г. Тюмень |
|
12 апреля 2021 г. |
Дело N А46-5274/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Уласовской А.Н. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" на решение от 21.08.2020 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) и постановление от 15.12.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Краецкая Е.Б., Лотов А.Н.) по делу N А46-5274/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" (634029, город Томск, проспект Фрунзе, 9, ИНН 7017005289, ОГРН 1027000862954) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (644099, город Омск, улица Интернациональная, 41, ИНН 5503084944, ОГРН 1045504034840) об оспаривании предписания.
В заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" Неволин В.В. по доверенности от 10.03.2021, Ефремов В.В. по доверенности от 13.01.2021.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Баландин В.А.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" - Федотенко М.Ю. по доверенности от 01.04.2020;
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Ахрамов Д.В. по доверенности от 28.12.2020, Травин Д.С. по доверенности от 01.12.2020
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - управление) от 25.12.2019 N 4.
Решением от 16.09.2020 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 12.11.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, у управления не имелось правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания, поскольку по адресу проведения проверки у общества отсутствуют потенциально опасные объекты; потенциально опасные объекты и опасные производственные объекты I и II классов опасности не являются тождественными понятиями; судами неправомерно применены положения Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения заместителя начальника управления от 01.08.2017 N 1 в рамках осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера уполномоченным должностным лицом управления проведена плановая выездная проверка в отношении общества, в ходе которой установлено отсутствие локальной системы оповещения в районе размещения потенциально опасного объекта (акт проверки от 28.09.2017 N 1).
По результатам проверки управлением выдано предписание от 28.09.2017, согласно которому обществу необходимо в срок до 02.12.2019 устранить выявленные нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Установив в ходе внеплановой выездной проверки (распоряжение от 02.12.2019 N 4, акт проверки от 25.12.2019 N 4) факт неисполнения обществом данного предписания, управление вновь выдало ему аналогичное предписание от 25.12.2019 N 4 об устранении выявленного нарушения в срок до 02.07.2021.
Не согласившись с указанным предписанием управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания, поскольку обществом не соблюдаются обязательные требования в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 27 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ), пунктов 4, 7, 9, 11 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1418, уполномоченные должностные лица управления вправе выдавать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с подпунктом "г" части первой статьи 14 Закона N 68-ФЗ организации обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемый период действовало Положение о системах оповещения населения, утвержденное Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 422, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации N 90, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации N 376 от 25.07.2006 (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.
Исходя из пунктов 4, 11 Положения в районе размещения потенциально опасного объекта создается локальная система оповещения. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС; объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
Потенциально опасный объект - это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек (часть 1 статьи 1 Закона N 68-ФЗ).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
В силу подпункта "а" пункта 11 части 1 статьи 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектами относятся, среди прочего опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, в том числе опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество осуществляет деятельность по транспортировке газа по трубопроводам, эксплуатируя опасные производственные объекты I и II классов опасности на территории Омской области (свидетельство о регистрации опасных производственных объектов от 18.07.2017 N А62-00872); при этом обществом не представлены доказательства создания и поддержания в состоянии готовности надлежащих локальных систем оповещения в районе размещения указанных потенциально опасных объектов.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы подателя кассационной жалобы о неисполнимости предписания управления ввиду отсутствия в нем указания на конкретные объекты и действия, подлежащие совершению в целях устранения нарушений, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Вопреки позиции общества применение судами положений законодательства в области гражданской обороны, также предусматривающих обязанность организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения, не повлекло принятие неправильного судебного акта.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.08.2020 Арбитражного суда Омской области и постановление от 15.12.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-5274/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Потенциально опасный объект - это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек (часть 1 статьи 1 Закона N 68-ФЗ).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
В силу подпункта "а" пункта 11 части 1 статьи 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектами относятся, среди прочего опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, в том числе опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 апреля 2021 г. N Ф04-1306/21 по делу N А46-5274/2020