г. Тюмень |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А27-11159/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,
рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу акционерного общества "Новосибирский механический завод "Искра" на решение от 17.11.2020 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Иващенко А.П.) и постановление от 15.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А27-11159/2020 по заявлению акционерного общества "Новосибирский механический завод "Искра" (630900, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Чекалина, дом 8, ОГРН 1115476008890, ИНН 5410039642) к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (650002, Кемеровская область, город Кемерово, улица Институтская, дом 3, ОГРН 1034205004525, ИНН 4200000206) об оспаривании ненормативного правового акта.
В заседании приняла участие представитель акционерного общества "Новосибирский механический завод "Искра" - Ерышева И.А. по доверенности от 04.08.2020.
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовали представители Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Елкин П.В. по доверенности от 31.12.2020, Башмаков Ю.В. по доверенности от 31.12.2020.
Суд установил:
акционерное общество "Новосибирский механический завод "Искра" (далее - общество, АО "НМЗ "Искра") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным предписания Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) от 06.03.2020 N П28-673.
Решением от 17.11.2020 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 15.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, АО "НМЗ "Искра" просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что в предписании от 09.12.2019, равно как и в предписании от 06.03.2020 не было указания на изменение класса опасности на опасном производственном объекте общества; АО "НМЗ "Искра" не является объектом спецхимии; указанные в оспариваемом предписании требования были устранены обществом в установленные в ранее выданном предписании N П28-1488 сроки.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой выездной проверки (распоряжение от 27.02.2020 N РП-340-673-0) административным органом выявлен факт неисполнения АО "НМЗ "Искра" пунктов 1 и 4 ранее выданного предписания от 09.12.2019 N П28-1488:
- обществом не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, а именно представлены неполные и недостоверные сведения, характеризующие опасный производственный объект "Участок транспортирования опасных веществ", регистрационный N А60-00107-0013, II класс опасности (далее - ОПО), что является нарушением части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), пунктов 1, 4-6, подпункта "а" пункта 10, пункта 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 (далее - Правила).
- обществом представлены неполные и недостоверные сведения, характеризующие ОПО, для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - Реестр), а именно: указано о наличии в собственности 5 специализированных автомобилей для транспортирования ВМ (взрывчатые материалы, токсичные вещества) и 24 автомобилей, оборудованных под транспортирование ВМ, что в свою очередь является нарушением частей 2, 5 статьи 2, частей 1, 2 статьи 9 Закона N 116-ФЗ.
В целях исполнения указанного предписания обществом в управление был направлен ряд заявлений о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре опасных производственных объектов.
По результатам рассмотрения указанных заявлений управлением было отказано во внесении изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, поскольку в нарушение пункта 11 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.11.2016 N 495 (далее - Требования N 495), обществом неверно идентифицирован ОПО; в заявлении данный объект отнесен ко II классу опасности, в то время как в соответствии с пунктом 2 Приложения 1 к Закону N 116-ФЗ для объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия и опасных производственных объектов спецхимии устанавливается I класс опасности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи обществу нового предписания от 06.03.2020 N П28-673.
Не согласившись с названным предписанием, АО "НМЗ "Искра" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи обществу предписания и сочли законными содержащиеся в нем требования, поэтому отказали в признании его недействительным.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 3 статьи 2 Закона N 116-ФЗ определено, что опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.
При этом в пункте 1 приложения 2 к Закону N 116-ФЗ закреплено, что классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к данному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 данного приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасных производственных объектах в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящего приложения. Классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения, устанавливаются в соответствии с критериями, указанными в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения.
Согласно пункту 2 приложения N 2 к Закону N 116-ФЗ для объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия и опасных производственных объектов спецхимии устанавливается I класс опасности.
Разделом 19 приложения N 1 к Требованиям N 495 предусмотрено, что к опасным производственным объектам спецхимии относится площадка (участок) производства (испытаний, расснаряжения, утилизации) ракетных топлив, порохов, пиротехнических средств инициирования. Данные объекты идентифицируются по признаку получения, использования, испытания, применения, переработки, образования, хранения, транспортирования, утилизации и уничтожения взрывчатых веществ и материалов, других опасных веществ, в количествах и границах объекта согласно проектной документации.
