г. Тюмень |
|
1 октября 2020 г. |
Дело N А46-17228/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2020 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Тихомирова В.В.
Щанкиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Белевич Н.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных отношений администрации города Омска на решение от 23.01.2020 Арбитражного суда Омской области (судья Чернышев В.И.) и постановление от 22.06.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда (Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-17228/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строим город" (644043, г. Омск, ул. Фрунзе, д. 1, корп. 3, пом. 22П, ОГРН 1175543001226, ИНН 5503171072) к департаменту имущественных отношений администрации города Омска (644024, г. Омск, ул. Краснофлотская, д. 8, ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003) о признании незаконным отказа.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Чернышев В.И.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Строим город" - Молоков А.В. по доверенности от 01.06.2019;
от департамента имущественных отношений администрации города Омска - Ермолаева Е.В. по доверенности от 29.06.2020.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строим город" (далее - ООО "Строим город", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту имущественных отношений администрации города Омска (далее - департамент, уполномоченный орган, заинтересованное лицо), в котором просило:
- признать незаконным отказ департамента, выраженный в письме от 02.09.2019 N Исх-ДИО/11978, в предоставлении в долгосрочную аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:090303:3081, местоположение которого установлено в 45 м юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 10-я Ленинская, 4 (Ленинский административный округ), общей площадью 3 575 кв. м; 55:36:090303:3105, местоположение которого установлено в 80 м юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 10-я Ленинская, 4 (Ленинский административный округ), общей площадью 7 540 кв. м для эксплуатации гостиничного комплекса - 1-я очередь строительства: нежилое здание, общей площадью 223,3 кв. м с кадастровым номером 55:36:090303:12027, расположенного по адресу:
г. Омск, ул. Лобкова, 24 и 2-й этап строительства: нежилое здание, количество этажей - 1, общей площадью 176,5 кв. м с кадастровым номером 55:36:090303:12154, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Серова, 60, как создающего препятствия в осуществлении охраняемых законом интересов юридического лица в предпринимательской деятельности;
- обязать уполномоченный орган предоставить в долгосрочную аренду земельные участки с кадастровыми номерами: 55:36:090303:3081, местоположение которого установлено в 45 м юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 10-я Ленинская, 4 (Ленинский административный округ), общей площадью 3 575 кв. м и 55:36:090303:3105, местоположение которого установлено в 80 м юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес:
10-я Ленинская, 4 (Ленинский административный округ), общей площадью 7 540 кв. м для эксплуатации гостиничного комплекса - 1-я очередь строительства: нежилое здание, общей площадью 223,3 кв. м с кадастровым номером 55:36:090303:12027, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Лобкова, 24 и гостиничного комплекса 2-й этап строительства: нежилое здание, количество этажей - 1, общей площадью 176,5 кв. м с кадастровым номером 55:36:090303:12154, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Серова, 60.
Решением от 23.01.2020 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 22.06.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования ООО "Строим город" удовлетворены. Отказ департамента, выраженный в письме от 02.09.2019 N Исх-ДИО/11978, в предоставлении в долгосрочную аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:090303:3081, местоположение которого установлено в 45 м юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: 10-я Ленинская, 4 (Ленинский административный округ), общей площадью 3 575 кв. м и 55:36:090303:3105, местоположение которого установлено в 80 м юго-западнее относительно жилого дома имеющего почтовый адрес: 10-я Ленинская, 4 (Ленинский административный округ), общей площадью 7 540 кв. м для эксплуатации гостиничного комплекса - 1-я очередь строительства: нежилое здание, общей площадью 223,3 кв. м с кадастровым номером 55:36:090303:12027, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Лобкова, 24 и гостиничного комплекса - 2-й этап строительства: нежилое здание, количество этажей - 1, общей площадью 176,5 кв. м с кадастровым номером 55:36:090303:12154, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Серова, 60, признан незаконным как создающий препятствия в осуществлении охраняемых законом интересов юридического лица в предпринимательской деятельности. На департамент возложена обязанность предоставить в долгосрочную аренду земельные участки с кадастровыми номерами: 55:36:090303:3081, местоположение которого установлено в 45 м юго-западнее относительно жилого дома имеющего почтовый адрес: 10-я Ленинская, 4 (Ленинский административный округ), общей площадью 3 575 кв. м и 55:36:090303:3105, местоположение которого установлено в 80 м юго-западнее относительно жилого дома имеющего почтовый адрес: 10-я Ленинская, 4 (Ленинский административный округ), общей площадью 7 540 кв. м для эксплуатации гостиничного комплекса - 1-я очередь строительства: нежилое здание, общей площадью 223,3 кв. м с кадастровым номером 55:36:090303:12027, расположенного по адресу:
г. Омск, ул. Лобкова, 24 и гостиничного комплекса - 2-й этап строительства: нежилое здание, количество этажей - 1, общей площадью 176,5 кв. м с кадастровым номером 55:36:090303:12154, расположенный по адресу:
г. Омск, ул. Серова, 60. С заинтересованного лица в пользу заявителя взыскано 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины, 40 000 руб. судебных расходов за проведение экспертизы.
Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение от 23.01.2020 Арбитражного суда Омской области отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы приведены следующие доводы: площади спорных участков несоразмерны площади объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках; площадь земельного участка для размещения гостиничных комплексов общей площадью 399,8 кв. м не должна превышать 2 351 кв. м; наличие на земельном участке элементов благоустройства не свидетельствует о возможности предоставления земельного участка под ними на основании статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); эксплуатация тепловой сети возможна без оформления прав на землю; суды дали ненадлежащую оценку экспертизе по настоящему делу; суд апелляционной инстанции необоснованно отказал в оценке экспертного заключения, представленного департаментом.
Отзыв на кассационную жалобу в установленном процессуальным законодательством порядке не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя доводы кассационной жалобы поддержал.
Представитель ООО "Строим город" просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Строим город" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- гостиничный комплекс: 1-я очередь строительства - нежилое здание, общей площадью 223,3 кв. м с кадастровым номером 55:36:090303:12027, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Лобкова, д. 24;
- гостиничный комплекс: 2-й этап строительства - нежилое здание, количество этажей - 1, общей площадью 176,5 кв. м с кадастровым номером 55:36:090303:12154, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Серова, д. 60.
Указанное недвижимое имущество расположено на земельных участках:
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:090303:3081, местоположение которого установлено в 45 м юго-западнее относительно жилого дома имеющего почтовый адрес: 10-я Ленинская, 4 (Ленинский административный округ), общей площадью 3 575 кв. м для строительства гостиничного комплекса, в отношении которого между обществом и департаментом заключен договор аренды земельного участка от 03.06.2009 N ДГУ-Л-34-1397 (дата регистрации 28.08.2009, N 55-55-01/170/2009-659);
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:090303:3105, местоположение которого установлено в 80 м юго-западнее относительно жилого дома имеющего почтовый адрес: 10-я Ленинская, 4 (Ленинский административный округ), общей площадью 7 540 кв. м для строительства гостиничного комплекса, в отношении которого между обществом и департаментом заключен договор аренды земельного участка от 20.03.2009 N Д-Л-31-7696 (дата регистрации 02.06.2009, N 55-55-01/107/2009-170).
Общество 20.03.2019 и 08.04.2019 обращалось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду указанных земельных участков для эксплуатации существующих объектов недвижимого имущества.
Письмом от 02.09.2019 N Исх-ДИО/11978 департамент отказал ООО "Строим город" в предоставлении в долгосрочную аренду испрашиваемых земельных участков, указав, что площади участков несоразмерны площади объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, и заявитель не представил достаточных доказательств, свидетельствующих о соответствии площади испрашиваемого земельного участка размеру участка, необходимого для использования расположенных на нем объектов недвижимости, исходя из потребностей собственника в обеспечении условий для размещения и эксплуатации указанных объектов.
Кроме того, уполномоченный орган указал, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", которым утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, часть испрашиваемых участков может быть предоставлена для размещения элементов благоустройства согласно пункту 4 Перечня.
На территории Омской области порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждены постановлением правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п "О Порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
По вопросу предоставления участка для размещения элементов благоустройства обществу было предложено обратиться в администрацию Ленинского административного округа города Омска.
