г. Тюмень |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А81-1422/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Демидовой Е.Ю.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.04.2019 (судья Кустов А.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2019 (судьи Кливер Е.П., Рыжикова О.Ю., Фролова С.В.) по делу N А81-1422/2019 по заявлению публичного акционерного общества "Газпром" (117420, город Москва, улица Намёткина, дом 16, ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ямало-Ненецкому автономному округу (107078, город Москва, переулок Орликов, дом 10, строение 1; 629001, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Подшибякина, дом 25А, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) о признании незаконными действий по исключению из Единого государственного реестра недвижимости сведений о зонах минимальных расстояний.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Газпром переработка".
В судебном заседании приняли участие представители: публичного акционерного общества "Газпром" - Станила Е.И. по доверенности от 03.04.2019 и общества с ограниченной ответственностью "Газпром переработка" - Яковлева Т.В. по доверенности от 24.10.2019.
Суд установил:
публичное акционерное общество "Газпром" (далее - ПАО "Газпром", общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - учреждение) о признании незаконными действий по исключению из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о зонах минимальных расстояний до магистральных газопроводов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газпром переработка" (далее - ООО "Газпром переработка").
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.04.2019, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2019, заявленные обществом требования удовлетворены. Признаны незаконными действия учреждения по исключению из ЕГРН сведений о следующих зонах минимальных расстояний: реестровые номера зон минимальных расстояний - 89:00-6.57 (ранее присвоенный учетный номер 89.00.2.10), 89:04-6.1112 (ранее присвоенный учетный номер 89.04.2.351), 89:04-6.1260 (ранее присвоенный учетный номер 89.04.2.352), 89:04-6.786 (ранее присвоенный учетный номер 89.04.2.354), 89:04-6.936 (ранее присвоенный учетный номер 89.04.2.356), 89:04-6.50 (ранее присвоенный учетный номер 89.04.2.358), 89:04-6.687 (ранее присвоенный учетный номер 89.04.2.361), 89:04-6.168 (ранее присвоенный учетный номер 89.04.2.363), 89:05-6.92 (ранее присвоенный учетный номер 89.05.2.1175), 89:05-6.641 (ранее присвоенный учетный номер 89.05.2.1176), 89:05-6.1594 (ранее присвоенный учетный номер 89.05.2.1178), 89:05-6.1839 (ранее присвоенный учетный номер 89.05.2.1182), 89:05-6.622 (ранее присвоенный учетный номер 89.05.2.1183), 89:05-6.813 (ранее присвоенный учетный номер 89.05.2.1184), 89:05-6.197 (ранее присвоенный учетный номер 89.05.2.1185), 89:05-6.111 (ранее присвоенный учетный номер 89.05.2.1186), 89:05-6.217 (ранее присвоенный учетный номер 89.05.2.1188), 89:05-6.1351 (ранее присвоенный учетный номер 89.05.2.1213), 89:05-6.1845 (ранее присвоенный учетный номер 89.05.2.1215), 89:05-6.940 (ранее присвоенный учетный номер 89.05.2.1245), 89:06-6.60 (ранее присвоенный учетный номер 89.06.2.275), 89:11-6.32 (ранее присвоенный учетный номер 89.11.2.80), 89:11-6.18 (ранее присвоенный учетный номер 89.11.2.81), 89:11-6.72 (ранее присвоенный учетный номер 89.11.2.82), 89:12-6.57 (ранее присвоенный учетный номер 89.12.2.115). На учреждение возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов ПАО "Газпром" путем восстановления в ЕГРН сведений об указанных зонах минимальных расстояний.
Не согласившись с решением и постановлением, учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель приводит следующие доводы: заявителем не представлено и в обжалуемых судебных актах не указано на то, какие права ПАО "Газпром" в сфере предпринимательской деятельности нарушены учреждением; судами применена, не подлежащая применению статья 71.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), так как указанная норма вступила в действие с 04.08.2018, а сведения о зонах минимальных расстояний до принадлежащих заявителю объектов газоснабжения внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в марте-мае 2017 года в период действия Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), не предусматривавшего обязанности внесения сведений о зонах минимальных расстояний; по общему правилу, ограничения прав на землю в виде ограничения хозяйственной деятельности в охранных зонах сопровождается принятием акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, однако на момент внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах минимальных расстояний такие акты отсутствовали; часть 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в редакции, действовавшей на момент внесения сведений о зонах минимальных расстояний, не предусматривала зоны минимальных расстояний объектов трубопроводного транспорта в качестве зоны с особыми условиями использования территории; применение судами положений Свода правил "СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы", утвержденного приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.12.2012 N 108/ГС (далее - Свод правил "СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы") осуществлено без учета того, что нормы минимально допустимых расстояний, установленные указанным СНиП применяются исключительно при проектировании новых и реконструируемых магистральных трубопроводов, то есть не распространяются на правила эксплуатации трубопровода.
