г. Тюмень |
|
13 апреля 2021 г. |
Дело N А03-21069/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Сотникова Сергея Евгеньевича на решение от 30.09.2020 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.) и постановление от 16.12.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Бородулина И.И., Марченко Н.В.) по делу N А03-21069/2019 по заявлению Сотникова Сергея Евгеньевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (656002, Алтайский край, город Барнаул, улица Советская, дом 16, ИНН 2225066565, ОГРН 1042202282132) о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастром учете и государственной регистрации права.
Иные лица, участвующие в деле: Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (656043, Алтайский край, город Барнаул, улица Короленко, дом 65, ИНН 2221023289, ОГРН 1022200907156), Грибанов Андрей Геннадьевич, Фараносов Андрей Сергеевич, Мельников Сергей Сергеевич, Жулин Константин Сергеевич.
Суд установил:
определением от 25.11.2019 Индустриального районного суда города Барнаула на рассмотрение Арбитражного суда Алтайского края передано дело по заявлению Сотникова Сергея Евгеньевича (далее - заявитель, Сотников С.Е.) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - управление, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа от 08.07.2019 N 22/001/039/2019-9790, обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Сотникова С.Е. на здание вспомогательного использования, расположенное по адресу: город Барнаул, проезд 9-й Заводской, дом 7.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (далее - комитет), Грибанов Андрей Геннадьевич, Фараносов Андрей Сергеевич, Мельников Сергей Сергеевич, Жулин Константин Сергеевич.
Решением от 30.09.2020 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 16.12.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе и возражениях на отзыв регистрирующего органа, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Сотников С.Е. просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии у регистрирующего органа правовых оснований для вынесения оспариваемого отказа, поскольку заявителем в управление были представлены все документы, необходимые для осуществления регистрационных действий в отношении спорного объекта вспомогательного назначения.
Регистрирующий орган и комитет в отзывах на кассационную жалобу просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ), не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 24.10.2018 Сотников С.Е. обратился в управление с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на здание вспомогательного использования (склад), расположенное по адресу:
город Барнаул, проезд 9-й Заводской, дом 7.
В ходе проведения правой экспертизы представленного заявления регистрирующим органом из комитета был получен ответ на запрос, в котором указано, что разрешение на строительство объектов капитального строительства на земельном участке по указанному адресу не выдавалось, проектная документация на строительство спорного объекта в комитете отсутствует, в связи с чем сделать вывод о том, относится ли данный объект к объектам вспомогательного использования, не представляется возможным.
Указанные обстоятельства послужили основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права (уведомление от 09.11.2018).
Поскольку в установленный уведомлением от 09.11.2018 срок обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, устранены не были, 08.07.2019 управление отказало заявителю в осуществлении кадастрового учета и регистрации права собственности.
Не согласившись с указанным решением регистрирующего органа, Сотников С.Е. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для отказа в совершении регистрационных действий в отношении спорного объекта.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 6, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в отношении объектов недвижимости осуществляется государственный кадастровый учет и права на них подлежат государственной регистрации.
В соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 27 Закона N 218-ФЗ определено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Закона.
В силу пунктов 7, 10 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Согласно части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Как следует из материалов дела, Сотников С.Е., обращаясь в регистрирующий орган, указывал на то, что спорный объект является сооружением вспомогательного использования.
Вместе с тем ГрК РФ не содержит толкования понятия "объект вспомогательного использования".
Основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования выступают наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен и невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.
Согласно позиции Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенной в письме от 25.06.2009 N 19669-ИП/08, под строениями и сооружениями вспомогательного использования подразумеваются сооружения пониженного уровня ответственности. К ним относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и т.п. Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанность заявителем того, что объект, в отношении которого было подано заявление в регистрирующий орган, является объектом вспомогательного использования, не требующим получения разрешений на строительство и ввод его в эксплуатацию.
При таких обстоятельствах судами сделан обоснованный вывод о наличии у регистрирующего органа правовых оснований для вынесения оспариваемого отказа в осуществлении регистрационных действий.
Доводы заявителя, оспаривающие выводы судов об отсутствии в материалах дела доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что спорный объект относится к объектам вспомогательного использования, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.09.2020 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 16.12.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-21069/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.