Полагая, что указанный отказ в предоставлении земельного участка нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, ООО "Строим город" обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 2, 4, 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 36, 46 Конституции Российской Федерации, статьями 1, 11, 12, 13, 271 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 39.1, 39.6, 39.14, 39.16, 39.17, 39.20 ЗК РФ, исходя из того, что в рамках судебной экспертизы был разрешен вопрос о площади земельного участка, необходимой для эксплуатации такого объекта как гостиничный комплекс, поскольку не установлена обязанность заявителю по возведению на спорных земельных участках иных объектов недвижимости, не представлено доказательств того, что запрашиваемая площадь не соответствует требованиям к размещению и эксплуатации таких объектов как гостиничные комплексы, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований общества.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
Статьей 286 АПК РФ предусмотрены пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 286 АПК РФ при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, определении от 28.02.2017 N 412-О, статьи 286 - 288 АПК РФ, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Частью 1 статьи 288 АПК РФ предусмотрено, что основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Перечень правовых оснований предоставления в аренду земельных участков без торгов установлен частью 2 статьи 39.6 Кодекса, и данный перечень является исчерпывающим.
Одним из таких оснований является заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет право на получение в пользование земельного участка, на котором расположены данные объекты и необходимого для их обслуживания.
В силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 ГК РФ).
В силу статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты, право собственности на которые зарегистрировано за ООО "Строим город" в установленном законом порядке, иные объекты недвижимости не располагаются, согласно проектной документации на земельном участке не предусмотрено возведение каких-либо иных объектов недвижимости (строительство осуществлено в полном объеме).
Спор между сторонами возник лишь по вопросу определения площади земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания принадлежащих заявителю на праве собственности объектов недвижимости.
Содержание норм статьи 39.20 ЗК РФ и пункта 24 Обзора практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, предусматривают, что в случае рассмотрения спора о законности отказа в предоставлении участка, расположенного под объектом недвижимости, в аренду, требует выяснения вопрос о том, необходим ли земельный участок заявленной площадью, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества, для их эксплуатации или требуется сформировать и испрашивать без торгов иную часть спорного участка, на которой эти объекты располагаются и которая необходима для их обслуживания.
Определением от 17.10.2019 Арбитражного суда Омской области в рамках настоящего дела была назначена экспертиза. Проведение экспертизы поручено обществу с ограниченной ответственностью "Городской юридический центр недвижимости "Эталон", адрес: г. Омск, ул. Дмитриева, 5/3. На разрешение эксперта судом были поставлены вопросы следующего содержания:
1. Является ли соразмерной площадь испрашиваемых земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:090303:3081, местоположение которого установлено в 45 м юго-западнее относительно жилого дома имеющего почтовый адрес: ул. 10-я Ленинская, 4 (Ленинский административный округ), общей площадью 3 575 кв. м и 55:36:090303:3105, местоположение которого установлено в 80 м юго-западнее относительно жилого дома имеющего почтовый адрес: ул. 10-я Ленинская, 4 (Ленинский административный округ), общей площадью 7 540 кв. м для эксплуатации гостиничного комплекса - 1-я очередь строительства: нежилое здание, общей площадью 223,3 кв. м с кадастровым номером 55:36:090303:12027, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Лобкова, д. 24 и гостиничного комплекса - 2-й этап строительства: нежилое здание, количество этажей - 1, общей площадью 176,5 кв. м с кадастровым номером 55:36:090303:12154, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Серова, д. 60, принимая во внимание его функциональное назначение с учетом соблюдения строительных, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и градостроительных норм?
2. Являются ли нормативы градостроительного проектирования, утвержденные решением Омского городского совета от 22.03.2017 N 519 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области" основанием для принятия решения о предоставлении земельных участков (отказе в предоставлении) с кадастровыми номерами: 55:36:090303:3081 и 55:36:090303:3105 под существующий гостиничный комплекс (1-я и 2-я очереди) без проведения торгов по критериям обоснованности либо необоснованности площадных характеристик земельных участков площадным характеристикам расположенного на них гостиничного комплекса?
Как следует из экспертного исследования и заключения, подготовленного в рамках настоящего дела, "Гостиничный комплекс по улице Труда - улице Лобкова в Ленинском административном округе города Омска. 1 очередь строительства: административное здание", расположенный по адресу: ул. Лобкова, д. 24, Ленинский административный округ, г. Омск, Омская область, Российская Федерация, 644020 располагается на земельном участке с кадастровыми номерами 55:36:090303:3081 и 55:36:090303:3105. Сведения об объекте капитального строительства (фактические): строительный объем, в том числе надземной части - 796,42 куб. м, общая площадь - 223,3 кв. м, количество помещений - 12, количество этажей - 1, сети и системы инженерно-технического обеспечения - сети электроснабжения, система пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре. "Гостиничный комплекс. II этап строительства", расположенный по адресу: ул. Серова, д. 60, Ленинский административный округ, г. Омск, Омская обл., Российская Федерация, 644020, расположен на земельном участке с кадастровым номером 55:36:090303:3105. Сведения об объекте капитального строительства (фактические): строительный объем, в том числе надземной части - 754,68 куб. м, общая площадь - 176,5 кв. м, количество зданий, сооружений - 1, количество помещений - 7, вместимость - 6 чел., количество этажей - 1, сети и системы инженерно-технического обеспечения - сети электроснабжения, система пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Предоставление земельного участка, занятого объектами недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы правообладатель этих объектов имел возможность осуществлять их обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы земельного участка должны входить как часть, занятая объектами недвижимости, так и часть, необходимая для их использования, размер земельного участка непосредственно связан с функциональным назначением объектов.
Основные факторы, определяющие выбор земельного участка под размещение гостиничного комплекса: градостроительные (необходимая площадь территории с учетом специфики эксплуатации гостиничного комплекса и его емкости, оптимальные геометрические очертания земельного участка, рациональное размещение с учетом транспортных коммуникаций и наличия в непосредственной близости железнодорожного вокзала, аэропорта и пр.); архитектурно-ландшафтные (наличие на земельном участке и/или на прилегающей территории природных компонентов: озеленения, видных поверхностей, рельефа и др.); экологические (комфортность территории: соответствие санитарно-гигиенических параметров среды нормативным требованиям); инженерно-технические (наличие городских инженерных коммуникаций и возможность подключения к существующим сетям с учетом их мощности и размещения).
Экспертом указывается, что удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах застройки городских округов и поселений (уровень озелененности территории застройки) должен быть не менее 40 %, а в границах территории жилого района не менее 25 %, включая суммарную площадь озелененной территории микрорайона (квартала). Оптимальные параметры общего баланса территории составляют: открытые пространства: зеленые насаждения - 65 - 75 %; аллеи и дороги - 10 - 15 %; площадки - 8 - 12 %; сооружения - 5 - 7 %; зона природных ландшафтов; зеленые насаждения - 93 - 97 %; дорожная сеть - 2 - 5 %; обслуживающие сооружения и хозяйственные постройки - 2 %. От наземных автостоянок устанавливается санитарный разрыв с озеленением территории, прилегающей к объектам нормирования в соответствии с требованиями таблицы 93 (не менее 10 м). Площадь освоения земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090303:3081, 55:36:090303:3105 соответствует площади освоения, отраженной в заданиях на проектирование.
Предусмотренные архитектурно-планировочные решения по размещению объектов гостиничного комплекса в пределах границ земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090303:3081 и 55:36:090303:3105 приняты с учетом рационального и экономного использования земельного участка, существующего рельефа местности, окружающей застройки, соответствуют требованиям нормативных документов.
Пешеходные и транспортные пути гостиничного комплекса в пределах границ земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090303:3081 и 55:36:090303:3105, отвечают требованиям непрерывности и возможности доступа маломобильных групп населения, как на территорию, так и в здания, что соответствует требованиям СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", ГОСТ Р 51185-2014 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования".
Размещение зданий в пределах границ земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090303:3081 и 55:36:090303:3105 выполнено с учетом соблюдения нормативных расстояний от расположенных на земельных участках инженерных коммуникаций, минимальных отступов от красной линии УДС, что соответствует требованиям ГрК РФ, приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 N 22-п "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области", СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*".
Территория земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090303:3081 и 55:36:090303:3105 с учетом расположенных зданий, а также окружающей застройки, обеспечена санитарными разрывами с реализацией мероприятий по озеленению, что соответствует требованиям ГрК РФ, Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского совета от 10.12.2008 N 201, приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 N 22-п "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области", СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", СП 257.1325800.2016 "Гостиницы, правила проектирования", ГОСТ Р 51185-2014 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, Федерального закона от 22.07.2008 N 122-ФЗ, Федерального закона от 22.12.2002 N 184-ФЗ.
