г. Тюмень |
|
15 апреля 2021 г. |
Дело N А27-3174/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЭУ-21" на постановление от 15.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А27-3174/2020 Арбитражного суда Кемеровской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РЭУ-21" (650000, город Кемерово, улица Дзержинского, 18, ИНН 4205140920, ОГРН 1074205021472) к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (650991, город Кемерово, проспект Советский, 60, 229, ИНН 4207052789, ОГРН 1024200719828) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Другие лица, участвующие в деле: Дохно Андрей Александрович; Макар Вера Владимировна; Куклина Юлия Борисовна; Шапарева Людмила Борисовна, Шапарев Антон Александрович; Леонтьева Светлана Валерьевна; Чертенкова Оксана Александровна; Гаврилов Владислав Владимирович, Корель Ольга Александровна; Елыков Андрей Евгеньевич, Ширинкин Владимир Николаевич, Елыкова Наталья Геннадьевна, Елыков Александр Евгеньевич; Дмитриев Виктор Викторович; Корманов Юрий Викторович, Постоева Ольга Николаевна; Гульняшкина Ирина Юрьевна; Конин Евгений Федорович; Немченко Мария Владимировна; Чудаева Ирина Павловна; Киприянов Александр Иванович, Киприянов Иван Максимович, Киприянов Степан Максимович.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "РЭУ-21" - Лякин В.Е. по доверенности от 31.12.2020,
от Государственной жилищной инспекции Кемеровской области - Вольпер Е.Г. по доверенности от 07.09.2020.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "РЭУ-21" (далее - общество, ООО "РЭУ-21") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными пункта 1 предписания от 26.11.2019 N 91-260 и постановления от 22.01.2020 N 1-260 Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (далее - административный орган, инспекция) о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 250 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены собственники жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Кемерово, улица Калинина, 9.
Решением от 21.09.2020 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 15.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "РЭУ-21" просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, при организации и проведении проверки административным органом были нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ); вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения не доказана; апелляционным судом не рассмотрены доводы общества о применении положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ; на момент вынесения судом апелляционной инстанции постановления срок давности привлечения к административной ответственности истек; имеются основания для применения положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить постановление апелляционного суда без изменения как соответствующее действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "РЭУ-21" на основании лицензии от 29.04.2015 N 114 осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе расположенным по адресу: город Кемерово, улица Калинина, 9 (далее - МКД).
С целью проверки фактов, изложенных в обращении собственников помещений в МКД, инспекцией проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества, в ходе которой были выявлены нарушения подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 4.2.4.2, 4.2.4.3, пункта 7 приложения N 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пунктов 2, 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290); балконные плиты квартир имеют сколы по краям, местами наблюдается оголение арматурной сетки; выход нежилого помещения N 1 оборудован крыльцом, под козырьком которого наблюдаются следы протекания по фасаду и рольставням.
По результатам проверки должностными лицами инспекции составлены акт проверки от 26.11.2019 N 91-260, протокол об административном правонарушении от 14.01.2020 N 1-260 и вынесено постановление от 22.01.2020 N 1-260 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 250 000 руб., а также выдано предписание от 26.11.2019 N 91-260, пунктом 1 которого на общество возложена обязанность в срок до 01.09.2020 выполнить ремонт балконных плит квартир NN 8, 9, 11-13, 16, 17, 20, 25-29, 40, 49, 52, 56, 58.
Не согласившись с пунктом 1 предписания и постановлением, ООО "РЭУ-21" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела достаточных доказательств противоправного поведения общества и его виновности в совершении административного правонарушения.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанций пришел к выводам о наличии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемых актов.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 1, пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), статье 192 ЖК РФ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу статьи 196 ЖК РФ, статьи 17 Закона N 294-ФЗ, статьи 7 Закона N 99-ФЗ, пункта 3.23 Положения о Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.06.2014 N 235, в случае выявления при проведении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, нарушений лицензионных требований должностные лица инспекции, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, обязаны выдать лицензиату предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения N 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение им обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 Правила N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ, подпункта "в" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
В соответствии с подпунктом "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 названных Правил.
Пунктом 9 Минимального перечня N 290 к видам работ, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, относятся выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках (абзац четвертый); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (абзац седьмой).
Исходя из пункта 4.2.4.2 Правил N 170 при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Работы по восстановлению или замене отдельных участков и элементов балконов включены в перечень работ, относящихся к текущему ремонту (пункт 7 приложения N 7 Правил N 170).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанций установил, что при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом ООО "РЭУ-21" допущено нарушение вышеназванных норм при содержании общего имущества дома.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства при управлении МКД, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, апелляционный суд пришел к обоснованным выводам о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и правомерности выдачи ему предписания.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Существенных нарушений инспекцией положений Закона N 294-ФЗ и КоАП РФ при проведении проверки и привлечении общества к административной ответственности не выявлено.
Административное наказание назначено в виде административного штрафа в пределах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Суд апелляционной инстанции признал соразмерным, отвечающим требованиям справедливости и разумности, назначенный обществу административный штраф, в связи с чем обоснованно не усмотрел оснований для снижения его размера по правилам частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, так же как и для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ.
Ссылки общества на положения статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" несостоятельны, поскольку распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.12.2020 N 3340-р определен перечень видов государственного контроля (надзора), в рамках которых обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора); государственный жилищный надзор и лицензионный контроль за деятельностью по управлению многоквартирными домами в данном перечне отсутствует.
С учетом изложенного апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных ООО "РЭУ-21" требований о признании незаконными пункта 1 предписания и постановления инспекции.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и мотивированно отклонены.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, как и иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 15.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-3174/2020 Арбитражного суда Кемеровской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административное наказание назначено в виде административного штрафа в пределах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Суд апелляционной инстанции признал соразмерным, отвечающим требованиям справедливости и разумности, назначенный обществу административный штраф, в связи с чем обоснованно не усмотрел оснований для снижения его размера по правилам частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, так же как и для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ.
Ссылки общества на положения статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" несостоятельны, поскольку распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.12.2020 N 3340-р определен перечень видов государственного контроля (надзора), в рамках которых обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора); государственный жилищный надзор и лицензионный контроль за деятельностью по управлению многоквартирными домами в данном перечне отсутствует."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 апреля 2021 г. N Ф04-1055/21 по делу N А27-3174/2020