г. Тюмень |
|
15 апреля 2021 г. |
Дело N А45-18466/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Киричёк Ю.Н.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" на решение от 05.10.2020 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) и постановление от 11.12.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Кривошеина С.В., Бородулина И.И.) по делу N А45-18466/2020 по заявлению акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" (630099, город Новосибирск, улица Чаплыгина, дом 57, ИНН 5405270340, ОГРН 1045401912401) к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (650002, город Кемерово, улица Институтская, дом 3, ИНН 4200000206, ОГРН 1034205004525) об оспаривании определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Дискус плюс" (630010, город Новосибирск, улица Богдана Хмельницкого, дом 90, офис 2, ИНН 5410132708, ОГРН 1025403914535).
В заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Дискус плюс" Антонова М.В. по доверенности от 20.02.2020.
Суд установил:
акционерное общество "Сибирская энергетическая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене определения Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 30.06.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общества с ограниченной ответственностью "Дискус плюс" (далее - ООО "Дискус плюс").
Решением от 05.10.2020 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 11.12.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции
По мнению подателя кассационной жалобы, у административного органа не имелось оснований для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении по статьям 9.9, 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поскольку невозможность установления события административного правонарушения не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В отзыве на кассационную жалобу управление и ООО "Дискус плюс" просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя ООО "Дискус плюс", суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 11.06.2020 в административный орган поступило заявление общества от 27.05.2020 о привлечении ООО "Дискус плюс" к административной ответственности, предусмотренной статьями 9.9, 9.11 КоАП РФ, содержащее информацию о совершении им действий по фактическому вводу в эксплуатацию многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: город Новосибирск, улица В. Высоцкого, дома N N 139/1, 139/3, 139/5, 139/6, 139/8 139/12, 139/14, 140/4, 140/6, 140/7, 141/1, 141/3, 141/9, 142/1, 142/3, 142/5, 142/7, 143/1, 143/3 150/1, 150/2, 150/3 (далее - многоквартирные дома), и их подключению к сетям теплоснабжения в отсутствие разрешения управления в нарушение пунктов 2.4.2, 2.4.11, 6.2.19 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115).
Определением административного органа от 30.06.2020 в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Дискус плюс" отказано на основании пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным определением управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводу об отсутствии у административного органа достаточных данных для возбуждения дела об административном правонарушении на основании представленных обществом материалов.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу статьи 28.1 КоАП РФ поступившие сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1) и подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, которые при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, могут возбудить дело об административном правонарушении (части 2 и 3); в случае же отказа в возбуждении данного дела указанными должностными лицами выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5). При этом производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события, состава административного правонарушения (пункты 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Статьей 9.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах.
Нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наступление административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ.
Исходя из части 1 статьи 23.30, части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.9, 9.11 названного Кодекса, составляются должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный энергетический надзор.
В рассматриваемом случае общество сообщило управлению о фактическом подключении ООО "Дискус плюс" многоквартирных домов к сетям теплоснабжения, эксплуатации энергоустановок, тепловых сетей в нарушение установленной Правилами N 115 процедуры (без получения соответствующего разрешения уполномоченного органа), представив в подтверждение данной информации акты обследования многоквартирных домов.
Вместе с тем вопреки позиции общества из представленных им документов не усматривается какое-либо отношение ООО "Дискус плюс" к спорным многоквартирным домам и энергоустановкам, в актах отсутствует информация, позволяющая установить факты эксплуатации тепловых энергоустановок и поступления теплоносителей в систему теплоснабжения данных домов.
Кроме того, принимая во внимание обращение общества в управление по окончании отопительного сезона в городе Новосибирске, суды согласились с доводами управления об отсутствии возможности проведения проверки в целях установления фактов, указанных в его заявлении.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что управление, отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Дискус плюс", обоснованно исходило из отсутствия достаточных данных, указывающих на наличие в его действиях признаков события административного правонарушения.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Доводы подателя кассационной жалобы по существу направлены на иную оценку установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.10.2020 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 11.12.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-18466/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 28.1 КоАП РФ поступившие сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1) и подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, которые при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, могут возбудить дело об административном правонарушении (части 2 и 3); в случае же отказа в возбуждении данного дела указанными должностными лицами выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5). При этом производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события, состава административного правонарушения (пункты 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Статьей 9.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах.
Нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наступление административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ.
Исходя из части 1 статьи 23.30, части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.9, 9.11 названного Кодекса, составляются должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный энергетический надзор."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 апреля 2021 г. N Ф04-1138/21 по делу N А45-18466/2020