Отвечая на первый вопрос, эксперт указал, что площадь испрашиваемых земельных участков является соразмерной для эксплуатации названных двух очередей гостиничного комплекса с учетом его функционального назначения и соблюдения строительных, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и градостроительных норм, приняты во внимание противопожарные разрывы, предусмотренные проектом и правовыми актами условия благоустройства территории, обеспеченность подъездами и парковками, доступность для маломобильных групп населения.
В ответе на второй вопрос эксперт указал, что, по его мнению, с учетом ответа на первый вопрос нормативы градостроительного проектирования, утвержденные решением Омского городского Совета от 22.03.2017 N 519 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области", не являются основанием для принятия решения о предоставлении или непредоставлении земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:090303:3081 и 55:36:090303:3105 под существующий гостиничный комплекс (1-я и 2-я очереди) без проведения торгов по критериям обоснованности либо необоснованности площадных характеристик земельных участков площадным характеристикам расположенного на них гостиничного комплекса.
Суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что на момент предоставления спорных земельных участков решение Омского городского совета от 22.03.2017 N 519 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области" не вступило в законную силу, в связи с чем не могло быть учтено при подготовке проектной документации.
Впоследствии департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Омска выдано разрешение на строительство от 13.10.2017 N 55-ru55301000-245-2017 относительно гостиничного комплекса общей площадью 223,35 кв. м на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:090303:3081 и 55:36:090303:3105 и от 05.10.2018 N 55-ru55301000-267-2018 относительного гостиничного комплекса II этап строительства общей площадью 171,86 кв. м в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:090303:3105. Изданы распоряжения департамента строительства администрации города Омска от 20.06.2018 N 123 "О разрешении ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства "Гостиничный комплекс по улице Труда - улице Лобкова в Ленинском административном округе города Омска. 1 очередь строительства: административное здание", расположенного по адресу:
ул. Лобкова, д. 24, Ленинский административный округ, г. Омск, 644020" и от 15.11.2018 N 316 "О разрешении ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства "Гостиничный комплекс. II этап работ", расположенного по адресу: ул. Серова, д. 60, Ленинский административный округ, г. Омск, 644020".
В материалы дела представлена проектная документация гостиничного комплекса по ул. Труда - ул. Лобкова в Ленинском АО г. Омска (раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка", 24-16-ПЗУ, раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка", 35-17-ПЗУ, которая свидетельствует о том, что при функционировании возводимых объектов требуется вся площадь земельных участков в заявленном обществом объеме (предусмотрено создание проездов, тротуаров, а также озеленение территории).
Оценивая данное экспертное заключение, суды правомерно приняли во внимание функциональное назначение объектов недвижимости и наличие обоснования экспертом необходимой площади земельного участка исходя из такого назначения. В соответствии с пунктом 5.2 СП 257.1325800.2016 "Гостиницы, правила проектирования" площадь участка для размещения гостиницы устанавливается заданием на проектирование. В составе участка гостиниц предусматриваются: жилая зона; площадки для стоянки легковых автомобилей и экскурсионных автобусов; хозяйственная зона, изолированная от жилой зоны; зеленые насаждения с элементами благоустройства; внутренние проезды и пешеходные тротуары и др. Выводы эксперта полностью соответствуют имеющейся в деле проектной документации, в том числе содержащимся в ней сведениям относительно частей земельного участка гостиничного комплекса, занятого стоянками, тротуарами, проездами, территорией озеленения.
Департамент не привел никаких доводов о том, что указанная экспертом нормативная документация не является основанием для определения площади земельного участка, необходимого для эксплуатации гостиничного комплекса.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, установив, что на испрашиваемых земельных участках расположены исключительно объекты, право собственности на которые зарегистрировано за ООО "Строим город" в установленном законом порядке, принимая во внимание, что испрашиваемая заявителем площадь земельного участка соответствует требованиям к размещению и эксплуатации таких объектов как гостиничные комплексы, иного департаментом не доказано, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований общества.
Таким образом, доводы подателя жалобы не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.01.2020 Арбитражного суда Омской области и постановление от 22.06.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-17228/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.