г. Тюмень |
|
13 апреля 2021 г. |
Дело N А46-398/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Киричёк Ю.Н.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Огис Трейд" на постановление от 22.12.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А46-398/2020 Арбитражного суда Омской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Огис Трейд" (117105, город Москва, внутренний территориальный городской муниципальный округ Нагорный, проезд Нагорный, дом 12Б, этаж 2, помещения 23, 24, 24А, 28, 29, 30А, ИНН 7724459031, ОГРН 1187746914541) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (644010, Омская область, город Омск, проспект Карла Маркса, дом 12А, ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другое лицо, участвующие в деле - государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (644010, Омская область, город Омск, улица Пушкина, дом 67, ИНН 5504018510, ОГРН 1025500972716).
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Огис Трейд" -Вятченков И.В. по доверенности от 15.02.2021.
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Бороздина Е.Н. по доверенности от 30.03.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Огис Трейд" (далее - общество, ООО "Огис Трейд") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 15.10.2019 N 055/06/69-894/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, заказчик).
Решением от 09.10.2020 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) признан недействительным пункт 1 решения управления.
Постановлением от 22.12.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "Огис Трейд" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению общества, оно соответствуют критериям, предъявляемым Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого предпринимательства; сведения об ООО "Огис Трейд" как субъекте малого предпринимательства не могли были быть внесены в реестр в 2020 году, поскольку в соответствии с нормами части 3 статьи 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закона N 402-ФЗ) первым отчетным годом для общества с учетом даты его создания является период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации, включительно.
Антимонопольный орган в отзыве на кассационную жалобу просит оставить постановление апелляционного суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 23.08.2019 учреждение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке общества с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" www.rts-tender.ru разместило извещение N 0252100000119000086 о проведении электронного аукциона на поставку подгузников для детей-инвалидов, согласно которому участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Победителем электронного аукциона признано ООО "Огис Трейд" (протокол подведения итогов электронного аукциона от 09.09.2019).
На стадии заключения государственного контракта при проверке сведений, содержащихся во второй части заявки общества, аукционная комиссия установила наличие недостоверных сведений, а именно: по данным официального сайта ФНС России (https://ofd.nalog.ru) ООО "Огис Трейд" с момента создания по настоящее время отсутствует в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ввиду изложенного государственный контракт не был подписан, а аукционная комиссия приняла решение на основании части 6.1 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) отстранить участника аукциона ООО "Огис Трейд" от участия в аукционе.
Решением управления от 15.10.2019 жалоба общества на действия заказчика при проведении аукциона признана необоснованной (пункт 1).
Не согласившись с пунктом 1 решения антимонопольного органа, ООО "Огис Трейд" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество фактически соответствуют критериям, установленным Законом N 209-ФЗ, предъявляемым к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции указал, что общество на стадии заключения государственного контракта не соответствовало требованиям, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ, поскольку сведения в Едином реестре о регистрации его в качестве субъекта малого предпринимательства отсутствовали.
Оставляя постановление суда апелляционной инстанции без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу пункта 7 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.
Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: 1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона (часть 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 69 Закона N 44-ФЗ принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 названной статьи, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 названной статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 названной статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (часть 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 данного Закона, вносятся в реестр в соответствии с данной статьей.
Сведения о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в реестр 10 числа месяца, следующего за месяцем внесения соответственно в единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о создании юридического лица, государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 2 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Из абзаца 7 статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на общества с ограниченной ответственностью, участниками которых являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), распространяется действие Закона N 209-ФЗ при соответствии таких обществ с ограниченной ответственностью требованиям, установленным указанным Федеральным законом, и при условии, что сведения о таких обществах с ограниченной ответственностью внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" статья 3 Закона N 209-ФЗ в части раскрытия понятия субъектов малого и среднего предпринимательства была дополнена словами "сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства".
Таким образом, апелляционный суд обосновано указал, что законодатель окончательно закрепил юридическое подтверждение статуса такого субъекта фактом включения сведений о нем в реестр.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, апелляционный суд установил, что в извещении об осуществлении рассматриваемой закупки указано, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (в соответствии со статьей 30 Закона N 44-ФЗ); на стадии заключения государственного контракта при проверке сведений, содержащихся во второй части заявки ООО "Огис Трейд", аукционная комиссия выявила факт отсутствия общества в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства; на момент вынесения решения судом первой инстанции и на момент рассмотрения дела апелляционным судом, информации о включении общества в данный реестр также не имелось.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что общество не соответствовало требованиям, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ.
Вопреки позиции подателя жалобы учитывая дату регистрации общества (06.11.2018) сведения об ООО "Огис Трейд" могли быть включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на момент проведения электронного аукциона (август 2019 года).
С учетом изложенного апелляционный суд обоснованно отменил решение суда первой инстанции и отказал обществу в удовлетворении заявленного требования о признании пункта 1 решения управления недействительным.
Иное толкование обществом действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 22.12.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-398/2020 Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 03.08.2018 N 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" статья 3 Закона N 209-ФЗ в части раскрытия понятия субъектов малого и среднего предпринимательства была дополнена словами "сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства".
...
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, апелляционный суд установил, что в извещении об осуществлении рассматриваемой закупки указано, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (в соответствии со статьей 30 Закона N 44-ФЗ); на стадии заключения государственного контракта при проверке сведений, содержащихся во второй части заявки ООО "Огис Трейд", аукционная комиссия выявила факт отсутствия общества в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства; на момент вынесения решения судом первой инстанции и на момент рассмотрения дела апелляционным судом, информации о включении общества в данный реестр также не имелось.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что общество не соответствовало требованиям, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2021 г. N Ф04-1079/21 по делу N А46-398/2020