г. Тюмень |
|
4 мая 2021 г. |
Дело N А75-10333/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.,
судей Севастьяновой М.А.,
Сириной В.В.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северное карьерное управление" на решение от 28.10.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 20.01.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-10333/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северное карьерное управление" (628426, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Электротехническая, д. 5, эт. 1, ИНН 8602263594, ОГРН 1158617014874) к Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, д. 2, ИНН 8601001885, ОГРН 1028600511720) о признании незаконным решения об отказе проведения аукциона, обязании провести аукцион.
В заседании приняли участие представители от общества с ограниченной ответственностью "Северное карьерное управление" - Мусина Е.С. по доверенности от 01.08.2020 (на срок до 31.12.2021) до отложения.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Северное карьерное управление" (далее - ООО "СКУ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе проведения аукциона на право пользования участком недр местного значения "Месторождение песка Белоярское 2", изложенного в уведомлении от 11.06.2020 N 12-Исх-14541, об обязании принять заявку заявителя от 25.05.2020, провести аукцион на право пользования участком недр местного значения в установленном законом порядке.
Решением от 28.10.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 20.01.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.
В обоснование кассационной жалобы приведены следующие доводы: в силу статей 111-112 Лесного кодекса Российской Федерации в действующей редакции леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях относятся к категории защитных, а не особо защитных лесов; постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28.10.2016 N 131 площадь природного парка "Нумто" сокращена, при этом квартал 109 Казымского участкового лесничества исключен из границ особо охраняемой природной территории, в связи с чем он не может относится к защитным и особо защитным частям леса, данные изменения также внесены в Положение о природном парке "Нумто", утвержденное постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28.10.2016 N 415-п; нахождение спорного участка за пределами природного парка также подтверждено письмом Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Природный парк "Нумто"; суды неправомерно отнесли указанный участок недр к категории особо защитных участков леса на основании Проекта организации и ведения лесного хозяйства Белоярского лесхоза, разработанного в 1999 году государственным предприятием "Запсиблеспроект", так как на момент вынесения 11.06.2020 Департаментом оспариваемого решения данный проект утратил силу; вывод судов о том, что согласно таблице 9 Лесохозяственного регламента Белоярского лесничества, утвержденного приказом Департамента от 18.12.2018 N 51-нп, в выделах 28, 67 квартала 109 урочища "Нумто" осуществление геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых не предусмотрено, противоречит указанному регламенту, согласно таблице 4 регламента квартал 109 (выдел 28, 67) урочища "Нумто" относится к эксплуатационным лесам, в которых допускаются все виды использования лесов; согласно таблице 9 регламента вид разрешенного использования спорного участка - осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых; имеются основания для корректировки Департаментом государственного лесного реестра; Департамент не имел полномочий по выделению особо защитных участков леса в квартале 109, решение уполномоченным органом не принималось; отказ Департамента является незаконным, что подтверждается постановлением от 17.06.2020 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А07-21261/2019; судебные акты противоречат статьям 24, 25, 68, 87, 111 Лесного кодекса Российской Федерации, постановлению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28.10.2016 N 131, Лесохозяйственному регламенту Белоярского лесничества, утвержденного приказом Департамента от 18.12.2018 N 51-нп.
В пояснениях на кассационную жалобу Департамент указал следующие обстоятельства: квартал 109 не входит в территорию природного парка "Нумто", что не исключает его особый правовой режим в связи с его отнесением к категории защитных лесов - леса, расположенные на особо охраняемой природной территории в силу лесоустройства на территории Белоярского лесхоза, которое проводилось в 1995-1996 годах в соответствии с инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 N 265; в силу действующего законодательства лицом, уполномоченным вносить изменение сведений в данные государственного лесного реестра (ГЛР), является Федеральное агентство лесного хозяйства, а не Департамент; полностью возражает против отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество 10.04.2017 обратилось с заявкой на получение права пользования участком недр местного значения "Месторождение песка Белоярское N 2" для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Учитывая отсутствие ограничений и запретов на осуществление деятельности, связанной с пользованием недрами на испрашиваемом участке недр, Департаментом принято решение о предоставлении права пользования участком недр местного значения "Проявление Белоярское N 2" для геологического изучения недр местного значения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, выдана лицензия на пользование недрами ХМН 01526 ОП.
Общество 09.01.2019 обратилось в Департамент с заявкой на проведение аукциона на право пользования участком недр местного значения "Месторождение песка Белоярское N 2" для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Департаментом 21.01.2019 отказано в проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения "Месторождение песка Белоярское N 2" в связи с тем, что данный участок расположен в квартале N 109, выделе 28,67 - особо защитные участки леса (особо охраняемые части заказников) урочища Нумто Казымского участкового лесничества Белоярское лесничество.
Общество обратилось с запросом в Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Природный Парк "Нумто", которое письмом от 27.04.2020 предоставило ответ о том, что месторасположение участка площадью 50,0 га под объект "Месторождение песка Белоярское N 2" находится за пределами территории природного парка "Нумто", согласование места размещения проектируемого объекта с учреждением не требуется.
Общество 28.05.2020 повторно обратилось в Департамент с заявкой о проведении аукциона на получение права пользования недрами с целью разведки и добычи песка по участку "Месторождение песка Белоярское 2", расположенному на территории Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Департаментом 11.06.2020 отказано в проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения "Месторождение песка Белоярское N 2" в связи с тем, что данный участок расположен в квартале N 109, выделе 28,67 - особо защитные участки леса (особо охраняемые части заказников) урочища Нумто Казымского участкового лесничества Белоярское лесничество.
Не согласившись с принятым решением, полагая, что оно противоречит фактическим обстоятельствам, требованиям закона и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением к Департаменту о признании незаконным решения об отказе проведения аукциона на право пользования участком недр местного значения "Месторождение песка Белоярское 2", об обязании принять заявку заявителя от 25.05.2020, провести аукцион на право пользования участком недр местного значения в установленном законом порядке.
Руководствуясь статьями 3, 10, 12, 21, 25, 43, 81, 82, 84, 102, 111, 119 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р, установив, что согласно действующему Регламенту Белоярского лесничества, утвержденному приказом Департамента от 18.12.2018 N 51-пп в квартале 109 (выдел 28,67) Казымского лесничества, урочища Нумто осуществление геологического изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых в спорном квартале N 109 не предусмотрены, принимая во внимание, что особо защитные участки лесов - особо охранные части заказников расположены в границах квартала 109 (выдел 28,67), кроме того, учитывая, что согласно Перечню объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р, осуществление деятельности по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в особо защитных участках лесов не предусмотрено, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что требования заявителя о признании незаконным решения об отказе проведения аукциона на право пользования участком недр местного значения "Месторождение песка Белоярское 2" не подлежат удовлетворению.
Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе, проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов; принятие решений о создании, об упразднении лесничеств; осуществление государственной инвентаризации лесов; ведение государственного лесного реестра; принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов (подпункты 9 - 12, 16).
Таким образом, в силу действующего лесного законодательства принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам, о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
В силу пункта 1 статьи 110 ЛК РФ защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса подлежат освоению в целях, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса.
Отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и исключение их из состава защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 настоящего Кодекса, в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса (пункт 2).
В силу пункта 2 статьи 111 ЛК РФ леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, являются одной из категории защитных лесов.
К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях (пункт 1 статьи 112 ЛК РФ).
Таким образом, в силу норм ЛК РФ леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, являются одной из категории защитных лесов, отнесение и исключение из состава, а также установление и изменение границ которых осуществляют органы государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений в пределах их полномочий, определенных в статья 81, 82 ЛК РФ, в данном случае Федеральное агентство лесного хозяйства.
Отказывая в проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения, Департамент сослался на то обстоятельство, что данный участок расположен в квартале N 109, выделе 28,67 - особо защитные участки леса (особо охраняемые части заказников) урочища Нумто Казымского участкового лесничества Белоярское лесничество, что подтверждается материалами лесоустройства на территории Белоярского лесхоза, проведенного в 1995-1996 годах в соответствии с Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослезхоза от 15.12.1994 N 265, в которых с целью обеспечения охраны природных и исторических объектов были выделены особо защитные участки лесов (выкопировка из Проекта организации и ведения лесного хозяйства Белоярского лесхоза), а также выписку из государственного лесного реестра от 24.08.2020 N 86/000/20/259, согласно которой в границах квартала 109 (выдел 28,67) урочища Нумто Казымского участкового лесничества Белоярского лесничества расположены особо защитные участки лесов - особо охранные части заказников.
