г. Тюмень |
|
12 марта 2021 г. |
Дело N А03-226/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Севастьяновой М.А. -
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Сарксян С.М. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.07.2020 (судья Атюнина М.Н.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 (судьи Стасюк Т.Е., Киреева О.Ю., Фертиков М.А.) по делу N А03-226/2020 по иску государственного унитарного предприятия дорожного хозяйства Алтайского края "Северо-Восточное дорожно-строительное управление" (658083, г. Новоалтайск, ул. Дорожная, д. 7, ОГРН 1032202269000, ИНН 2208010989) к государственному учреждению войсковой части 31466 (659304, г. Бийск, ул. Льнокомбинат, ОГРН 1032201640833, ИНН 2226020588) к Министерству обороны Российской Федерации (119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) о взыскании денежных средств.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Кулешов Александр Витальевич, федеральное казенное учреждение "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Свердловской области (судья Бушуева Е.В.) в заседании участвовал представитель Министерства обороны Российской Федерации - Семенов В.А. по доверенности от 20.11.2020.
Суд установил:
Государственное унитарное предприятие дорожного хозяйства Алтайского края "Северо-Восточное дорожно-строительное управление" (далее - ГУП ДХ АК "Северо-Восточное ДСУ", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному учреждению войсковой части 31466 (далее - войсковая часть) и Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ) о взыскании 183 353,50 руб. в возмещение ущерба и 10 000 руб. расходов по оценке ущерба.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кулешов Александр Витальевич и федеральное казенное учреждение "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай".
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 15.07.2020, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020, производство по делу в отношении войсковой части 31466 прекращено, требования к Российской Федерации в лице Минобороны РФ удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Минобороны РФ обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что производство в отношении войсковой части 31466 прекращено необоснованно, поскольку в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о ликвидации юридического лица; согласно имеющейся в материалах дела выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) войсковая часть 31466 является действующим юридическим лицом; Минобороны РФ не может являться надлежащим ответчиком, поскольку не является учредителем данной воинской части; экспертное заключение от 04.10.2019 N 93-19-10-05, выполненное обществом с ограниченной ответственностью "Сибирский Институт Инноваций и Развития Бизнеса" (далее - ООО "Сибирский Институт Инноваций и Развития Бизнеса"), является недопустимым доказательством по делу; судами не дана оценка доводам ответчика о необоснованном установлении стоимости восстановительного ремонта транспортного средства без учета износа, превышающей рыночную стоимость транспортного средства; отсутствует причинно-следственная связь между поведением Минобороны РФ и наступившими последствиями в виде возникновения убытков.
В отзыве на кассационную жалобу ГУП ДХ АК "Северо-Восточное ДСУ" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Минобороны РФ поддержал свою процессуальную позицию по делу.
Выслушав пояснения представителя Минобороны РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 25.09.2019 на 119 км автодороги "Алтай-Кузбасс" произошло ДТП с участием автомобиля УРАЛ-4320, р.з 3409 КЕ 87, под управлением Кулешова А.В., автомобиля ГАЗ 330273, р.з. К 698 ОХ 22, под управлением Никулина С.М. и трактора Беларус 82.1, р.з. 9273 АМ 22, под управлением Гребе А.А.
В результате ДТП принадлежащему предприятию автомобилю ГАЗ 330273, р.з. К 698 ОХ 22, причинены механические повреждения.
ГУП ДХ АК "Северо-Восточное ДСУ" обратилось в ООО "Сибирский Институт Инноваций и Развития Бизнеса" для определения размера ущерба.
Согласно оценке, проведенной ООО "Сибирский Институт Инноваций и Развития Бизнеса" по договору с истцом, стоимость восстановительного ремонта транспортного средства без учета износа составила 183 353,50 руб.
