г. Тюмень |
|
6 мая 2021 г. |
Дело N А45-18025/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Киричёк Ю.Н.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) и веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Серковой Л.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение от 22.10.2020 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Булахова Е.И.) и постановление от 13.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Хпйкина С.Н.) по делу N А45-18025/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Томская нефть" (634029, город Томск, улица Петропавловская, 4, ОГРН 1117017010945, ИНН 7017287178) к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (630091, город Новосибирск, улица Каменская, 74, ОГРН 1045402505268, ИНН 5406290571) о признании незаконным предостережения.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Чикашова О.Н.) в заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Томская нефть" - Карташева В.В. по доверенности от 11.01.2021, Шрамов Д.М. по доверенности от 20.04.2021.
Путем использования веб-конференции информационной системы "Мой арбитр" (онлайн-заседания) в заседании участвовал представитель Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Черенев А.В. по доверенности от 20.02.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Томская нефть" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным предостережения Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) от 23.04.2020 N Н-345.
Решением от 22.10.2020 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 13.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, упрваление, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт, которым оспариваемое предостережение оставить в силе.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды пришли к ошибочному выводу об отсутствии у общества обязанности осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС), расположенного в пределах лицензионного участка, определенного лицензией от 31.01.2014 N ТОМ 01859 НЭ.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, общество является держателем лицензии на пользование недрами от 31.01.2014 N ТОМ 01859 НЭ для поиска, разведки и добычи углеводородного сырья на Средневасюганском месторождении, расположенном в Каргасокском районе Томской области.
Управлением выдано обществу предостережение от 23.04.2020 N Н-345, согласно которому в целях недопущения нарушения требований части 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) при осуществлении хозяйственной деятельности на участке недр, расположенном в соответствии с лицензией на пользование от 31.01.2014 N ТОМ 01859 НЭ, предложено обеспечить постановку на учет объекта НВОС, расположенного по адресу: Томская область, Каргасокский район, Средневасюганское месторождение.
Не согласившись с вышеуказанным предостережением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций, исходили из несоответствия оспариваемого предостережения действующему законодательству.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Объектом НВОС в силу статьи 1 Закона об охране окружающей среды признается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Согласно статье 4.2 Закона об окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (пункты 1 и 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 утверждены Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее - Критерии).
Критерием отнесения объекта к объектам НВОС I категории является осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности по добыче сырой нефти и природного газа, включая переработку природного газа (подпункт "б" пункта 1 Критериев).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 572), предусматривающие включение в реестр сведений о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат; об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (подпункты "д", "е" пункта 5, пункт 17).
Объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается указанными лицами не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации таких объектов (пункты 1 и 2 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что на основании акта о консервации от 30.03.2016, акта о переконсервации от 19.02.2019, актов о консервации скважин от 28.03.2016 (письмо управления от 26.05.2016 N 4-37-13/3750 о подписании актов ), актов о продление срока консервации скважин от 01.04.2019 (письмо управления от 24.04.2019 N 3-37-13/3925 о подписании актов), хозяйственная деятельность на Средневасюганском нефтяном месторождении обществом не ведется.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что в оспариваемом предостережении управлением не указано, какой объект, эксплуатируемый обществом, обладает критериями объекта НВОС и подлежит постановке на государственный учет, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у общества обязанности обеспечить постановку на государственный учет объекта НВОС, расположенного по адресу: Томская область, Каргасокский район, Средневасюганское месторождение.
Кроме того, судами учтены положения пунктов 11, 12 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды, согласно которым снятие с государственного учета объектов НВОС осуществляется в связи с представлением юридическими лицами сведений о прекращении деятельности на объекте НВОС; документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте НВОС является акт о его консервации.
Аналогичное положение содержится в пункте 33 Правил N 572.
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии оснований для удовлетворения требования общества о признании недействительным предостережения от 23.04.2020 N Н-345 являются верными.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.10.2020 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 13.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-18025/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что на основании акта о консервации от 30.03.2016, акта о переконсервации от 19.02.2019, актов о консервации скважин от 28.03.2016 (письмо управления от 26.05.2016 N 4-37-13/3750 о подписании актов ), актов о продление срока консервации скважин от 01.04.2019 (письмо управления от 24.04.2019 N 3-37-13/3925 о подписании актов), хозяйственная деятельность на Средневасюганском нефтяном месторождении обществом не ведется.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что в оспариваемом предостережении управлением не указано, какой объект, эксплуатируемый обществом, обладает критериями объекта НВОС и подлежит постановке на государственный учет, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у общества обязанности обеспечить постановку на государственный учет объекта НВОС, расположенного по адресу: Томская область, Каргасокский район, Средневасюганское месторождение.
Кроме того, судами учтены положения пунктов 11, 12 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды, согласно которым снятие с государственного учета объектов НВОС осуществляется в связи с представлением юридическими лицами сведений о прекращении деятельности на объекте НВОС; документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте НВОС является акт о его консервации.
Аналогичное положение содержится в пункте 33 Правил N 572."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 мая 2021 г. N Ф04-1785/21 по делу N А45-18025/2020