Определением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.11.2019 производство по кассационной жалобе учреждения по настоящему делу было приостановлено до окончания кассационного производства в Верховном Суде Российской Федерации по делам N N А75-17343/2017, А75-21098/2017.
Определением суда округа от 17.12.2019 производство по делу возобновлено.
В отзывах на кассационную жалобу, доводы которых поддержаны представителями в судебном заседании, ПАО "Газпром" и ООО "Газпром переработка" просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.12.2019 в связи с нахождением на дату судебного заседания судьи Сириной В.В. в очередном ежегодном отпуске произведена ее замена на судью Демидову Е.Ю.
Учитывая надлежащее извещение учреждения о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассматривается в отсутствие его представителей.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и соблюдение процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, изучив материалы дела, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ПАО "Газпром" является собственником объектов газоснабжения, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в отношении которых установлены зоны минимальных расстояний.
По состоянию на 25.07.2018 в ЕГРН содержались сведения о 25 зонах минимальных расстояний, сформированных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, которые внесены в период с марта по май 2017 года.
В адрес ООО "Газпром переработка" учреждение направило письмо от 25.07.2018 N 01-08-03/2090, в котором сообщило, что действующим законодательством минимальные расстояния до магистральных трубопроводов не отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ); о том, что, поскольку порядок внесения в ЕГРН сведений о границах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов Законом N 218-ФЗ не предусмотрен и такие расстояния не являются ЗОУИТ, то ООО "Газпром переработка", по заявлению которого ранее внесены указанные сведения, необходимо обратиться в учреждение с заявлением об исключении таких сведений из ЕГРН, а также направить в Минэнерго России сведения о местоположении границ зон минимальных расстояний в целях последующего представления Минэнерго России в учреждение этих сведений для их отображения на публичной кадастровой карте в соответствии с Положением о представлении в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на публичных кадастровых картах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 N 322.
Письмом от 06.11.2018 N 01-08-03/2991 учреждение уведомило ООО "Газпром переработка" об исключении из ЕГРН по основаниям, изложенным ранее в письме от 25.07.2018 N 01-08-03/2090, сведений о зонах минимальных расстояний со следующими реестровыми номерами: 89:00-6.57 (ранее присвоенный учетный номер 89.00.2.10), 89:04-6.1112 (ранее присвоенный учетный номер 89.04.2.351), 89:04-6.1260 (ранее присвоенный учетный номер 89.04.2.352), 89:04-6.786 (ранее присвоенный учетный номер 89.04.2.354), 89:04-6.936 (ранее присвоенный учетный номер 89.04.2.356), 89:04-6.50 (ранее присвоенный учетный номер 89.04.2.358), 89:04-6.687 (ранее присвоенный учетный номер 89.04.2.361), 89:04-6.168 (ранее присвоенный учетный номер 89.04.2.363), 89:05-6.92 (ранее присвоенный учетный номер 89.05.2.1175), 89:05-6.641 (ранее присвоенный учетный номер 89.05.2.1176), 89:05-6.1594 (ранее присвоенный учетный номер 89.05.2.1178), 89:05-6.1839 (ранее присвоенный учетный номер 89.05.2.1182), 89:05-6.622 (ранее присвоенный учетный номер 89.05.2.1183), 89:05-6.813 (ранее присвоенный учетный номер 89.05.2.1184), 89:05-6.197 (ранее присвоенный учетный номер 89.05.2.1185), 89:05-6.111 (ранее присвоенный учетный номер 89.05.2.1186), 89:05-6.217 (ранее присвоенный учетный номер 89.05.2.1188), 89:05-6.1351 (ранее присвоенный учетный номер 89.05.2.1213), 89:05-6.1845 (ранее присвоенный учетный номер 89.05.2.1215), 89:05-6.940 (ранее присвоенный учетный номер 89.05.2.1245), 89:06-6.60 (ранее присвоенный учетный номер 89.06.2.275), 89:11-6.32 (ранее присвоенный учетный номер 89.11.2.80), 89:11-6.18 (ранее присвоенный учетный номер 89.11.2.81), 89:11-6.72 (ранее присвоенный учетный номер 89.11.2.82), 89:12-6.57 (ранее присвоенный учетный номер 89.12.2.115).