Доводы общества, полагающего незаконным отказ в проведении аукциона на право получения лицензии в целях добычи полезных ископаемых, сводятся к тому, что согласно Приказу Департамента от 18.12.2018 N 51-нп, которым утвержден лесохозяйственный регламент Белоярского лесничества таблице 9 "Виды разрешенного использования" квартал 109 (выдел 28. 67) Казымского лесничества урочища Нумто предусмотрено осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых, при этом постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 28.10.2016 N 131 квартал N 109 исключен из границ особо охраняемой природной территории. Также, по мнению общества, органом, уполномоченным исключить спорные территории (квартал 109) из особо защитных участков леса, является Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры.
В силу статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (часть 1).
В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий (часть 2).
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1).
В соответствии с пунктом 2.1 Основных положений по выделению особо защитных участков леса (утв. Приказом Рослесхоза от 30.12.1993 N 348) особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования выделяются на основании материалов лесоустройства или специальных обследований
Нормативы и признаки выделения особо защитных участков леса на момент утверждения материалов лесоустройства Белоярского лесничества были установлены Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 N 265.
Порядок внесения соответствующих изменений в государственный лесной реестр определялся Перечнем, формами и порядком подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение (утвержден Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496) (далее - Порядок N 496).
Согласно пункту 2.1 Порядка N 496 документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются: акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (Форма 1); акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (Форма 2); акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3).
Перечень документов, являющихся основаниями для внесения документированной информации в указанные акты, установлен пунктом 2.2 Порядка N 496. К таким документам относятся, в том числе решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ, а также лесоустроительная документация.
Исходя из того, что по материалам лесоустройства на территории Белоярского лесхоза, проведенного в 1995-1996 годах с целью обеспечения охраны природных и исторических объектов, были выделены особо защитные участки лесов (выкопировка из Проекта организации и ведения лесного хозяйства Белоярского лесхоза), при этом согласно выписке из государственного лесного реестра от 24.08.2020 N 86/000/20/259 в границах квартала 109 (выдел 28,67) урочища Нумто Казымского участкового лесничества Белоярского лесничества расположены особо защитные участки лесов - особо охранные части заказников, соответственно суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о том, что в границах испрашиваемого обществом участка недр местного значения "Месторождение песка Белоярское N 2" квартала 109 (выдел 28,67) урочища Нумто Казымского участкового лесничества Белоярского лесничества расположены особо защитные участки лесов (особо охраняемые части заказников).
Таким образом, поскольку отнесение входящих в квартал 109 особо защитных участков леса (особо охраняемых частей заказников) было осуществлено на основании лесоустройства Белоярского лесхоза, из которого образовано Белоярское лесничество на основании приказа Федерального агентства Лесного хозяйства от 24.04.2008 N 132, и данные о вхождении в квартал 109 особо защитных участков лесов (особо охраняемых частей заказников) отражены в государственном лесном реестре (ГЛР), полномочия по ведению которого отнесены к компетенции Федерального агентства лесного хозяйства, соответственно исключение квартала N 109 из территории природного парка "Нумто" Постановлением губернатора ХМАО-Югры не влечет автоматического исключения из квартала N 109 защитных лесов.
Доводы общества в данной части о том, что постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 28.10.2016 N 131 квартал 109 исключен их границ особо охраняемой природной территории, в связи с чем он более не относится к категории защитных лесов, подлежат отклонению судом округа как противоречащие положениям статьей 110, 111, 112 ЛК РФ и установленным полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства по исключению особо охраняемых природных территорий из ГЛР.
Доводы общества о том, что действующим в настоящее время Лесохозяйственным регламентом Белоярского лесничества, утвержденным приказом Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры от 18.12.2018 N 51-нп, указанный квартал 109 отнесен к категории эксплуатационных лесов с видом разрешенного использования, в том числе для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, подлежат отклонению судом округа, поскольку не отменяют установленную ЛК РФ процедуру исключения из состава защитных лесов уполномоченным органом (Федеральным агентством лесного хозяйства).
