г. Тюмень |
|
19 ноября 2018 г. |
Дело N А03-1900/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Севастьяновой М.А.
Сириной В.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Рыбкиной Н.Г., рассмотрел кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Алтайского края на решение от 23.05.2018 Арбитражного суда Алтайского края (судья Бояркова Т.В.) и постановление от 07.08.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Фертиков М.А., Афанасьева Е.В., Павлова Ю.И.) по делу N А03-1900/2018 по иску Министерства имущественных отношений Алтайского края (656049, г. Барнаул, ул. Чкалова, д. 64, ИНН 2221017172, ОГРН 1022200918376) к акционерному обществу "Барнаульская тепломагистральная компания" (656023, г. Барнаул, пр-кт Космонавтов, д. 13, ИНН 2224172666, ОГРН 1152224001764) о взыскании задолженности по арендной плате.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Прохоров В.Н.) в заседании участвовали представители:
от Министерства имущественных отношений Алтайского края Попова А.А. по доверенности от 27.06.2018;
от акционерного общества "Барнаульская тепломагистральная компания" Лукьянова Н.В. по доверенности от 07.11.2017, Панова И.В. по доверенности от 22.01.2018.
Суд установил:
Министерство имущественных отношений Алтайского края (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к акционерному обществу "Барнаульская тепломагистральная компания" (далее - АО "Барнаульская тепломагистральная компания", ответчик) о взыскании 137 223,25 руб. задолженности по арендной плате за период с 01.10.2016 по 31.12.2017 и 12 998,25 руб. пени за период с 01.07.2016 по 18.01.2018.
Решением от 23.05.2018 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 07.08.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе министерство просит обжалуемые решение и постановление суда отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель считает, что расчет арендной платы за период с 01.10.2016 по 31.03.2018 произведен истцом в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем злоупотребление правом со стороны истца отсутствует. С учетом вида разрешенного использования "для эксплуатации зданий и сооружений стройдвора с подъездными железнодорожными путями", установленного в государственном кадастре недвижимости до 27.12.2016, при расчете арендной платы с 01.05.2016 по 26.12.2016 применяется дифференцированный коэффициент К=0,017. С 27.12.2016 расчет арендной платы произведен с применением коэффициента К=0,02. Полагает, что применимый судом расчет арендной платы сделан без учета цели предоставления участка, а также вида его разрешенного использования в соответствующий период времени, что не соответствует законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
АО "Барнаульская тепломагистральная компания" представило письменный отзыв, в котором выразило возражения по доводам жалобы и мнение о законности вынесенных судебных актов.
В судебном заседании представители сторон поддержали соответствующие доводы и возражения.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество "Барнаульская ТЭЦ-3" (перенаниматель) по договору перенайма от 20.09.2012 N 41 приняло на себя права и обязанности по договору аренды земельного участка от 03.10.2011 N 2930-з, заключенному между Кузбасским Открытым акционерным обществом энергетики и электрификации (арендатор) и Главным управлением имущественных отношений Алтайского края.
В соответствии с условиями договора перенаниматель принял право аренды земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 8854 кв. м, с кадастровым номером 22:63:030312:50, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Трактовая, 7/10 (тс) под зданиями и сооружениями стройдвора с подъездными железнодорожными путями.
На момент заключения настоящего договора сумма арендной платы за земельный участок в год составляет 116 154,03 руб.
Договор аренды земельного участка N 2930-з от 03.10.2011 и договор перенайма от 20.09.2012 зарегистрированы в установленном порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18.01.2018.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 18.01.2018 акционерному обществу "Барнаульская тепломагистральная компания" на праве собственности принадлежат следующие объекты, расположенные на спорном земельном участке: сооружение с кадастровым номером 22:61:030101:699 (в собственности с 11.06.2015) и сооружение с кадастровым номером 22:61:021017:151 (в собственности с 16.06.2015 года). Указанные сооружения являются линейными объектами, сооружение с кадастровым номером 22:61:030101:699 (тепловая трасса от ТЭЦ-3 до камеры отпуска Магистраль 33 Южного сетевого района, протяженностью 2859 м, тип прокладки - воздушная); с кадастровым номером 22:61:021017:151 (сеть тепловая магистральная от ТЭЦ-3 до камеры отпуска Магистраль 31, от ТЭЦ-3 до камеры отпуска Магистраль 34, паропровод от ТЭЦ-3 до камеры отпуска Юго-Западного сетевого района, протяженностью 5915 метров, тип прокладки - воздушная).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, площадью 8854 кв. м, с кадастровым номером 22:63:030312:50, расположенный по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Трактовая, 7/10 (тс) имеет вид разрешенного использования "трубопроводный транспорт".
Постановлением администрации города Барнаула от 13.12.2016 N 2394, изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 22:63:030312:50 с "для эксплуатации зданий и сооружений стройдвора с подъездными железнодорожными путями" на "инженерно-технические объекты, сооружения и коммуникации, парковки, проезды". В пункте 2 указанного постановления установлено соответствие между разрешенным использованием земельного участка "инженерно-технические объекты, сооружения и коммуникации, парковки, проезды" и видом разрешенного использования "трубопроводный транспорт".
Истцом, с учетом пункта 1.3 договора, по которому земельный участок представляется для эксплуатации зданий и сооружений стройдвора с подъездными железнодорожными путями, с 01.05.2016 расчет арендной платы произведен в соответствии с пунктом 2.2 постановления Администрации Алтайского края от 16.06.2015 N 231 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, условий и сроков ее внесения" (далее - Постановление N 231).
