г. Тюмень |
|
13 апреля 2021 г. |
Дело N А27-16926/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение от 19.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Дружинина Ю.Ф.) и постановление от 24.12.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киреева О.Ю., Афанасьева Е.В., Фертиков М.А.) по делу N А27-16926/2020 по иску Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (650000, город Кемерово, улица Ноградская, дом 19А, ИНН 4207052250, ОГРН 1024200680723) к обществу с ограниченной ответственностью "Энергоуголь" (650992, город Кемерово, улица Рудничная, дом 5, офис 6, ИНН 4205325279, ОГРН 1164205057664) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 5 404 646 руб. 54 коп. и пени в размере 606 266 руб. 23 коп.
Суд установил:
Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Энергоуголь" (далее - общество, ООО "Энергоуголь") о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 5 404 646 руб. 54 коп. и пени в размере 606 266 руб. 23 коп. за период с 02.03.2019 по 21.07.2020, с 22.07.2020 по день фактического исполнения обязательства исходя из одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России до фактического погашения ответчиком задолженности.
Решением от 19.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 24.12.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены частично, с общества в пользу управления взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 5 404 646 руб. 54 коп. и пени в размере 388 954 руб.40 коп. за период с 02.03.2019 по 21.07.2020 с последующим начислением пени в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России до фактического погашения ответчиком задолженности.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и изменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленного требования и удовлетворить требование в данной части в полном объеме.
По мнению подателя кассационной жалобы, у судов отсутствовали правовые основания для перерасчета суммы пени исходя из ставки Банка России, действующей на день вынесения решения, за период до обращения управления в суд с настоящим заявлением.
Общество отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 28.02.2019 общество представило в управление декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, согласно которой размер исчисленной им платы составил 5 404 646 руб. 54 коп.
Невнесение обществом указанной платы в установленный срок послужило основанием для начисления управлением пеней за период с 02.03.2019 по 18.02.2020 в размере 452 954 руб. 42 коп. и предъявления управлением требования от 19.02.2020 N 5 о добровольном внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду и пеней в течение 10 календарных дней со дня его получения.
Поскольку общество данное требование не исполнило, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения размера пеней за счет изменения периода просрочки платежа).
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для взыскания с общества платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год и пеней за невнесение данной платы; при этом, признав неверным расчет пеней с применением различных ставок Банка России, действовавших в период просрочки платежа, произвели его перерасчет исходя из ставки Банка России, действующей на момент вынесения решения, удовлетворили заявленные требования частично.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии со статьями 16.3, 16.5 Закона N 7-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255).
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (пункты 1, 2 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ, пункт 5 Правил N 255).
Исходя из пункта 1 статьи 16.3, пункта 8 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, пункта 8 Правил N 255 плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно и подлежит отражению в представляемой в уполномоченный орган по итогам отчетного периода декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, пунктом 32 Правил N 255 отчетным периодом в отношении платы признается календарный год; плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
На основании статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", пунктов 4, 5.5(23) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, пункта 2 приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.02.2016 N 110 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" управление наделено полномочиями по взысканию задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду на территории Кемеровской области.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что обществом самостоятельно исчислена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 5 404 646 руб. 54 коп.
В нарушение статьи 65 АПК РФ общество не представило доказательства внесения указанной платы в доход бюджета.
В силу пункта 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 названной статьи.
Из материалов дела следует, что управлением за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год обществу начислены пени за период с 02.03.2019 по 21.07.2020 в размере 606 266 руб. 23 коп. исходя из ставок Банка России, действовавших в указанный период просрочки платежа.
Из буквального толкования положений пункта 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ следует, что при добровольной уплате пеней, их размер подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа. При этом названный Закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания пеней в судебном порядке.
Учитывая правовую позицию, сформулированную в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (вопрос 3), в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (пункт 38), в отношении сходных вопросов расчета законной неустойки при ее взыскании в судебном порядке, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сочли возможным произвести перерасчет начисленных управлением пеней исходя из ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату вынесения решения по делу, размер которых за период с 02.03.2019 по 21.07.2020 составил 388 954 руб. 40 коп.
При присуждении неустойки по день фактического исполнения обязательства расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, по смыслу пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве) по ставке, действующей на дату исполнения судебного решения.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные управлением требования в части взыскания с общества платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 5 404 646 руб. 54 коп. и пеней за период с 02.03.2019 по 21.07.2020 в размере 388 954 руб. 40 коп. с продолжением их начисления по день фактической уплаты.
Вопреки позиции подателя кассационной жалобы не имеется оснований в отсутствие прямого указания в Законе N 7-ФЗ при расчете пеней учитывать соответствующие периоды действия ставок рефинансирования Банка России в течение просрочки платежа.
Доводы управления о применении судами первой и апелляционной инстанций положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации об уменьшении размера взыскиваемой неустойки ввиду ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства не соответствуют содержанию судебных актов.
Суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ и удовлетворения кассационной жалобы управления.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 24.12.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-16926/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При присуждении неустойки по день фактического исполнения обязательства расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, по смыслу пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве) по ставке, действующей на дату исполнения судебного решения.
...
Вопреки позиции подателя кассационной жалобы не имеется оснований в отсутствие прямого указания в Законе N 7-ФЗ при расчете пеней учитывать соответствующие периоды действия ставок рефинансирования Банка России в течение просрочки платежа.
Доводы управления о применении судами первой и апелляционной инстанций положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации об уменьшении размера взыскиваемой неустойки ввиду ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства не соответствуют содержанию судебных актов."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2021 г. N Ф04-875/21 по делу N А27-16926/2020