г. Тюмень |
|
23 января 2017 г. |
Дело N А75-3321/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2017 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации на постановление от 04.10.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н.) по делу N А75-3321/2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по заявлению закрытого акционерного общества "ГидроМонитор" (628403, город Сургут, улица 30 лет Победы, 37, 2, 87, ОГРН 1028600597464, ИНН 8602056301) к Отделению по Тюменской области Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (625000, город Тюмень, улица Володарского, 48) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
В заседании участвовали представители:
от Центрального Банка Российской Федерации - Опольская Ю.А. по доверенности от 20.11.2015;
от закрытого акционерного общества "ГидроМонитор" - Шапошников А.Ю. по доверенности от 25.07.2016.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "ГидроМонитор" (далее - общество, ЗАО "ГидроМонитор") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее - банк) от 14.03.2016 N 65-16-Ю/1049/3110 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Решением от 16.06.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Зубакина О.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 04.10.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда оспариваемое обществом постановление банка изменено в части назначения наказания, административный штраф заменен на предупреждение.
В кассационной жалобе банк, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам, просит отменить постановление от 04.10.2016 и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя жалобы, апелляционный суд необоснованно применил положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства соответствия ЗАО "ГидроМонитор" критериям, установленным подпунктами "б"-"д" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 408-ФЗ), наличие которых после 01.08.2016 является необходимым условием для отнесения акционерного общества к субъектам малого или среднего предпринимательства.
В отзыве на кассационную жалобу общество, соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены постановления от 04.10.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Как следует из материалов дела, по факту не предоставления ЗАО "ГидроМонитор" к установленному в требовании от 22.12.2015 N Т5-22-2-3/68302 сроку информации о лице, осуществляющем ведение реестра акционеров, копии договора на ведение реестра с регистратором и акта приема-передачи реестра, банком составлен протокол об административном правонарушении от 19.02.2016 N 65-16-Ю/1049/1020 и вынесено постановление от 14.03.2016 N 65-16-Ю/1049/3110 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ЗАО "ГидроМонитор" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Установив наличие в действиях общества состава вмененного правонарушения, соблюдение порядка привлечения его к административной ответственности и отсутствие оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного им требования.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции. При этом, руководствуясь частью 2 статьи 1.7, частью 2 статьи 3.4, статьей 4.1.1 КоАП РФ, счел возможным заменить назначенное обществу административное наказание на предупреждение.
Оставляя обжалуемый судебный акт без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Согласно статье 19.7.3 КоАП РФ непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, за исключением случаев, если в соответствии со страховым законодательством, законодательством Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах Банком России дается предписание об устранении нарушения страхового законодательства, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 500 000 рублей до 700 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу с 04.07.2016) являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 209-ФЗ субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными названным Законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Пунктом 10 статьи 10 Закона N 408-ФЗ предусмотрено, что до 01.08.2016 для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства и для отнесения их к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства применяются условия, установленные статьей 4 Закона N 209-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2016).
Судом апелляционной инстанции установлено, что административное правонарушение совершено обществом впервые; выявлено в рамках осуществления банком государственного контроля; имеет формальный состав, что исключает наступление имущественного ущерба; не повлекло причинение вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ не поименовано.
Материалами дела также подтверждается и не оспаривается банком, что ЗАО "ГидроМонитор" отвечает признакам, перечисленным в части 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации).
По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ).
С учетом изложенного и принимая во внимание, что на момент совершения административного правонарушения и привлечения к административной ответственности ЗАО "ГидроМонитор" обладало статусом субъекта малого предпринимательства, применение апелляционным судом в данном конкретном случае положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ следует признать правомерным.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 04.10.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-3321/2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ).
С учетом изложенного и принимая во внимание, что на момент совершения административного правонарушения и привлечения к административной ответственности ЗАО "ГидроМонитор" обладало статусом субъекта малого предпринимательства, применение апелляционным судом в данном конкретном случае положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ следует признать правомерным."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 января 2017 г. N А75-3321/16 по делу N А75-3321/2016
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7334/17
23.01.2017 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А75-3321/16
04.10.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8869/16
16.06.2016 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-3321/16