г. Тюмень |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А70-20851/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Беловой Л.В.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СибМет Плюс" на решение от 04.02.2019 Арбитражного суда Тюменской области (судья Бадрызлова М.М.) и постановление от 23.04.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу N А70-20851/2018 по заявлению прокурора Ленинского административного округа города Тюмени (625048, город Тюмень, улица 50 лет Октября, 31, ИНН 7204006003, ОГРН 1027200810284) к обществу с ограниченной ответственностью "СибМет Плюс" (625000, город Тюмень, улица Авторемонтная, 8а, ИНН 7202259249, ОГРН 1147232010980) о привлечении к административной ответственности.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "СибМет Плюс" - Никитин Д.С. по доверенности от 16.01.2019;
от прокуратуры Ленинского административного округа города Тюмени - помощник прокурора Калинина И.С.
Суд установил:
прокурор Ленинского административного округа города Тюмени (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СибМет Плюс" (далее - общество, ООО "СибМет Плюс") к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 04.02.2019 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 23.04.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда, ООО "СибМет Плюс" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в действиях общества отсутствует событие вменяемого ему правонарушения, поскольку приемку металлолома осуществил Сенькин Ю.А., не состоящий в трудовых или каких-либо иных договорных отношениях с ООО "СибМет Плюс".
Кроме того, общество считает, что в рассматриваемом случае имелись основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения.
Прокурор в отзыв на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 15.11.2018 N 298 помощником прокурора Калининой И.С. была проведена проверка соблюдения ООО "СибМет Плюс" природоохранного, санитарно-эпидемиологического и лицензионного законодательства, в ходе которой установлено, что у общества имеется лицензия от 24.07.2014 серии 72-ЧЦЛ N 5773 на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, при этом ООО "СибМет Плюс" осуществляет указанный вид деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.
По результатам проверки прокурором вынесено постановление от 17.12.2018 о возбуждении дела об административном правонарушении и направлено в суд заявление о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, установив нарушение ООО "СибМет Плюс" требований пункта 9 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 370 (далее - Правила обращения с ломом цветных металлов), привлек его к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
При этом в примечании 1 к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 34 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства определяется Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металл, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1287 (далее - Положение N 1287).
В силу пункта 6 Положения N 1287 под грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности понимаются: а) нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 5 настоящего Положения; б) требований Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов в части приема лома черных и цветных металлов: без составления приемо-сдаточного акта; без осуществления радиационного контроля;
без осуществления контроля на взрывобезопасность.
Согласно пункту 9 Правил обращения с ломом цветных металлов юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в нарушение указанных выше норм 15.11.2018 обществом в ходе приема лома цветного металла (медь) не проведен радиационный контроль и входной контроль лома на взрывобезопасность.
Поскольку ООО "СибМет Плюс" не представлены доказательства, подтверждающие принятие им всех зависящих от него мер, направленных на надлежащее выполнение лицензионных требований в сфере деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, принимая во внимание характер выявленных нарушений и возможные последствия (угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным), суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении требования статьи 28.2 КоАП РФ прокурором соблюдены.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ООО "СибМет Плюс" в пределах санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судами не выявлены основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения.
С учетом вышеизложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о правомерном привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Возражения ООО "СибМет Плюс" относительно неприменения судами положений статьи 2.9 КоАП РФ подлежат отклонению.
В силу абзаца 4 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и, как следствие, о возможности (невозможности) квалификации правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Доводы ООО "СибМет Плюс" о том, что Сенькин Ю.А. не состоит с обществом в трудовых отношениях, об отсутствии угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия были предметом рассмотрения и получили надлежащую правовую оценку судов первой и апелляционной инстанций.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 04.02.2019 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 23.04.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-20851/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Белова |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.