.12.2013); не имеется оснований для исчисления земельного налога в отношении спорного земельного участка на основании новой кадастровой (рыночной) стоимости за 2012 и 2013 года без учета даты вступления в силу судебного акта по делу N А46 - 33141/2012 Арбитражного суда Омской области.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54, если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, следует руководствоваться положениями статьи 65 ЗК РФ и пункта 13 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Поскольку материалами дела подтверждено, что на 01.01.2012 отсутствовали актуальные и достоверные данные о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317, определенной в соответствии с положениями действующего законодательства, для целей налогообложения в рассматриваемом случае следует применять нормативную цену земли.
Таким образом, кассационная инстанция полагает, что у судов отсутствовали основания для признания правомерным применения в настоящем случае при исчислении земельного налога за 2012, 2013 годы кадастровой стоимости земельного участка, определенной судебным актом по делу N А46- 33141/2012 Арбитражного суда Омской области, и удовлетворения требований в полном объеме.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций нарушили положения норм материального права, что привело к принятию неправильных судебных актов. В связи с этим решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций подлежат отмене.
Ссылку суда апелляционной инстанции на пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 319 как основание для возможности налогоплательщику не применять положения приказов Министерства имущественных отношений Омской области от 29.12.2011 N 49-п, от 29.12.2012 N 78-п, суд кассационной инстанции считает неверной исходя из буквального толкования указанного пункта.
Кроме того, приказы Министерства имущественных отношений Омской области, утвердившие нормативную цену земли, опубликованы в издании "Омский вестник", доведены до неопределенного круга лиц; не отменены и не признаны недействующими, в связи с чем определение размера земельного налога (в отсутствие установленной кадастровой стоимости земельных участков) производится исходя из утвержденной нормативной цены земли до установления кадастровой стоимости земельного участка или ее корректировки в установленном порядке.
На основании изложенного, поскольку расчет суммы земельного налога исходя из нормативной цены земли не был предметом оценки арбитражных судов при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить данные нарушения, в том числе предложить сторонам определить сумму земельного налога за спорные налоговые периоды с учетом нормативной цены земли, а также рыночной цены земли, подлежащей применению с учетом даты вступления в законную силу судебного акта по делу N А46- 33141/2012, дать оценку всем доводам сторон, распределить судебные расходы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27.01.2015 Арбитражного суда Омской области и постановление от 08.04.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-16230/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кассационная инстанция также поддерживает вывод суда, что положения главы 31 НК РФ, правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 02.07.2013 N 17-П) обязывают определять налоговые обязательства, в том числе по земельному налогу, в соответствии с положениями законодательства о налогах и сборах, земельного законодательства, регулирующего порядок установления основной характеристики объекта налогообложения - земельного участка.
В то же время, согласно положениям статей 31, 387, 390, 396 НК РФ, статей 65, 66 ЗК РФ, Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 17.12.1996 N 20-П, Определение от 04.07.2002 N 202-О) и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановления от 28.06.2011 N 913/11, от 25.06.2013 N 10761/11), в рассматриваемом случае установленная решением суда по делу N А46- 33141/2012 кадастровая стоимость спорного земельного участка является основанием для исчисления земельного налога только после вступления его в законную силу (после 24.12.2013); не имеется оснований для исчисления земельного налога в отношении спорного земельного участка на основании новой кадастровой (рыночной) стоимости за 2012 и 2013 года без учета даты вступления в силу судебного акта по делу N А46 - 33141/2012 Арбитражного суда Омской области.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54, если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, следует руководствоваться положениями статьи 65 ЗК РФ и пункта 13 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
...
Ссылку суда апелляционной инстанции на пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 319 как основание для возможности налогоплательщику не применять положения приказов Министерства имущественных отношений Омской области от 29.12.2011 N 49-п, от 29.12.2012 N 78-п, суд кассационной инстанции считает неверной исходя из буквального толкования указанного пункта."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 июля 2015 г. N Ф04-21437/15 по делу N А46-16230/2014
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2016 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-16230/14
20.07.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-21437/15
08.04.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2270/15
27.01.2015 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-16230/14