г. Тюмень |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А27-16657/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лель" на решение от 18.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) и постановление от 29.10.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А27-16657/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лель" (652708, Кемеровская область - Кузбасс, город Киселевск, улица Серебряный бор, дом 21, ОГРН 1024201256243, ИНН 4211009779) к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (650002, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Институтская, дом 3, ОГРН 1034205004525, ИНН 4200000206) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лель" (далее - ООО "Лель", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, управление) от 15.07.2020 N 22-08-026 о привлечении к административной ответственности по части 1 статье 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением от 16.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 03.02.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявление общества удовлетворено.
Постановлением от 29.04.2021 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа судебные акты первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Решением от 18.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 29.10.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, признать недействительным оспариваемое постановление управления и прекратить производство по делу.
По мнению общества, годичный срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения административным органом оспариваемого постановления истек; состав вменяемого административного правонарушения отсутствует; при назначении административного наказания управлением не учтено, что ООО "Лель" является субъектом малого предпринимательства.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "Лель" эксплуатирует опасный производственный объект - Участок транспортный (регистрационный номер объекта в государственном реестре опасных производственных объектов - А68-02020-0001, дата регистрации 20.06.2011), расположенный по адресу: 652718, Кемеровская область, город Киселевск, улица Серебряный бор, 21.
В ходе контрольных мероприятий управлением установлено, что обществом в нарушение части 1 статьи 9, частей 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), пунктов 14.1 и 15 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 (далее - Правила N 263), не представлены сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
В этой связи управлением составлен протокол об административном правонарушении от 08.07.2020 N 22-08-026 и вынесено постановление от 15.07.2020 N 22-08-026 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Лель" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения, отсутствия нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 руб. до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Согласно статье 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности представляют собой условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (статья 3).
В силу абзаца 11 части 1 статьи 9 и части 1 статьи 11 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил N 263 производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.
Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются эксплуатирующими организациями ежегодно, до 1 апреля, в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или на бумажном носителе (часть 2 статьи 11 Закона N 116-ФЗ, пункты 14 и 14.1 Правил N 263).
В соответствии с пунктом 15 Правил N 263 в состав сведений об организации производственного контроля включается план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год.
Факт нарушения обществом требований статьи 11 Закона N 116-ФЗ, пунктов 14, 14.1, 15 Правил N 263, выразившийся в непредставлении в установленные сроки в территориальный орган Ростехнадзора сведений об организации производственного контроля (план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий 2020 год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий 2019 год), подтверждается материалами дела.
Поскольку обществом не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер для соблюдения требований промышленной безопасности, а также наличия препятствующих этому объективных причин, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Нарушений положений КоАП РФ при привлечении общества к административной ответственности судами не выявлено.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ определен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности - один год со дня совершения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что обществу вменялось непредставление сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на текущий 2020 год, а также сведений о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий 2019 год; данное правонарушение считается совершенным (оконченным) 02.04.2020 - на следующий день, после истечения срока, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (01.04.2020).
Таким образом, суды обосновано указали, что годичный срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения административным органом 15.07.2020 оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, не истек.
Административное наказание назначено обществу в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Оснований для применения положений статьи 2.9, частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 и статьи 4.1.1 КоАП РФ суды не усмотрели.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 29.10.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-16657/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что обществу вменялось непредставление сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на текущий 2020 год, а также сведений о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий 2019 год; данное правонарушение считается совершенным (оконченным) 02.04.2020 - на следующий день, после истечения срока, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (01.04.2020).
Таким образом, суды обосновано указали, что годичный срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения административным органом 15.07.2020 оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, не истек.
Административное наказание назначено обществу в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Оснований для применения положений статьи 2.9, частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 и статьи 4.1.1 КоАП РФ суды не усмотрели."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 февраля 2022 г. N Ф04-1538/21 по делу N А27-16657/2020
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1538/2021
29.10.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10744/20
18.08.2021 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-16657/20
29.04.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1538/2021
03.02.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10744/20
16.10.2020 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-16657/20