Согласно, указанного документа, размер ежегодной арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка с применением коэффициента, установленного в зависимости от характеристик (видов разрешенного использования земельных участков), указанных в таблицах 1, 2. По мнению истца для данной группы видов разрешенного использования Постановлением N 231 предусмотрен коэффициент К=0,017, указанный в позиции 9 таблицы 2.
Постановлением Администрации города Барнаула от 13.12.2016 N 2394 вид разрешенного использования земельного участка "для эксплуатации зданий и сооружений стройдвора с подъездными железнодорожными путями" изменен на "инженерно-технические объекты, сооружения и коммуникации, парковки, проезды", и данный вид приравнен к видам разрешенного использования "трубопроводный транспорт". В связи с этим 27.12.2016 года в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие изменения.
С 27.12.2016 года истцом расчет арендной платы произведен с применением коэффициента К=0,02 (размещение железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных и воздушных линий связи, линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, размещение наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов, разработка месторождений полезных ископаемых), указанного в позиции 12 таблицы 2 Постановления N 231.
Несмотря на то, что на спорном земельном участке находятся тепловые сети, цель предоставления участка осталась неизменной, на основании чего, истец считает, обоснованным применение при расчете арендной платы с 01.05.2016 дифференцированного коэффициента К = 0,017, а с 27.12.2016 года К=0,02.
Министерство, ссылаясь на ненадлежащее исполнение АО "Барнаульская тепломагистральная компания" обязанности по своевременному внесению арендной платы за пользование земельным участком, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суды, руководствуясь статьями 309, 310, 424, 606, 608, 614, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 02.02.2010 N 12404/09, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", установили необоснованным начисление министерством арендной платы в соответствии с пунктом 2.2 постановления Правительства Администрации Алтайского края от 16.06.2015 N 231 без учета установленных федеральным законодательством пределов арендной платы для земельных участков, на которых расположены линейные объекты.
Кроме того, суд первой инстанции указал на наличие признаков злоупотребления правом в виде расчета указанной задолженности с использованием определенных коэффициентов, а не федеральной ставки, установленной для случаев нахождения на земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, трубопроводов и иных объектов теплоснабжения. Применил в связи с этим положения пункта 2 статьи 10 ГК РФ.
Обозначенные выводы являются правомерными.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Положениями пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 настоящего Кодекса, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации к таким объектам в числе прочих отнесены объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения, объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения.
Для земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, согласно которым в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (пункт 5 Правил).
Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" утверждена ставка арендной платы в размере 0,7 % от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере теплоснабжения.
Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок предоставлен для размещения существующих магистральных тепловых сетей, которые являются объектом коммунального хозяйства. Доказательства иного министерство не представило.
Более того, в ходе рассмотрения дела по существу истцом не опровергнуты и не поставлены под сомнения сведения ЕГРН о том, что вид разрешенного использования земельного участка - "трубопроводный транспорт" (том 1-л.д.18), а также наличие на участке двух соответствующих объектов, информация о которых также внесена в указанный государственный реестр.
Кроме того, истцом проигнорировано, что согласно пункту 2.3 порядка, утвержденного Постановлением N 231, размер арендной платы для участков с указанными объектами устанавливается равным размеру арендной платы, рассчитанной для соответствующих земельных участков, находящихся в федеральной собственности, за земельные участки, предназначенные для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Следовательно, расчет арендной платы, представленный истцом и не учитывающий вышеизложенные условия, обоснованно отклонен судом как несоответствующий приведенным выше требованиям законодательства и не являющийся основанием для удовлетворения требования истца.
Поскольку в пользовании ответчика имеется земельный участок, на котором расположены тепловые сети, а истец не предпринял надлежащих и добросовестных мер по изменению в договоре аренды ошибочного (не соответствующего действительности) вида разрешенного использования и своевременному внесению его в ЕГРН, то арендная плата должна рассчитываться с учетом ставки, установленной пунктом 2.3 порядка, утвержденного Постановлением N 231, и приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод". Применение других видов использования в связи с иными объектами, очевидным образом отсутствующими на спорном участке, в том числе по мотиву наличия указания на них в договоре, в данной ситуации является недопустимым и направлено исключительно на формальное создание условий для взимания повышенной арендной платы.
Обозначенные выводы соответствуют правовой позиции, выраженной в пункте 18 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018.
Доводы заявителя, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 268 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено. Основания для удовлетворения кассационной жалобы министерства отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 23.05.2018 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 07.08.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-1900/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Тихомиров |
Судьи |
М.А. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку в пользовании ответчика имеется земельный участок, на котором расположены тепловые сети, а истец не предпринял надлежащих и добросовестных мер по изменению в договоре аренды ошибочного (не соответствующего действительности) вида разрешенного использования и своевременному внесению его в ЕГРН, то арендная плата должна рассчитываться с учетом ставки, установленной пунктом 2.3 порядка, утвержденного Постановлением N 231, и приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод". Применение других видов использования в связи с иными объектами, очевидным образом отсутствующими на спорном участке, в том числе по мотиву наличия указания на них в договоре, в данной ситуации является недопустимым и направлено исключительно на формальное создание условий для взимания повышенной арендной платы."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 ноября 2018 г. N Ф04-4794/18 по делу N А03-1900/2018