г. Тюмень |
|
12 декабря 2017 г. |
Дело N А81-3252/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Перминовой И.В.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" на решение от 15.12.2016 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 18.08.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.А., Лотов А.Н.) по делу N А81-3252/2016 по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" (629804, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. Муравленко, д. 42Б, ИНН 8905018707, ОГРН 1028900704250) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Зои Космодемьянской, д.59, ИНН 8901006041, ОГРН 1028900510297) об оспаривании акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования.
В заседании приняли участие представители:
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа - Викола В.А. по доверенности от 17.01.2017, Людкевич А.А. по доверенности от 20.10.2017,
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" - Зальцман О.Э. по доверенности от 04.10.2016.
Суд установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Фонд) об оспаривании акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 29.04.2016.
Решением от 15.12.2016 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа заявленные требования удовлетворены частично: акт плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования признан недействительным в части требования уплаты в бюджет Фонда средств, использованных не по целевому назначению в размере 205 383,05 руб. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Постановлением от 18.08.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований, вынести новое решение.
Фонд возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
Судами и материалами дела установлено следующее.
В период с 01.04.2016 по 29.04.2016 Фондом проведена плановая комплексная проверка использования Учреждением средств, полученных из бюджета Фонда на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа за период с 01.01.2015 по 31.12.2015. В ходе проверки выявлено нецелевое использование денежных средств в сумме 8 242 079,87 руб.
По результатам проведенной проверки 29.04.2016 составлен акт, согласно которому Учреждение в течение 10 дней обязано уплатить в бюджет Фонда средства, использованные не по целевому назначению в размере 8 242 079,87 руб., а также штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств - 824 207,98 руб.
Не согласившись с актом проверки, Учреждение направило 10.05.2016 в адрес Фонда возражения.
Фонд, рассмотрев возражения к акту проверки, направил в адрес заявителя письмо "О результатах рассмотрения возражений" от 18.05.2016 N 1379, согласно которому возражения признаны частично обоснованными.
С учетом частичного принятия возражений Учреждение в течение 10 дней было обязано уплатить в бюджет Фонда средства, использованные не по целевому назначению в размере 3 980 838,47 руб., а также штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств - 398 083,85 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
В ходе проверки Фондом, в частности установлено, что: - заместителю главного врача по медицинской части по педиатрии Обозной И.В. и заместителю главного врача по медицинской части по акушерству и гинекологии Андрияновой М.Ю. неправомерно за работу в пределах рабочего времени по основной должности оплачивалось более 0,25 должностного оклада врача соответствующей специальности и вне рабочего времени более 0,5 должностного оклада (провизора) врача соответствующей специальности, в связи с чем излишне начисленная и выплаченная заработная плата и страховые взносы на заработную плату составили 231 665,79 руб.; - неправомерно не произведено снижение размера стимулирующих выплат за качество заместителям главного врача по медицинской части по основанию наличия случаев внутрибольничного инфицирования во 2-4 кварталах 2015 года, в результате чего данным работникам излишне выплачена заработная плата и уплачены страховые взносы в сумме 80 969,62 руб.
Также Фондом было предписано Учреждению в срок до 01.07.2016 утвердить перечень критериев для осуществления ежеквартальных выплат стимулирующего характера за качество выполняемых работ заместителей главного врача и главного бухгалтера.
Кассационная инстанция полагает, что суды, руководствуясь нормами статей 5, 60.1, 60.2, 91, 132, 145, 149, 151, 284, 285 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пунктом 5.2.3 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников окружных государственных учреждений здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.01.2011 N 50-П (далее - Положение об оплате труда), Положения о выплатах стимулирующего характера работникам государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница", утвержденного приказом от 20.01.2012 N 22-од (далее - Положение о выплатах стимулирующего характера), пришли к верному выводу, что заявителем не опровергнуты выводы Фонда о том, что спорные суммы являются расходованием средств сверх норм, в связи с чем относятся к нецелевому использованию денежных средств обязательного медицинского страхования.
