г. Тюмень |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А27-16657/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,
рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение от 16.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) и постановление от 03.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-16657/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лель" (652708, Кемеровская область - Кузбасс, город Киселевск, улица Серебряный бор, дом 21, ОГРН 1024201256243, ИНН 4211009779) к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, город Кемерово (650002, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Институтская, дом 3, ОГРН 1034205004525, ИНН 4200000206) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовала представитель Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Гончарова Т.Д. по доверенности от 31.12.2020.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лель" (далее - ООО "Лель", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, управление) от 15.07.2020 N 22-08-026 о привлечении к административной ответственности по части 1 статье 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением от 16.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 03.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявление общества удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, административный орган, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и материалам дела, просит отменить указанные судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявления.
Управление считает ошибочным вывод судов о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обществом не представлен.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях присутствующего в заседании представителя управления, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "Лель" эксплуатирует опасный производственный объект - Участок транспортный (регистрационный номер объекта в государственном реестре опасных производственных объектов - А68-02020-0001, дата регистрации 20.06.2011), расположенный по адресу: 652718, Кемеровская область, город Киселевск, улица Серебряный бор, 21.
В ходе контрольных мероприятий управлением установлено, что обществом в нарушение части 1 статьи 9, частей 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), пунктов 14.1 и 15 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 (далее - Правила N 263), не представлены сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
В этой связи управлением составлен протокол об административном правонарушении от 08.07.2020 N 22-08-026 и вынесено постановление от 15.07.2020 N 22-08-026 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Лель" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об истечении установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 руб. до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Требования промышленной безопасности представляют собой условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (статья 3 Закона N 116-ФЗ).
В силу абзаца 11 части 1 статьи 9 и части 1 статьи 11 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил N 263 производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.
Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются эксплуатирующими организациями ежегодно, до 1 апреля, в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или на бумажном носителе (часть 2 статьи 11 Закона N 116-ФЗ, пункты 14 и 14.1 Правил N 263).
В соответствии с пунктом 15 Правил N 263 в состав сведений об организации производственного контроля включается план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ определен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности - один год со дня совершения административного правонарушения.
Вопреки позиции судов из материалов дела следует, что ООО "Лель" вменялось непредставление плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий 2020 год, а также сведений о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий 2019 год; данное правонарушение считается совершенным (оконченным) 02.04.2020 - на следующий день, после истечения срока, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (01.04.2020).
Соответственно, годичный срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения административным органом 15.07.2020 оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, не истек.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление административного органа, суды исходили исключительно из пропуска срока давности привлечения общества к административной ответственности, не рассмотрев при этом заявление общества по существу спора с учетом приведенных в нем доводов и представленных в деле доказательств по факту вменяемого правонарушения, решение от 16.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 03.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении арбитражному суду надлежит в порядке статьи 71 АПК РФ проверить и дать оценку всем приведенным сторонами доводам и представленным в их подтверждение доказательствам, в соответствии с положениями части 6 статьи 210 АПК РФ установить все существенные для дела обстоятельства, и принять по делу судебный акт, отвечающий требованиям действующего законодательства.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 03.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-16657/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ определен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности - один год со дня совершения административного правонарушения.
Вопреки позиции судов из материалов дела следует, что ООО "Лель" вменялось непредставление плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий 2020 год, а также сведений о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий 2019 год; данное правонарушение считается совершенным (оконченным) 02.04.2020 - на следующий день, после истечения срока, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (01.04.2020).
Соответственно, годичный срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения административным органом 15.07.2020 оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, не истек."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 апреля 2021 г. N Ф04-1538/21 по делу N А27-16657/2020
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1538/2021
29.10.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10744/20
18.08.2021 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-16657/20
29.04.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1538/2021
03.02.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10744/20
16.10.2020 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-16657/20