г. Тюмень |
|
8 августа 2017 г. |
Дело N А03-5927/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2017 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Кокшарова А.А.
Перминовой И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы закрытого акционерного общества "Санаторий "Сосновый бор" и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на постановление от 12.04.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А, Бородулина И.И., Павлюк Т.В.) по делу N А03-5927/2016 Арбитражного суда Алтайского края по заявлению закрытого акционерного общества "Санаторий Сосновый бор" (658042, Алтайский край, Первомайский район, село Зудилово, улица Шукшина, 58А, ОГРН 1032201590497, ИНН 2263000950) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края (656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Красноармейский, 72, ОГРН 1022200906903, ИНН 2221002257) о признании недействительным акта проверки.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Санаторий Сосновый бор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края (далее - Территориальный фонд) о признании недействительным акта от 30.12.2015 N 43 проверки использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), соблюдения прав застрахованных граждан на получение бесплатной медицинской помощи в обществе (далее - акт проверки).
Решением от 09.12.2016 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 12.04.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено. Принят новый судебный акт.
Признан недействительным акт проверки, вынесенный Территориальным фондом в отношении общества, в части требования о возврате в бюджет Территориального фонда средств, использованных не по нецелевому назначению в размере 510 000 рублей, уплате штрафа в размере, превышающим 30 000 рублей, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы 510 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу отказано. Взыскано с Территориального фонда в пользу общества 3 000 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, общество и Территориальный фонд обратились в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационными жалобами.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм права, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит постановление от 12.04.2017 отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Общество указывает, что Территориальный фонд допустил грубые нарушения порядка проведения проверки, что влечет недействительность ее результатов; все поступившие средства ОМС израсходованы на цели, определенные структурой тарифа на оплату медицинской помощи.
Территориальный фонд в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
Территориальный фонд в кассационной жалобе просит постановление от 12.04.2017 в части удовлетворения заявленных обществом требований отменить, в этой части принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Территориального фонда, общество не имело правовых оснований приобретать за счет средств Территориальной программы ОМС основные средства стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, поскольку расходы на приобретение указанных основных средств за счет средств ОМС являются нецелевыми в полном объеме стоимости этих основных средств.
Общество отзыв на кассационную жалобу Территориального фонда в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационных жалобах, отзыве Территориального фонда на кассационную жалобу общества, суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционного суда подлежит отмене в части удовлетворения заявленных обществом требований.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, при проведении плановой комплексной проверки общества по использованию средств ОМС, соблюдению прав застрахованных граждан на получение бесплатной помощи Территориальным фондом выявлено, что общество в нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) и пункта 5.10 договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС использовало 2 004 164 рубля средств ОМС на затраты, непредусмотренные структурой тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы ОМС (нецелевое использование средств).
По результатам проверки Территориальным фондом составлен акт от 30.12.2015 N 43, содержащий требования к обществу:
1. В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ в течение 10 рабочих дней со дня предъявления этого требования: возвратить в бюджет Территориального фонда средства, использованные не по целевому назначению, в размере 2 004 164 рублей; за использование не по целевому назначению обществом средств, перечисленных ему по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, уплатить в бюджет Территориального фонда штраф в размере 200 416 рублей 40 копеек.
В случае просрочки выполнения указанных требований общество несет ответственность в виде пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
2. Устранить выявленные в ходе проверки нарушения и о принятых мерах сообщить в Территориальный фонд в течение одного месяца со дня получения требования.
Общество, не согласившись с актом проверки, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая недействительным акт проверки, суд первой инстанции исходил из того, что Территориальным фондом были допущены грубые нарушения порядка проведения проверки, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новый судебный акт, апелляционный суд пришел к выводу о том, что вывод суда первой инстанции в части допущения Территориальным фондом грубых нарушений порядка проведения проверки являются ошибочными, поскольку нормы Закона N 294-ФЗ следует рассматривать во взаимосвязи между собой и иными законодательными актами, учитывая при этом статус объекта государственного (муниципального) контроля; допущенные при проведении проверки Территориальным фондом нарушения не являются существенными и не влекут нарушения прав общества, в том числе на судебную защиту.
Признавая недействительным оспариваемый акт проверки по эпизоду приобретения обществом за счет средств ОМС оборудования по цене свыше 100 000 рублей за единицу, апелляционный суд счел, что в рассматриваемом случае отсутствует нецелевое расходование средств ОМС, а имеет место лишь превышение лимитов расходования этих средств, за которое статьей 39 Закона N 326-ФЗ не установлена ответственность в виде возврата (восстановления) всех израсходованных средств, с начислением пеней и штрафа.
Оставляя кассационную жалобу общества без удовлетворения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и обстоятельств спора.
Согласно положениям статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки (пункт 12 части 7 статьи 34, часть 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ, подпункт 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н).
Данные полномочия Территориальный фонд осуществляет в соответствии Положением о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение N 73).
Контроль за исполнением бюджетов федеральных внебюджетных фондов относится к государственному финансовому контролю (Указ Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации").
Бюджетные полномочия органов государственного финансового контроля определены Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 части 3.1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ определено, что положения названного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
Таким образом, как правильно указал апелляционный суд, порядок организации и проведения проверок по использованию средств ОМС медицинскими организациями регулируется Законом N 326-ФЗ и Положением N 73.
Апелляционным судом установлено и материалами дела подтверждается, что в приказе от 02.12.2015 N 346 Территориальный фонд определил тему проведения проверки: "проверка использования средств ОМС, соблюдения прав застрахованных граждан на получение бесплатной медицинской помощи", состав рабочей группы, проверяемый период и срок проведения проверки; в акте проверки указан состав рабочей группы, период проверки, срок проведения проверки, какие документы представлены для проведения проверки, описаны факты нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки, выводы проверяющих; к акту проверки приложены таблицы, информация об использовании средств ОМС обществом на расходы, непредусмотренные Территориальной программой ОМС за проверяемый период, подписанная генеральным директором и главным бухгалтером общества.
