Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2021 г. N Ф04-1079/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А46-398/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12736/2020) Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 09.10.2020 по делу N А46-398/2020 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Огис Трейд" (ИНН 7724459031, ОГРН 1187746914541, адрес: 115201, город Москва, 2-ой Котляровский переулок, дом 1, стр. 33, этаж 1, пом.1, комната 21с) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939, адрес: 644010, город Омск, улица пр. Карла Маркса, 12А), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, о признании недействительным пункта 1 решения N 055/06/69-894/2019 от 15.10.2019,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Зефиров Александр Николаевич (по доверенности N 15-03/АЗ от 27.01.2020 сроком действия по 31.12.2020);
от общества с ограниченной ответственностью "Огис Трейд" - Апаршина Ирина Ивановна (по доверенности от 09.01.2020 сроком действия до 31.12.2020);
от Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Федосеева Олеся Петровна (по доверенности N 381 от 18.12.2018 сроком действия по 31.12.2021).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Огис Трейд" (далее - заявитель, Общество, ООО "Огис Трейд") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС, Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным пункта 1 решения N 055/06/69-894/2019 от 15.10.2019.
Определением суда от 10.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, являющееся заказчиком государственного контракта (далее - учреждение, третье лицо, заказчик).
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.10.2020 по делу N А46-398/2020 требования заявителя удовлетворены, признан недействительным пункт 1 решения N 055/06/69-894/2019 от 15.10.2019 о признании жалобы обоснованной, вынесенного УФАС, как несоответствующий требованиям закона. Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С Управления в пользу ООО "Огис Трейд" взыскано 3 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Управление указывает, что ООО "Огис Трейд" было зарегистрировано в качестве юридического лица 06.11.2018 и в силу положений пункта 2 части 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии малого и среднего предпринимательства, Федеральный закон N 209-ФЗ) в случае соответствия Общества условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения об ООО "Огис Трейд" могли быть включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как минимум 10.12.2018. В свою очередь, ООО "Огис Трейд" не включено в реестр, ни антимонопольный орган, ни заказчик не обладают полномочиями на определение того обстоятельства, относятся ли хозяйствующие субъекты к субъектам малого и среднего предпринимательства. По мнению Омского УФАС России, аукционная комиссия заказчика, действуя разумно и добросовестно, на этапе заключения контракта осуществив проверку наличия сведений об обществе в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на официальном сайте ФНС РФ правомерно приняла решение об отстранении ООО "Огис Трейд" от участия в аукционе в связи с предоставлением недостоверной информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона.
От Учреждения поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому заказчик поддерживает жалобу УФАС, настаивает на том, что ООО "Огис Трейд" было правомерно отстранено от участия в торгах.
ООО "Огис Трейд" в своей отзыве оспаривает доводы жалобы, указывая на то, что основной признак субъекта малого предпринимательства в контексте части 4 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ заключается не в наличии сведений об этом субъекте в соответствующем реестре, а именно его соответствие предъявляемым указанной нормой права требованиям в отношении среднесписочной численности и полученном доходе за предыдущий календарный год; ООО "Огис Трейд" соответствует признакам субъекта малого предпринимательства.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Огис Трейд" с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель учреждения поддержал позицию подателя апелляционной жалобы, просил также решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 23.08.2019 Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru (закупка N 0252100000119000086) разместило информацию о проведении электронного аукциона на поставку подгузников для детей-инвалидов.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 09.09.2019 победителем электронного аукциона признан участник аукциона с идентификационным номером 105770298 - ООО "Огис Трейд" (ИНН 7724459031).
На стадии заключения государственного контракта при проверке сведений, содержащихся во второй части заявки ООО "Огис Трейд", аукционная комиссия установила наличие недостоверных сведений, а именно: "согласно сведениям с официального сайта ФНС России (https://(ofd.nalog.ru) ООО "Огис Трейд" с момента создания по настоящее время отсутствует в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства".
Ввиду изложенного государственный контракт не был подписан, а аукционная комиссия приняла решение на основании части 6.1 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) отстранить участника аукциона ООО "Огис Трейд" от участия в аукционе.
07.10.2019 ООО "Огис Трейд" подана жалоба на действия заказчика в Управление.
