г. Тюмень |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А27-6242/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,
рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Березовская сервисная компания" на решение от 15.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Иващенко А.П.) и постановление от 20.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Логачев К.Д.) по делу N А27-6242/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Березовская сервисная компания" (652420, Кемеровская область-Кузбасс, город Березовский, улица Строителей, дом 1, помещение 58, ОГРН 1144205019023, ИНН 4205298716) к Государственной жилищной инспекции Кузбасса (650991, Кемеровская область-Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 60, 229, ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другие лица, участвующие в деле: открытое акционерное общество "Северо-кузбасская энергетическая компания" (650000, Кемеровская область-Кузбасс, город Кемерово, улица Кузбасская, дом 6, ОГРН 1084205006600, ИНН 4205153492), Прокуратура Кемеровской области-Кузбасса (650992, Кемеровская область-Кузбасс, город Кемерово, улица Красная, дом 24, ОГРН 1024200685178, ИНН 4207012433).
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовали представители:
от Государственной жилищной инспекции Кузбасса - Селянина М.В. по доверенности от 08.05.2020,
от Прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса - Фейтлихер М.Г. на основании служебного удостоверения.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Берёзовская сервисная компания" (далее - ООО "БСК", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (далее - ГЖИ, инспекция) от 13.02.2020 N 1/1/2020/ЛК/ЖКУ-284.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Северо-кузбасская энергетическая компания" (далее - ОАО "СКЭК"), Прокуратура Кемеровской области - Кузбасса (далее - прокуратура).
Решением от 15.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 20.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты и признать недействительным оспариваемое им предписание.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что проверка проведена ГЖИ с нарушением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ); отсутствие у общества обязанности и возможности произвести корректировку в течении календарного года; ООО "БСК" не является исполнителем коммунальной услуги, выполнить корректировку за данный период имеет право только ОАО "СКЭК"; судебные акты судов общей юрисдикции.
В отзывах на кассационную жалобу инспекция и прокуратура, соглашаясь с выводами судов, просят вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением от 10.02.2020 N 1/2020/ЛК/ЖКУ-284 в отношении ООО "БСК" проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой инспекцией выявлено нарушение обществом пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354 (далее - Правила N 354), при начислении платы за отопление.
По результатам проверки ГЖИ составлен акт проверки от 13.02.2019 N 1/2020/ЛК/ЖКУ-284 и выдано предписание от 13.02.2020 N 1/1/2020/ЛК/ЖКУ 284, которым обществу предписано в срок до 13.03.2020 произвести корректировку (возврат) платы за отопление по итогам январь-сентябрь 2019 года по 105 многоквартирным домам, указанным в приложении N1 к акту проверки от 13.02.2019 N1/2020/ЛК/ЖКУ-284.
Не согласившись с данным предписанием, ООО "БСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 17 Закона N 294-ФЗ, статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), пункта 13 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, пункта 3.20 Положения о государственной жилищной инспекции Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 16.06.2014 N 235, в случае выявления при проведении лицензионного контроля в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, нарушений лицензионных требований должностные лица, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, обязаны выдать лицензиату предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно подпунктам "а", "б" и "в" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относится соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ и соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ, подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, надлежащее управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе начислением обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформлением платежных документов и направлением их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая организация, так и ресурсоснабжающая организация (абзац 17 пункта 2, пункт 8 Правил N 354).
Из положений пункта 42(1) Правил N 354 следует, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно пункту 3(4) приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в 1-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), при оплате равномерно в течение календарного года корректируются в I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3(4).
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.01.2017 N 9 "Об установлении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению" на территории Кемеровской области способ оплаты за коммунальную услугу по отоплению определен равномерно в течение календарного года. При этом норматив рассчитывается как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления в течение отопительного периода, приходящегося на каждый из 12 месяцев года, безотносительно к отопительному периоду.
В письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и от 27.06.2019 N 23665-ОГ/04 разъяснено, что если в течение года корректировки произошла смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению, корректировка размера платы за коммунальные услуги по отоплению, предоставленную в многоквартирном доме, проводится каждым исполнителем коммунальной услуги по отоплению соответственно объемам тепловой энергии, поставленным в многоквартирный дом, за расчетные периоды предоставления коммунальной услуги по отоплению соответствующим исполнителем по окончании предоставления коммунальной услуги по отоплению, а также в году корректировки, и применяемым таким исполнителем тарифов на тепловую энергию в соответствующие расчетные периоды, а также с учетом положений подпунктов 59(1) и 60(1) Правил N 354.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что в период с января 2019 по сентябрь 2019 года в отношении 150 многоквартирных домов, расположенных в городе Березовский, исполнителем коммунальной услуги по отоплению выступало именно ООО "БСК"; в течение 2019 года произошла смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению, ОАО "СКЭК" на основании статьи 157.2 ЖК РФ перешло с потребителями на прямые договоры предоставления коммунальных услуг с 01.10.2019; ООО "БСК" выставляло объем тепловой энергии в период с января по сентябрь 2019 года равномерно в течение указанных месяцев; из счет-фактур, предоставленных ОАО "СКЭК", следует, что ООО "БСК" выставляло жителям оплату больше, чем фактически оплачивало ресурсоснабжающей организации; ООО "БСК" по окончании предоставления коммунальной услуги по отоплению не произведена корректировка размера платы за расчетные периоды предоставления коммунальной услуги.
Кроме того, арбитражными судами обосновано принят во внимание судебный акт Кемеровского областного суда по делу N 33-7613/2020, которым установлено, что корректировку размера платы за расчетные периоды предоставления коммунальной услуги по отоплению ООО "БСК" следовало провести по окончании предоставления услуги по отоплению, однако в нарушение пункта 42 (1) Правил N 354 общество этого не сделало.
При таких обстоятельствах суды пришли к верным выводам о наличии у инспекции правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания.
Вопреки позиции общества проверка в отношении него проведена в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ, процессуальных нарушений в действиях ГЖИ судами не выявлено.
С учетом изложенного арбитражные суды обоснованно отказали ООО "БСК" в удовлетворении требования о признании предписания ГЖИ от 13.02.2020 N 1/1/2020/ЛК/ЖКУ-284 недействительным ввиду отсутствия совокупности условий, предусмотренных частью 3 статьи 201 АПК РФ.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и мотивированно отклонены.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 20.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6242/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что в период с января 2019 по сентябрь 2019 года в отношении 150 многоквартирных домов, расположенных в городе Березовский, исполнителем коммунальной услуги по отоплению выступало именно ООО "БСК"; в течение 2019 года произошла смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению, ОАО "СКЭК" на основании статьи 157.2 ЖК РФ перешло с потребителями на прямые договоры предоставления коммунальных услуг с 01.10.2019; ООО "БСК" выставляло объем тепловой энергии в период с января по сентябрь 2019 года равномерно в течение указанных месяцев; из счет-фактур, предоставленных ОАО "СКЭК", следует, что ООО "БСК" выставляло жителям оплату больше, чем фактически оплачивало ресурсоснабжающей организации; ООО "БСК" по окончании предоставления коммунальной услуги по отоплению не произведена корректировка размера платы за расчетные периоды предоставления коммунальной услуги.
Кроме того, арбитражными судами обосновано принят во внимание судебный акт Кемеровского областного суда по делу N 33-7613/2020, которым установлено, что корректировку размера платы за расчетные периоды предоставления коммунальной услуги по отоплению ООО "БСК" следовало провести по окончании предоставления услуги по отоплению, однако в нарушение пункта 42 (1) Правил N 354 общество этого не сделало.
...
Вопреки позиции общества проверка в отношении него проведена в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ, процессуальных нарушений в действиях ГЖИ судами не выявлено."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 апреля 2021 г. N Ф04-2084/21 по делу N А27-6242/2020