Неуказание в приказе о том, что будет проводится плановая комплексная проверка, а также способа проверки, нарушение сроков вручения приказа о проведении проверки, неуказание в акте проверки способа проверки, нарушение сроков вручения акта проверки, как верно указал апелляционный суд, не являются существенными нарушениями порядка проведения проверки и не повлекли нарушения прав общества.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным акта проверки из-за допущенных нарушений порядка ее организации и проведения.
Согласно статье 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Из положений части 2 статьи 28 и части 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ следует, что по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. При этом страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Средства за оказанную медицинскую помощь медицинская организация получает на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных Законом N 326-ФЗ (пункт 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, пунктом 157 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила N 158н), Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Алтайском крае на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 29.12.2012 N 743, Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Алтайском крае на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 17.12.2013 N 655, и Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Алтайском крае на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 24.12.2014 N 578 (далее именуемые вместе Территориальные программы ОМС), установлена структура тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС, которая включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В соответствии с Законом N 326-ФЗ целевым признается использование медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20).
Установив, что структура тарифа на оплату медицинской помощи не включает в себя расходы на оплату лизинговых платежей по приобретению транспортного средства, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, приобретение пиявок медицинских, проектирование газовых сетей и подготовку проведения аукционов, апелляционный суд правильно счел, что расходы общества на эти цели за счет средств, полученных по договору на оказание и оплату медицинской помощи, являются нецелевыми.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что обществом не представлено доказательств осуществления спорных расходов за счет собственных средств.
Доводы кассационной жалобы общества были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы общества не имеется.
Удовлетворяя кассационную жалобу Территориального фонда, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Как указано выше, частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, пунктом 157 Правил N 158н, Территориальными программами ОМС установлена структура тарифа, предусматривающая такое ограничение как приобретение за счет средств ОМС основных средств стоимостью более 100 000 рублей за единицу.
При проведении проверки Территориальным фондом установлено, что общество приобрело за счет средств ОМС установки для гипокситерапии 4-х местные с индивидуальным заданием и индикацией программ дыхания "Био Нова-204" ("Горный воздух") в 2013 году по цене 200 000 рублей и в 2014 году по цене 200 000 рублей, а также камеру двухрежимную кедровую в 2015 году по цене 110 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, пунктом 157 Правил N 158н, Территориальными программами ОМС, цели - приобретение спорных основных средств стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу - является нецелевым использованием средств ОМС.
Такого понятия как "лимит тарифа на ОМС" или "лимит бюджетного обязательства" законодательство об ОМС не содержит.
Поскольку общество не имело правовых оснований приобретать за счет средств Территориальных программ ОМС основные средства стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, то расходы на приобретение спорных основных средств за счет средств ОМС признаются нецелевыми в полном объеме стоимости этих основных средств, а не только в части, превышающей их стоимость 100 000 рублей за единицу.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции в этой части отсутствовали основания для признания недействительным акта проверки, в связи с чем обжалуемый судебный акт в данной части подлежит отмене.
Поскольку апелляционным судом установлены все обстоятельства, но неправильно применены нормы материального права, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования общества в части требования о возврате в бюджет Территориального фонда средств, использованных не по нецелевому назначению в размере 510 000 рублей, уплате штрафа и пени.
При подаче кассационной жалобы общество уплатило государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) при обжаловании судебных актов в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 500 рублей.
На основании статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса обществу следует возвратить из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 10.05.2017 N 388.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса, принимая во внимание разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 32 постановления от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", Территориальному фонду следует возвратить из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению от 20.06.2017 N 307182 государственную пошлину в размере 1 500 рублей.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 12.04.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-5927/2016 Арбитражного суда Алтайского края отменить в части признания недействительным акта от 30.12.2015 N 43 проверки использования средств обязательного медицинского страхования, соблюдения прав застрахованных граждан на получение бесплатной медицинской помощи, вынесенного Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Алтайского края в отношении закрытого акционерного общества "Санаторий Сосновый бор", в части требования о возврате в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края средств, использованных не по нецелевому назначению в размере 510 000 рублей, уплате штрафа в размере, превышающим 30 000 рублей, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы 510 000 рублей и взыскания с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края в пользу закрытого акционерного общества "Санаторий Сосновый бор" 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
В этой части принять новый судебный акт об отказе закрытому акционерному обществу "Санаторий Сосновый бор" в удовлетворении заявленного требования.
В остальной части оставить в силе постановление от 12.04.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по настоящему делу.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Санаторий Сосновый бор" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 10.05.2017 N 388 государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Возвратить Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению от 20.06.2017 N 307182 государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"постановление от 12.04.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-5927/2016 Арбитражного суда Алтайского края отменить в части признания недействительным акта от 30.12.2015 N 43 проверки использования средств обязательного медицинского страхования, соблюдения прав застрахованных граждан на получение бесплатной медицинской помощи, вынесенного Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Алтайского края в отношении закрытого акционерного общества "Санаторий Сосновый бор", в части требования о возврате в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края средств, использованных не по нецелевому назначению в размере 510 000 рублей, уплате штрафа в размере, превышающим 30 000 рублей, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы 510 000 рублей и взыскания с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края в пользу закрытого акционерного общества "Санаторий Сосновый бор" 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
В этой части принять новый судебный акт об отказе закрытому акционерному обществу "Санаторий Сосновый бор" в удовлетворении заявленного требования.
В остальной части оставить в силе постановление от 12.04.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по настоящему делу."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 августа 2017 г. N Ф04-2698/17 по делу N А03-5927/2016