15.10.2019 жалоба Омским УФАС России рассмотрена и принято решение N 055/06/69-894/2019 следующего содержания:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Огис Трейд" на действия заказчика при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку подгузников для детей-инвалидов (извещение N 0252100000119000086).
2. Признать в действиях учреждения нарушение требований части 8 статьи 34, части 3 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктов 3 и 5 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнением), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ выдать учреждению предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушением законодательства в сере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Полагая, что пункт 1 названного решения нарушает его права и законные интересы, а также не соответствует закону, заявитель обратился в суд с требования о признании его незаконным в указанной части.
09.10.2020 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом N 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 названной статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 названной статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (часть 3 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ).
Из извещения об осуществлении рассматриваемой закупки следует, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 7 части 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона.
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: 1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона (часть 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ).
В силу части 7 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 названной статьи, не допускается.
Как следует из материалов дела и было выше сказано, на стадии заключения государственного контракта при проверке сведений, содержащихся во второй части заявки ООО "Огис Трейд", аукционная комиссия установила наличие недостоверных сведений, а именно установила, что ООО "Огис Трейд" согласно сведениям с официального сайта ФНС России (https://(ofd.nalog.ru) отсутствует в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанные обстоятельства явились основанием для отстранения участника аукциона ООО "Огис Трейд" от участия в аукционе.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции счел, что ООО "Огис Трейд" фактически соответствуют критериям, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", предъявляемым к субъектам малого и среднего предпринимательства. Сведения о заявителе, как субъекте малого предпринимательства не могли были быть внесены в реестр в 2020 году, поскольку в соответствии с нормами части 3 статьи 15 Федерального закона N 402-ФЗ первым отчетным годом для Общества с учетом даты его создания является период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации, включительно.
Указанные выводы судебная коллегия находит ошибочными и сделанными без учета следующего.
Согласно пункту 1 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 данного Закона, вносятся в Реестр в соответствии с данной статьей.
В соответствии с пунктами 2 и 9 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ ведение Реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Сведения, содержащиеся в Реестре, 10-го числа каждого месяца размещаются в сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа и являются общедоступными в течение пяти календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений в сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" статья 3 Федерального закона N 209-ФЗ в части раскрытия понятия субъектов малого и среднего предпринимательства была дополнена словами "сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства".
Таким образом, законодатель окончательно закрепил юридическое подтверждение статуса такого субъекта фактом включения сведений о нем в Реестр.
В силу пункта 2 части 5 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ сведения о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в Реестр 10 числа месяца, следующего за месяцем внесения соответственно в единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о создании юридического лица, государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Учитывая дату регистрации Общества - 06.11.2018, сведения об ООО "Огис Трейд" могли быть включены в Реестр СМП на момент проведения электронного аукциона (август 2019 года).
Из абзаца 7 статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на общества с ограниченной ответственностью, участниками которых являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), распространяется действие Федерального закона N 209-ФЗ при соответствии таких обществ с ограниченной ответственностью требованиям, установленным указанным Федеральным законом, и при условии, что сведения о таких обществах с ограниченной ответственностью внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
На стадии заключения государственного контракта сведения в Едином реестре о регистрации заявителя в качестве субъекта малого предпринимательства отсутствовали
Кроме того, на момент вынесения решения судом первой инстанции и на момент рассмотрения настоящего дела апелляционным судом, информация о включении Общества в Реестр СМП также отсутствует на официальном сайте ФНС https://rmsp.nalog.ru/.
Таким образом, заявитель не соответствовал требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ.
На вопрос суда апелляционной инстанции заявителю о том, пытались ли они получить информацию о том, почему не внесены в Реестр, представитель пояснил, что на направленный в налоговый орган запрос был получен ответ о том, что они не соответствуют критериям, в силу которых могли бы быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства.
С учетом вышеизложенного решение Арбитражного суда Омской области от 09.10.2020 по делу N А46-398/2020 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области удовлетворить, Решение Арбитражного суда Омской области от 09.10.2020 по делу N А46-398/2020 - отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Огис Трейд" о признании недействительным пункта 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области N 055/06/69-894/2019 от 15.10.2019 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-398/2020
Истец: ООО "ОГИС ТРЕЙД"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации