г. Тюмень |
|
27 апреля 2021 г. |
Дело N А75-14311/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Первухиной О.В., рассмотрел в судебном онлайн-заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 10.11.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) и постановление от 20.01.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-14311/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Партнер" (628242, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, район Советский, город Советский, улица Ленина, дом 20, корпус 2, ОГРН 1028601847097, ИНН 8615010840) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27, ОГРН 1028600512093, ИНН 8601009316) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
В судебном онлайн-заседании путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" участвовала представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Мустафина Л.С. по доверенности от 12.01.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Партнер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - административный орган, управление) от 26.08.2020 N 086/04/14.32-1224/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 1 168 825 руб. (далее - постановление административного органа).
Решением от 10.11.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оспариваемое постановление административного органа изменено в части назначения административного наказания, размер административного штрафа снижен до 467 530 руб.
Постановлением от 20.01.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено; размер назначенного постановлением административного органа административного штрафа снижен до 233 765 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, административный орган, не соглашаясь с установленными судами смягчающими административную ответственность обстоятельствами, просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт.
Общество в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность постановления апелляционного суда, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя административного органа, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением управления от 25.05.2020 по делу N 086/01/11-133/2020 общество признано нарушившим часть 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в связи с заключением антиконкурентного соглашения, которое привело к заключению 4 прямых договоров.
На основании данного решения должностными лицами административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 24.07.2020 и вынесено постановление от 26.08.2020 N 086/04/14.32-1224/2020 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 1 168 825 руб.
Не согласившись с указанным постановлением в части назначенного размера административного штрафа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения и соблюдении процедуры привлечения его к административной ответственности, снизив при этом размер назначенного административным органом штрафа исходя из установленных четырех смягчающих ответственность обстоятельств.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции о правомерности привлечения общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.32 КоАП РФ, при этом с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ счел возможным назначить наказание в размере ниже низшего предела, снизив штраф до 233 765 руб.
Оставляя постановление суда апелляционной инстанции без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 данной статьи. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Факт нарушения обществом части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен решением управления от 25.05.2020, подтверждается материалами дела и обществом по существу не оспаривается.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ.
Нарушений порядка и сроков привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Согласно положениям КоАП РФ размер административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ, исчисляется с учетом установленного в примечаниях к статье 14.31 КоАП РФ порядка определения размера штрафа.
В соответствии с примечанием 3 к статье 14.32 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность, указанные в названном примечании.
В рассматриваемом случае управление назначило обществу административный штраф в соответствии с примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ с учетом одного смягчающего обстоятельства (содействие рассмотрению административного дела) в размере 1 168 825 руб.
Суд первой инстанции, установив наличие четырех смягчающих ответственность обстоятельств (тяжелое финансовое положение (убытки общества по итогам 2019 года составили 20 786 тыс. руб.); административное правонарушение совершено впервые; совершенное правонарушение связано с обеспечением начала отопительного сезона в социально важных объектах; общество не является организатором ограничивающего конкуренцию соглашения), снизил размер назначенного обществу административного штрафа до 467 530 руб. При этом суд первой инстанции не учел при расчете размера штрафа установленное административным органом смягчающее обстоятельство (содействие рассмотрению административного дела).
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
При этом при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Апелляционный суд с учетом требований частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, исходя из конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения и его последствий, снизил назначенный административным органом штраф до 233 765 руб. (половина минимального размера административного штрафа, исчисленного управлением применительно к рассматриваемому нарушению, - 467 530 руб.).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно изменил оспариваемое постановление административного органа в части назначения наказания.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 20.01.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-14311/2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без изменения, кассационную жалобу -без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
При этом при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Апелляционный суд с учетом требований частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, исходя из конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения и его последствий, снизил назначенный административным органом штраф до 233 765 руб. (половина минимального размера административного штрафа, исчисленного управлением применительно к рассматриваемому нарушению, - 467 530 руб.)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 апреля 2021 г. N Ф04-1505/21 по делу N А75-14311/2020