Поскольку гражданская ответственность владельца автомобиля УРАЛ-4320, р.з 3409 КЕ 87 на момент ДТП не была застрахована в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", истец 20.04.2017 направил войсковой части 31466 и Минобороны РФ претензии с требованием о возмещении ущерба в сумме 183 353,50 руб., неудовлетворение которых послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования в отношении Минобороны РФ, суды руководствовались статьями 8, 15, 1064, 1068, 1071, 1079, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон N 61-ФЗ), положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (далее - Указ Президента РФ N 1082), постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", исходили из наличия совокупности условий, необходимых для привлечения Минобороны РФ к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам и примененным нормам права.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с положениями статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
На основании пункта 1 статьи 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Судами установлено, что вред транспортному средству истца причинен в результате ДТП, произошедшего 25.09.2019 по вине водителя автомобиля УРАЛ-4320, р.з 3409 КЕ 87 Кулешова А.В., который на момент совершения дорожного происшествия являлся военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и за ним был закреплен указанный автомобиль, что в том числе следует из свидетельства о регистрации транспортного средства 87 ТР 065153, паспорта транспортного средства АВ 018032.
Согласно пункту 12 статьи 1 Закона N 61-ФЗ имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В статье 11 Закона N 61-ФЗ указано, что вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ N 1082 Минобороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
При изложенных обстоятельствах, исследовав и оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, установив, что ущерб транспортному средству истца причинен в результате ДТП, при этом субъектом, обязанным возместить вред, причиненный водителем автомобиля, который проходит военную службу по контракту, является Российская Федерация в лице Минобороны РФ, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что войсковая часть 31466 является действующим юридическим лицом, суды пришли к верному выводу о наличии оснований для взыскания убытков с Минобороны РФ в заявленном размере.
Доводы подателя жалобы о том, что войсковая часть 31466 является действующим юридическим лицом, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Вопреки доводам заявителя, из представленных в материалы дела выписок из ЕГРЮЛ, в том числе от 11.12.2019, следует, что регистрация войсковой части 31466 в качестве юридического лица признана ошибочной по решению регистрирующего органа в связи с технической ошибкой, о чем внесена соответствующая запись 18.05.2005.
Тот факт, что сведения из ЕГРЮЛ в отношении данного юридического лица не исключены и в отношении него не проведена процедура ликвидации, на что ссылается податель жалобы, не может безусловно свидетельствовать о функционировании военной части в качестве самостоятельного юридического лица, за счет средств которого могут быть удовлетворены требования истца.
Поскольку информация о правовом статусе военной части носит противоречивый характер, суды обоснованно руководствовались положениями пункта 16 Постановления Пленума ВС РФ N 13, согласно которым при отсутствии либо невозможности определить орган, наделенный полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования в суде выступает соответственно Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования (статья 1071 ГК РФ).
Доказательств иного Минобороны РФ в материалы дела не представлено.
Доводы заявителя о неверном определении размера причиненного ущерба и о том, что экспертное заключение ООО "Сибирский Институт Инноваций и Развития Бизнеса" от 04.10.2019 N 93-19-10-05 является недопустимым доказательством по делу, подлежат отклонению на основании следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 64 АПК РФ заключение эксперта является одним из доказательств по делу, которое оценивается судом в порядке, предусмотренном в статье 71 Кодекса, в совокупности с иными допустимыми доказательствами по делу.
Экспертное заключение ООО "Сибирский Институт Инноваций и Развития Бизнеса" от 04.10.2019 N 93-19-10-05 оценено судом первой инстанции по правилам статьи 71 АПК РФ, признано соответствующим положениям статьи 86 АПК РФ. При этом ответчик не представил в суд первой инстанции доказательств, опровергающих выводы данного экспертного заключения или свидетельствующих об иной стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, о проведении судебной экспертизы Минобороны РФ также не заявляло, в связи с чем несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 АПК РФ).
Информация, представленная ответчиком в суд первой инстанции о средней стоимости аналогичных транспортных средств, полученная из открытых источников сети интернет, не может заменить собой заключение специалиста, обладающего специальными знаниями в области оценки.
При таких обстоятельствах, суды, верно определив надлежащего ответчика, на законных основаниях взыскали причиненные истцу убытки исходя из оценки тех доказательств, которые представлены сторонами в материалы дела.
Доводы Минобороны РФ сводятся, по сути, к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за рамки рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 АПК РФ. Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, определения Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2016 N 305-КГ16-4920, от 18.08.2016 N 309-КГ16-838).
Таким образом, доводы ответчика не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.07.2020 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 по делу N А03-226/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.