ПАО "Газпром", как собственник объектов газоснабжения, в отношении которых ранее установлены приведенные выше зоны минимальных расстояний на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, полагая, что действия учреждения по исключению из ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, а апелляционный суд, оставляя решение суда без изменения, исходили из того, что зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов относятся к ЗОУИТ, и внесение указанных зон в ЕГРН предусмотрено, как законодательством, действовавшим на момент внесения таких сведений в ГКН, так и нормами действующего на момент исключения учреждением данных сведений.
Выводы судов являются законными и обоснованными.
На основании пунктов 1 и 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей на момент внесения в ГКН сведений о 25 границах зон минимальных расстояний магистральных конденсатопроводов и нефтепроводов, принадлежащих заявителю, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным названным Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном указанным Кодексом для охранных зон.
По правилам подпункта 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Понятие зоны с особыми условиями использования территорий дано в статье 1 ГрК РФ, согласно которой зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и приложением 1 к данному Закону опасными производственными объектами являются газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.
Согласно статье 28, пункту 4 статьи 32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ), пункту 6 статьи 90 ЗК РФ на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Сводом правил "СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы" определены минимальные расстояния от трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений и иных объектов в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности.
Применение положений актуализированной редакции Свода правил "СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы" при определении минимально допустимого расстояния от оси трубопроводов, в том числе возведенных до введения в действие данных норм, также соответствует правовому подходу Верховного Суда Российской Федерации (пункт 1 Обзора судебной практики N 2 (2016)).
Подобное регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением.
Пунктом 18 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, предусмотрено проведение кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Также на основании части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022.
Руководствуясь требованиями законодательства об установлении границ зон минимальных расстояний от магистральных конденсатопроводов и нефтепроводов, принадлежащих ПАО "Газпром", им организовано проведение кадастровых работ и внесение в ГКН сведений о границах указанных зон, результатом чего и явилось внесение регистрационных записей о соответствующем ограничении прав.
На момент исключения учреждением сведений о границах 25 зон минимальных расстояний объектов газоснабжения Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ЗК РФ дополнен главой XIX, согласно которой (пункты 6, 25 статьи 105 ЗК РФ) к зонам с особыми условиями использования территорий могут быть отнесены охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), а также Закон N 218-ФЗ дополнен статьей 71.1, в соответствии с которой в реестр границ наряду со сведениями, предусмотренными статьей 10 названного Федерального закона, также вносятся сведения о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Отсутствие указанных норм на момент внесения в ЕГРН спорных ограничений не указывает на неправомерность наличия последних и свидетельствует об отнесении к правовому режиму зон с особыми условиями использования территорий охранной зоны трубопроводов и зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
На основании вышеизложенного и положений пункта 5 части 1 статьи 15, пункта 18 статьи 34, статьи 61 Закона N 218-ФЗ о порядке государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, ограничения прав и обременения объекта недвижимости, и прекращения указанных прав, а также об основаниях и порядке исправления допущенной при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав технической ошибки, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии у заинтересованного лица правовых оснований для исключения из ГКН сведений о границах зон минимальных расстояний. Внесение таковых, вопреки доводам учреждения не противоречило положениям статьи 1 ГрК РФ и не является технической ошибкой, исключение рассматриваемых сведений в ЕГРН недопустимо по инициативе регистрирующего органа без обращения лица, в интересах которого соответствующие ограничения установлены.
Довод кассатора о возможности установлении спорных зон исключительно на основании правового акта органов государственной власти и местного самоуправления подлежит отклонению, поскольку положения статьи 56 ЗК РФ (в редакции, действующей в спорный период), предусматривали возможность установления ограничений прав на землю не только на основании актов исполнительных органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, решения суда, но и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон, которые, в свою очередь, могут быть установлены по заявлению правообладателя.
Мнение кассатора о том, что судами не установлено нарушение прав ПАО "Газпром" исключением из ЕГРЮЛ сведений о минимальных расстояниях, не соответствует установленным судами фактическим обстоятельствам дела, поскольку, удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из того, что имеет место нарушение прав заявителя как собственника магистральных конденсатопроводов и нефтепроводов, в отношении которых в интересах их правообладателя были установлены соответствующие ограничения.
На основании вышеизложенного доводы кассационной жалобы судом округа признаются основанными на ошибочном толковании как действовавших на момент государственной регистрации спорных ограничений, так и на момент исключения записи о таковых, правовых норм, регламентирующих государственную регистрацию ограничений прав в отношении земельных участков с особыми условиями их использования, связанными с расположением на них опасных производственных объектов - газопроводов.
При принятии судами обжалуемых заявителем судебных актов, судами первой и апелляционной инстанции правильно применены нормы материального права, регулирующие вопросы государственной регистрации спорных ограничений.
Нарушение норм процессуального права судами не допущено.
На основании вышеизложенного не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.04.2019 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2019 по делу N А81-1422/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.