город Омск |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А46-5274/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Краецкой Е.Б., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11011/2020) общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" на решение Арбитражного суда Омской области от 21.08.2020 по делу N А46-5274/2020 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" (ОГРН 1027000862954, ИНН 7017005289, 634029, Томская область, город Томск, проспект Фрунзе, дом 9) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ОГРН 1045504034840, ИНН 5503084944, 644043, Омская область, город Омск, улица Интернациональная, дом 41) о признании предписания N 4 от 25.12.2019 незаконным,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" - Ефремова Вадима Владимировича по доверенности от 16.01.2020 N 0104-02/ПД-Б/39; Федотенко Михаила Юрьевича по доверенности от 07.04.2020 N 0104/02/ПД-Б/249;
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Травина Дмитрия Сергеевича по доверенности от 24.12.2019 N 416; Ахрамова Дениса Вадимовича по доверенности от 13.08.2020 N 186;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" (далее- ООО "Газпром трансгаз Томск", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее- Главное управление МЧС России по Омской области, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания от 25.12.2019 N 4.
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.08.2020 по делу N А46-5274/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано, ООО "Газпром трансгаз Томск" возвращено из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал следующее:
- из оспариваемого предписания и материалов проверки не следует и судом первой инстанции не установлено какие именно потенциально опасные объекты эксплуатирует Общество; на каких потенциально опасных объектах проведена проверка; на каких потенциально опасных объектах установлено нарушение - отсутствие локальных систем оповещения;
- факт отсутствия локальных систем оповещения опровергается представленными в материалы дела: фототаблицей элементов локальной системы оповещения Омского линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО "Газпром трансгаз Томск" от 30.01.2020, извлечением из заключения экспертизы промышленной безопасности N 005- 2014/М, извлечением из Информационного листа к декларации промышленной безопасности, копиями Паспортов безопасности, из которых следует, что в Обществе создана и поддерживается в исправном состоянии локальная система оповещения, безопасность эксплуатируемых объектов подтверждена Ростехнадзором, независимыми экспертами и самим МЧС;
- обжалуемое решение суда первой инстанции основано на нормах статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", который не применим к проверкам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- суд первой инстанции не дал надлежащую правовую оценку вступившему в законную силу решению Омского районного суда по делу N 12-85/2020 от 30.07.2020.
Управлением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу дополнения к отзыву, в которых заинтересованное лицо не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Управления возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к отзыву, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, дополнения к отзыву, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения N 4 от 02.12.2019 в отношении ООО "Газпром трансгаз Томск" в период с 19.12.2019 по 25.12.2019 проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения предписания об устранении нарушений требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 28.09.2017 N 1/4/1-1 со сроком исполнения до 02.12.2019.
По результатам проведённой проверки управлением составлен акт проверки N 4 от 25.12.2019 и выдано предписание об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 25.12.2019 N 4, обязывающее общество к устранению нарушения подпункта "г" статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ), Распоряжения Правительства РФ от 25.10.2003 N 1544-р "О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время", пункта 47 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утверждённых приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 N 105, состоящего в отсутствии ЛСО.
Полагая, что предписание от 25.12.2019 N 4 является незаконным, нарушает права и законные интересы Общества, поскольку возлагает на него дополнительные, непредусмотренные действующим законодательством обязанности, в частности, обязанность создания локальной системы оповещения на объектах, которые не являются потенциально опасными, ООО "Газпром трансгаз Томск" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел выводу о том, что предписание от 25.12.2019 N 4 является законным, поскольку обществом не представлены доказательства создания в соответствии с нормами законодательства о гражданской обороне локальных систем оповещения, а также содержит конкретные указания о необходимости принятия мер по устранению выявленных нарушений требований законодательства о гражданской обороне.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Положения Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" определяют задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти и организаций в области гражданской обороны.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон N28-ФЗ) организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно статье 1 Федерального закона N 28-ФЗ организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, являются организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты.
Положения Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) определяют общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан на территории Российской Федерации, всего пространства Российской Федерации, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Действие данного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статьей 27 Закона N 68-ФЗ предусмотрено, что государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены статьей 14 Закона N 68-ФЗ. Указанная норма распространяется на все организации.