Кроме того, в настоящем случае должна быть учтена не опровергнутая достоверность сведений ГЛР относительно категории испрашиваемого участка как особо охраняемой природной территории.
Ошибочные выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что в соответствии с Лесохозяйственным регламентом Белоярского лесничества от 2018 года в спорном квартале 109 не предусмотрен такой вид разрешенного использования как осуществление геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых не привили к принятию неверных по существу судебных актов.
Исходя из положений пунктов 1, 5 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Частью 4 статьи 12 ЛК РФ установлено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Частью 1 статьи 111 ЛК РФ определено, что к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
По правилам части 6 статьи 111 ЛК РФ в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Согласно части 1 статьи 119 ЛК РФ особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.
В части 4 статьи 119 ЛК РФ закреплено, что на особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3 настоящей статьи, запрещаются: 1) проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; 2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; 3) строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.
В соответствии с пунктом 11 статьи 25 ЛК РФ выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых является одним из видов использования лесов.
Частью 1 статьи 43 ЛК РФ предусмотрено, что использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута.
На основании пункта 1 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
В указанных целях допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (часть 5 статьи 21 ЛК РФ).
В защитных лесах выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5.1 статьи 21 ЛК РФ).
В силу части 7 статьи 21 ЛК РФ перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Во исполнение указанной нормы распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Согласно пункту 2 указанного Перечня разрешается возведение таких не относящихся к объектам лесной инфраструктуры строений и сооружений, как карьер, лишь на лесных участках в защитных лесах, относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в эксплуатационных лесах и в резервных лесах.
В отношении особо защитных участков лесов устройство запрещено. Названным Перечнем осуществление деятельности по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в особо защитных участках лесов не предусмотрено.
С учетом изложенного, суды обоснованно сделали вывод о том, что факт предоставления в 2017-2018 году обществу права пользования недрами на испрашиваемой территории с целью геологического изучения в целях поиска и оценки месторождений (ОПИ песок) не свидетельствует о возможности проведения аукциона на право пользования недрами в настоящее время ввиду утверждения 18.12.2018 лесохозяйственного регламента для данной территории в новой редакции, в том числе с учетом не опровергнутой достоверности сведений ГЛР относительно категории испрашиваемого участка как особо охраняемой природной территории, в связи с чем доводы кассатора в данной части подлежат отклонению судом округа.
Таким образом суды первой и апелляционной инстанции требования заявителя о признании незаконным решения об отказе в проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения "Месторождение песка Белоярское 2", изложенного в уведомлении от 11.06.2020 N 12-Исх-14541, правомерно оставили без удовлетворения.
Доводы подателя жалобы о сокращении площади природного парка "Нумто", исключении спорного участка из границ особо охраняемой природной территории, утрате силы Проекта организации и ведения лесного хозяйства Белоярского лесхоза, разработанного в 1999 году, с учетом установленного на основании данных из ГЛР обстоятельства расположения в границах испрашиваемого обществом участка недр местного значения "Месторождение песка Белоярское N 2" квартала 109 (выдел 28,67) урочища Нумто Казымского участкового лесничества Белоярского лесничества особо защитных участков леса (особо охраняемых частей заказников), подлежат отклонению судом округа как не имеющие правового значения.
Ссылки кассатора на судебную практику не принимается в силу иных фактических обстоятельств настоящего дела.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие заявителя с оценкой судами имеющихся в деле доказательств, а также иное толкование норм материального права не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в связи с отсутствием оснований для ее удовлетворения относятся на заявителя (статья 110 АПК РФ).
Учитывая изложенное, руководствуясь 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.10.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 20.01.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-10333/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Северное карьерное управление" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 27.01.2021 N 2.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Щанкина |
Судьи |
М.А. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 1 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
В указанных целях допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (часть 5 статьи 21 ЛК РФ).
В защитных лесах выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5.1 статьи 21 ЛК РФ).
В силу части 7 статьи 21 ЛК РФ перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Во исполнение указанной нормы распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 мая 2021 г. N Ф04-867/21 по делу N А75-10333/2020