Отклоняя доводы Учреждения относительно того, что Фонд вышел за пределы предоставленных ему полномочий (в части выдачи предписаний по внесению изменений в локальные нормативные акты заявителя), суды обоснованно исходили из положений Закона N 326-ФЗ, пунктов 5.2.3, 5.2.4 Положения об оплате труда, Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73.
Как правомерно отмечено судами, согласно указанным нормативным положениям оценка качества выполненной работы работников Учреждения должна оцениваться по определенным критериям; в связи с тем, что показатели не представлены Учреждением в исчислимом формате (в единицах, штуках, долях, процентах и пр.) и недостаточно проработаны для эффективного использования в качестве инструмента оценки деятельности работников, Фонд указал в оспариваемом акте о необходимости утвердить перечень критериев, определяемых для осуществления ежеквартальных выплат стимулирующего характера за качество выполняемых работ заместителей главного врача и главного бухгалтера в соответствии с пунктом 5.2.3 Положения об оплате труда.
Оспаривая выводы Фонда по эпизоду об излишне выданных стимулирующих выплат заместителям главного врача по медицинской части (по основанию наличия случаев внутрибольничного инфицирования во 2-4 кварталах 2015 года), Учреждение указывало, что спорные суммы не могут рассматриваться как потраченные нецелевым образом, поскольку основанием для принятия решения специально созданной комиссией о неснижении стимулирующей выплаты послужило отсутствие причинно-следственной связи между действиями работников, связанными с выполнением ими должностных обязанностей, и возникновением неблагоприятных последствий в виде случая внутрибольничной инфекции.
Признавая позицию Учреждения необоснованной, суды, исследовав, в том числе приказы Учреждения, а также Положения о выплатах стимулирующего характера и об оплате труда, установили, что показатель "Отсутствие случаев внутрибольничного инфицирования и осложнений" относится к типовым показателям эффективности и результативности деятельности для установления надбавок стимулирующего характера по категориям работников: руководители; заместители руководителей; врачи - руководители структурных подразделений, и не находится в зависимости от причинно-следственной связи между действиями названных работников и возникновением случаев внутрибольничного инфицирования; кроме того, согласно приказам Учреждения от 15.11.2013 N 201од и от 23.04.2015 N 123од одним из критериев качества является "отсутствие случаев внутрибольничного инфицирования".
Учитывая, что данные обстоятельства Учреждением не опровергнуты, кассационная инстанция поддерживает выводы судов, что заявителем необоснованно не произведено снижение коэффициента для заместителей главного врача по медицинской части до значения 0,75 и для заместителя главного врача по медицинской части по акушерству и гинекологии до 0,8, в результате чего указанным работникам были начислены и выплачены ежеквартальные выплаты и страховые взносы на выплаты в завышенных размерах.
Также в ходе проверки Фондом был установлен факт оплаты за счет средств обязательного медицинского страхования командировочных расходов и обучения по программе профессиональная переподготовка (специализация) "Профпатология", в связи с чем указано на нецелевое использование денежных средств обязательного медицинского страхования.
Как установлено судами, обучение по программе профессиональной переподготовки "Профпатология" осуществлялось в целях открытия кабинета профпатологии в соответствии с приказом Департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.08.2014 N 537 "Об открытии кабинетов профпатологии в Ямало-Ненецком автономном округе".
Суды, руководствуясь статьями 3, 5, 6, 35, 36 Закона N 326-ФЗ, с учетом нормативных положений Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 N 1273), Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2014 N 1079-П), Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.02.2015, пришли к выводу, что финансовое обеспечение оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях за счет средств обязательного медицинского страхования не осуществляется, следовательно, Учреждением в нарушение законодательства об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации оплачены командировочные расходы и обучение по программе профессиональной переподготовки (специализации) "Профпатология" за счет средств обязательного медицинского страхования.