При этом в соответствии со сноской 65 приложения N 1 к Требованиям N 495 в качестве опасных производственных объектов спецхимии учитываются объекты организаций оборонно-промышленного комплекса, на которых получаются, используются, испытываются, перерабатываются, хранятся, уничтожаются (утилизируются) и транспортируются взрывчатые вещества и материалы, в том числе инициирующие и бризантные взрывчатые вещества, пороха, ракетные топлива и их компоненты, а также взрывчатые и пиротехнические составы и изделия, их содержащие.
В силу пунктов 6, 10-12 Требований N 495 отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с настоящими Требованиями. При проведении идентификации учитывается, что к опасным производственным объектам относятся предприятие или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону N 116-ФЗ. По результатам идентификации эксплуатирующая организация присваивает опасному производственному объекту типовое наименование (именной код объекта) в соответствии с приложением N 1 к настоящим Требованиям. Присвоение наименования опасному производственному объекту осуществляется в соответствии с признаком опасности, наиболее полно характеризующим деятельность, осуществляемую на объекте. Приведение в соответствие типового наименования (именного кода объекта) зарегистрированного опасного производственного объекта, не соответствующего настоящим Требованиям, осуществляется при первом внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов в отношении указанного опасного производственного объекта.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что АО "НМЗ "Искра" производит инициирующие взрывчатые вещества, что подтверждается наличием и применением комплексов оборудования по производству инициирующих взрывчатых веществ, а также занимается производством изделий, их содержащих (капсюлей-воспламенителей, капсюлей-детонаторов и др.); технологические процессы на предприятии включают в себя операции, начиная от поступления сырья и заканчивая выдачей готовой продукции; для обеспечения проведения технологических операций применяются специальные автомобили для перевозки взрывчатых веществ, материалов и изделий, их содержащих.
С учетом изложенного и принимая во внимание приказы Минпромторга России от 03.07.2015 N 1828 и от 26.06.2020 N 2036, письмо Минпромторга России от 05.06.2017 N 35934/16, распоряжение Ростехнадзора от 26.06.2017 N 245-рп, письма Ростехнадзора от 18.10.2017 N МА-68277/16, от 21.09.2020 N 69215/16, от 04.09.2020 N 08-00-07/361, от 20.01.2021 N 08-00-12/20, суды обеих инстанций обоснованно отнесли общество к объектам спецхимии.
Факт нарушения АО "НМЗ "Искра" частей 2, 5 статьи 2, частей 1, 2 статьи 9, части 1 статьи 11 Закона N 116-ФЗ, пунктов 1, 4 - 6, подпункта "а" пункта 10, пункта 11 Правил подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания и обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования ввиду отсутствия совокупности условий, предусмотренных частью 3 статьи 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и мотивированно отклонены.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильно применении нижестоящими судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.11.2020 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 15.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-11159/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 6, 10-12 Требований N 495 отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с настоящими Требованиями. При проведении идентификации учитывается, что к опасным производственным объектам относятся предприятие или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону N 116-ФЗ. По результатам идентификации эксплуатирующая организация присваивает опасному производственному объекту типовое наименование (именной код объекта) в соответствии с приложением N 1 к настоящим Требованиям. Присвоение наименования опасному производственному объекту осуществляется в соответствии с признаком опасности, наиболее полно характеризующим деятельность, осуществляемую на объекте. Приведение в соответствие типового наименования (именного кода объекта) зарегистрированного опасного производственного объекта, не соответствующего настоящим Требованиям, осуществляется при первом внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов в отношении указанного опасного производственного объекта.
...
Факт нарушения АО "НМЗ "Искра" частей 2, 5 статьи 2, частей 1, 2 статьи 9, части 1 статьи 11 Закона N 116-ФЗ, пунктов 1, 4 - 6, подпункта "а" пункта 10, пункта 11 Правил подтверждается материалами дела."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 апреля 2021 г. N Ф04-1761/21 по делу N А27-11159/2020