В соответствии с Положением о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1418, приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.08.2004 N 372, Управление является специально уполномоченным органом в области решения задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, должностные лица которого вправе выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано Обществу по итогам проведения государственных надзорных мероприятий с целью контроля в области гражданской обороны, следовательно, законность предписания от 25.12.2019 N 4 правомерно проверялась судом первой инстанции на соответствие, в том числе нормам Федерального закона N28-ФЗ.
В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 утверждено Положение о гражданской обороне (далее - Положение N 804), согласно которому ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением (пункт 2).
В соответствии с абзацем третьим пункта 8 Положения N 804, основным мероприятием по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, является, в том числе создание локальных систем оповещения.
В пункте 3.8 "СП 133.13330.2012. Свод правил. Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования", утвержденного Приказом Минрегиона России от 05.04.2012 N 159 (далее также - СП 133.13330.2012) определено, что локальная система оповещения - система оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, представляющая собой организационно-техническое объединение дежурно-диспетчерских служб потенциально опасного объекта, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также линий связи, обеспечивающих передачу сигналов оповещения до персонала объекта и населения в зоне ответственности локальной системы оповещения данного объекта.
Потенциально опасный объект - это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек (статья 1 Закона N 68-ФЗ).
Согласно пункту 3 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 422, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации N 90, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации N 376 (далее также - Положение о системах оповещения населения) система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее также -РСЧС) и населения.
Пунктом 1 Положения о системах оповещения населения предусмотрено, что установление и эксплуатация систем оповещения является обязательным для организаций и предприятий независимо от форм собственности.
В соответствии с абзацем шестым пункта 4 Положения о системах оповещения населения на объектовом уровне создаются локальные системы оповещения (в районе
размещения потенциально опасного объекта). Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, факт эксплуатации ООО "Газпром трансгаз Томск" опасных производственных объектов I и II классов опасности подтверждается выпиской из государственного реестра, содержащей сведения об опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, эксплуатируемых на территории г. Омска и Омской области, свидетельством о регистрации опасных производственных объектов N А62-00872 от 18.07.2017, а также следует из постановления мирового судьи судебного участка N 109 в Октябрьском судебном районе в г. Омске от 28.10.2019 по делу N 5-703/2019 (109), постановления мирового судьи судебного участка N 23 в Омском судебном районе Омской области от 09.10.2019 по делу N 5-848(23)2019, решения судьи Омского районного суда Омской области от 30.12.2019 по делу N 12-359/2019.
Таким образом, ООО "Газпром трансгаз Томск", как лицо, эксплуатирующее опасные производственные объекты I и II классов опасности, обязано соблюдать требования, установленные законодательством о гражданской обороне.
С учетом изложенного довод заявителя о том, что при проведении проверки обществу не было понятно, в связи с чем проводится проверка, предмет и основания проверки, несостоятелен, поскольку проверка проведена в целях соблюдения законодательства о гражданской обороне в отношении лица, эксплуатирующего опасные производственные объекты I и II классов опасности.
Доказательств, подтверждающих создание предусмотренных Законом N 28-ФЗ локальных систем оповещения, ООО "Газпром Трансгаз Томск" в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представило.
Отклоняя доводы Общества о том, что отсутствии локальных систем оповещения опровергается представленными в материалы дела: фототаблицей элементов локальной системы оповещения Омского линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО "Газпром трансгаз Томск" от 30.01.2020, извлечением из заключения экспертизы промышленной безопасности N 005-2014/М, извлечением из Информационного листа к декларации промышленной безопасности, копиями Паспортов безопасности, из которых следует, что в Обществе создана и поддерживается в исправном состоянии локальная система оповещения, суд апелляционной инстанции сходит из следующего.
Согласно представленном в материалы дела письму Министерства региональной безопасности Омской области от 03.02.2020 года N ИСХ-20/МРБ-04-08-547 на территории Омской области региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - РАСЦО) строится на базе комплекса технических средств П 166-М производства акционерного общества "Калужский завод телеграфной аппаратуры".