Как установлено судами, в акте проверки Фондом также указано на нецелевое использование бюджетных средств в связи с начислением работникам Учреждения выплат стимулирующего характера при наличии дисциплинарного взыскания.
Отклоняя доводы заявителя относительно того, что спорные выплаты не относятся к выплатам стимулирующего характера, суды исходя, в том числе из положений статей 8, 22, 135 ТК РФ, Положения об оплате труда, обоснованно пришли к выводу, что спорные суммы, выплачиваемые работникам ежемесячно в качестве надбавки к заработной плате за выполнение дополнительного объема работ, являются стимулирующими.
С учетом изложенного, принимая во внимание нормы Положения об оплате труда (подпункт 5.2.7-1), приказа по Учреждению N 112од от 13.04.2015, статей 8, 192, 194 ТК РФ, суды пришли к обоснованному выводу, что наличие дисциплинарного взыскания в течение всего срока его действия исключает выплату ежемесячной премии такому работнику; а сумма, выплаченная в нарушение Положения об оплате труда, является расходованием средств сверх норм и нецелевым использованием денежных средств и подлежит возврату в бюджет территориального фонда.
Доводы кассационной жалобы относительно того, что указанные суммы не могут рассматриваться как потраченные нецелевым образом, получили правовую оценку судов и не опровергают их выводов о том, что расходование средств в нарушение действующей системы оплаты труда сверх норм, в нарушение законодательства об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации квалифицируется как нецелевое использование денежных средств обязательного медицинского страхования.
Также не могут быть приняты доводы кассатора относительно отсутствия причинно-следственной связи между действиями работника, связанными с выполнением работником должностных обязанностей, и возникновением неблагоприятных последствий в виде случая внутрибольничной инфекции; неверной квалификации ежеквартальных выплат в качестве стимулирующих, поскольку они противоречат действующему трудовому законодательству, законодательству субъекта Российской Федерации, а также внутренним нормативным документам Учреждения.
Таблица "начисление доплат стимулирующего характера" (приложение N 8 к акту проверки) содержит данные о периодах дисциплинарного взыскания в отношении работников, в связи с чем отклоняются доводы жалобы относительно неисследования судами указанных обстоятельств.
Остальные доводы, изложенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии Учреждения с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы государственная пошлина подлежит возвращению Учреждению из федерального бюджета в размере 1 500 руб.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.12.2016 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 18.08.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-3252/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 10319 от 30.08.2017.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, в акте проверки Фондом также указано на нецелевое использование бюджетных средств в связи с начислением работникам Учреждения выплат стимулирующего характера при наличии дисциплинарного взыскания.
Отклоняя доводы заявителя относительно того, что спорные выплаты не относятся к выплатам стимулирующего характера, суды исходя, в том числе из положений статей 8, 22, 135 ТК РФ, Положения об оплате труда, обоснованно пришли к выводу, что спорные суммы, выплачиваемые работникам ежемесячно в качестве надбавки к заработной плате за выполнение дополнительного объема работ, являются стимулирующими.
С учетом изложенного, принимая во внимание нормы Положения об оплате труда (подпункт 5.2.7-1), приказа по Учреждению N 112од от 13.04.2015, статей 8, 192, 194 ТК РФ, суды пришли к обоснованному выводу, что наличие дисциплинарного взыскания в течение всего срока его действия исключает выплату ежемесячной премии такому работнику; а сумма, выплаченная в нарушение Положения об оплате труда, является расходованием средств сверх норм и нецелевым использованием денежных средств и подлежит возврату в бюджет территориального фонда."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 декабря 2017 г. N Ф04-1459/17 по делу N А81-3252/2016
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2017 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1459/17
18.08.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8969/17
14.06.2017 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1459/17
24.03.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1023/17
15.12.2016 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3252/16
10.08.2016 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-3252/16