г. Тюмень |
|
4 мая 2021 г. |
Дело N А45-13136/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Киричёк Ю.Н.
при ведении протокола помощником судьи Серковой Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи кассационную жалобу мэрии города Новосибирска на решение от 12.10.2020 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Пахомова Ю.А.) и постановление от 20.12.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Иващенко А.П., Логачев К.Д.) по делу N А45-13136/2020 по заявлению мэрии города Новосибирска (630099, город Новосибирск, Красный проспект, дом 34, ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630008, город Новосибирск, улица Кирова, дом 3, ОГРН 1035401913568, ИНН 5405116098) об оспаривании решения и предписания.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска (630000, город Новосибирск, Красный проспект 34, ОГРН 1075406048080, ИНН 5406418101), муниципальное казенное учреждение города Новосибирска "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуальные услуги" (630005, город Новосибирск, улица Потанинская, 42/1, ОГРН 1055406023420, ИНН 5406306126), прокуратура города Новосибирска (630005, город Новосибирск, ул. Некрасова, д. 80), прокуратура Новосибирской области (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Каменская, дом 20а, ОГРН 1035402479936, ИНН 5406010055).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Голубева Ю.Н.) в заседании приняли участие представители:
от мэрии города Новосибирска - Албогачеева Ю.Н. по доверенности от 30.12.2020;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области - Максимейко Е.В. по доверенности от 29.12.2020;
от Департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска - Литвинов М.М. по доверенности от 27.04.2021;
от прокуратуры города Новосибирска - Сидоренко А.И. по доверенности от 07.09.2020;
от прокуратуры Новосибирской области - Эртель В.А. по доверенности от 08.05.2020.
Суд установил:
мэрия города Новосибирска (далее - мэрия) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 31.03.2020 по делу N 054/01/15-1033/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение города Новосибирска "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуальные услуги" (далее - учреждение, МКУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуальные услуги"), Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска (далее - департамент промышленности).
К участию в деле привлечены прокуратура города Новосибирска, прокуратура Новосибирской области.
Решением от 12.10.2020 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 20.12.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, мэрия просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, наличие в его действиях нарушений части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) управлением не доказано; суды пришли к ошибочному выводу о том, что передача земельных участков, занятых общественными кладбищами, на праве постоянного (бессрочного) пользования хозяйствующему субъекту, в том числе специализированной службе по вопросам похоронного дела, не соответствует действующему законодательству и ограничивает конкуренцию на рынке ритуальных услуг; процедура предоставления земельных участков осуществлена в соответствии с нормами земельного законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу управление, прокуратура Новосибирской области просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Департамент промышленности в отзыве на кассационную жалобу просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
Учреждением отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении обращения, поступившего из прокуратуры города Новосибирска, антимонопольным органом выявлен факт вынесения мэрией акта (постановление от 09.06.2017 года N 2667), который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг.
Управление пришло к выводу о наличии в действиях мэрии признаков нарушения антимонопольного законодательства (части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ), и выдало ей предупреждение от 03.07.2019 N 054/01/15-1033/2019 о прекращении данных действий.
Невыполнение предупреждения в установленный в нем срок послужило основанием для возбуждения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства (приказ от 21.01.2020 N 10), вынесения решения от 31.03.2020 о признании мэрии нарушившей части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ и выдачи ей предписания от 31.03.2019 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем отмены постановления от 09.06.2017 N 2667 и принятии в свое ведение земельных участков, занимаемых Заельцовским, Гусинобродским, Клещихинским, Инским, Южным, Северным кладбищами.
Не согласившись с решением и предписанием управления, мэрия обратилась в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемых ненормативных правовых актов, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаками ограничения конкуренции являются любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункты 7 и 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).
По смыслу абзаца 2 пункта 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при рассмотрении дел, связанных с нарушением части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ на антимонопольном органе лежит бремя доказывания того, что акты, действия (бездействие) органа местного самоуправления приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В свою очередь, орган местного самоуправления вправе опровергать факт нарушения антимонопольного законодательства путем указания на конкретную норму федерального закона, разрешившую ему принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются нормами Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших (пункт 1 статьи 29 Закона N 8-ФЗ).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что постановлением мэрии города Новосибирска от 27.01.2016 N 200 создано МКУ "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуальные услуги"; целью создания учреждения является оказание муниципальных услуг, выполнение работ, исполнение муниципальных функций по обеспечению реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения и исполнение муниципального задания за счет средств бюджета города Новосибирска (пункт 2.1 устава учреждения); уставом учреждения (пункт 2.2) предусмотрено право осуществлять приносящую доходы деятельность, средства от которой поступают в бюджет города Новосибирска; постановлением мэрии от 09.06.2017 N 2667 учреждению в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земельные участки, занимаемые Заельцовским, Гусинобродским, Клещихинским, Инским, Южным, Северным кладбищами.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства управлением в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона N 135-ФЗ, пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220, подготовлен аналитический отчет состояния конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг на территории города Новосибирска, согласно которому действия мэрии, выразившиеся в предоставлении земельных участков кладбищ хозяйствующему субъекту - учреждению, привели (могли привести) к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг на территории города Новосибирска.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе обладающего статусом специализированной службы, законодательно не предусмотрена, антимонопольный орган правомерно квалифицировал действия мэрии как нарушающие запрет, установленный частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали мэрии в удовлетворении требований о признании недействительными решения от 31.03.2020 и предписания от 31.03.2020 по делу N 054/01/15-1033/2019.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.10.2020 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 20.12.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-13136/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства управлением в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона N 135-ФЗ, пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220, подготовлен аналитический отчет состояния конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг на территории города Новосибирска, согласно которому действия мэрии, выразившиеся в предоставлении земельных участков кладбищ хозяйствующему субъекту - учреждению, привели (могли привести) к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг на территории города Новосибирска.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе обладающего статусом специализированной службы, законодательно не предусмотрена, антимонопольный орган правомерно квалифицировал действия мэрии как нарушающие запрет, установленный частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 мая 2021 г. N Ф04-1521/21 по делу N А45-13136/2020
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1521/2021
30.12.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6088/20
12.10.2020 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-13136/20
31.08.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6088/20