Присоединение локальной системы оповещения к РАСЦО осуществляется путем использования в составе локальной системы оповещения блока переключения универсального П 166-М БПРУ или совместимого с комплексом технических средств П 166-М оборудования других производителей.
Связь между блоком переключения и точкой сопряжения РАСЦО организуется посредством создания VPN-канала с пропускной способностью не менее 128 Кбит/сек.
Из паспорта локальной системы оповещения Омского линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО "Газпром трансгаз Томск" следует, что сопряжение имеющейся системы осуществляется по линиям телефонной связи и электронной почты, что не отвечает требованиям, предъявляемым к локальной системе оповещения.
Согласно письму Министерства региональной безопасности Омской областиN ИСХ-19/МРБ-07-08-3034 (т.1 л.д. 113) у ООО "Газпром трансгаз Томск" отсутствуют объекты, имеющие сопряжение локальных систем оповещения с РАСЦО Омской области.
Также Главным управлением МЧС России по Омской области в адрес общества был направлен запрос от 30.05.2017 N 6507-7-1-3 о предоставлении материалов и сведений, а именно: наличие локальной системы оповещения: характеристика ЛСО (тип используемой аппаратуры, количество оконечных устройств); охват ЛСО населения и территории, сопряженность ЛСО с РАСЦО Омской области; техническое задание на разработку проекта по созданию локальной системы оповещения, согласованное установленным порядком; проект на создание локальной системы оповещения (экспертное заключение); акт приемки локальной системы оповещения в эксплуатацию с приложением протоколов испытаний; приказ руководителя потенциально опасного объекта о принятии локальной системы оповещения в эксплуатацию; паспорт локальной системы оповещения; инструкция по использованию локальной системы оповещения органом повседневного управления организации.
Из полученного ответа от 26.06.2017 N 0123/08085 следует, что в Омском линейном производственном управлении магистральных газопроводов - филиале ООО "Газпром трансгаз Томск", эксплуатирующем объекты I и II классов опасности, локальная система оповещения отсутствует. На объектах филиала функционирует объектовая система оповещения, основной задачей которой является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до диспетчерских служб, руководящего состава филиала и общества, объектовых сил (аварийных бригад, нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне), персонала объектов филиала, а также до организаций в соответствии с регламентами взаимодействия.
Создание локальной системы в филиале, эксплуатирующем объекты I и II классов опасности, будет осуществляться при проектировании капитального строительства объектов или в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с исходными данными (техническими условиями) для разработки инженерно-технических мероприятий по гражданской обороне, по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выданными территориальным органом МЧС России по соответствующему субъекту Российской Федерации (т.1 л.д. 114-115).
Таким образом, имеющаяся в обществе объектовая система оповещения с регистрацией аудиоинформации "PVR-4 USB" (Mix) не выполняет задачи локальной системы оповещения, в том числе в силу того, что указанная система не имеет сопряжения с РАСЦО Омской области.
В соответствии с пунктом 96 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого приказом МЧС России от 14.06.2016 N 323 (далее также - Административный регламент) в предписании об устранении нарушений указываются:
- полное наименование объекта надзора, фамилия, имя, отчество (последнее -при наличии) руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя объекта надзора;
- перечень выявленных нарушений и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя объекта надзора, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;
- подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.
Оспариваемое предписание от 25.12.2019 N 4 отвечает требованиям определенности и законности, содержит конкретные указания о необходимости принятия мер по устранению \ нарушений требований законодательства о гражданской обороне, при этом решение вопроса о порядке и способах его исполнения относится к компетенции общества.
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание ссылки Общества на судебные акты: как постановление мирового судьи судебного участка N 23 в Омском судебном районе Омской области от 04.02.2020 по делу N 5-58(23)2020, а также решение судьи Омского районного суда Омской области от 30.07.2020 по делу N 12-85/2020, поскольку они не содержат установленных судом обстоятельств, имеющих для настоящего дела преюдициального характера.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не имеется.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 21.08.2020 по делу N А46-5274/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Е.Б. Краецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5274/2020
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ ТОМСК"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Арбитражный Суд Томской области, Седьмой арбитражный апелляционный суд