город Тюмень |
|
14 мая 2021 г. |
Дело N А03-21898/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бедериной М.Ю.
судей Качур Ю.И.
Мелихова Н.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции при ведении протокола помощником судьи Парис Н.И. кассационную жалобу администрации Павловского района Алтайского края на определение от 20.11.2020 Арбитражного суда Алтайского края (судья Сигарев П.В.) и постановление от 25.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Иващенко А.П., Кудряшева Е.В.) по делу N А03-21898/2015 о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения "Павловские коммунальные сети" (ИНН 2261000560, ОГРН 1112261000818), принятые по заявлению конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения "Павловские коммунальные сети" Куренковой Марии Алексеевны о взыскании с администрации Павловского района Алтайского края 19 089 576 руб. в счет компенсации за изъятое имущество.
В судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" принял участие представитель конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения "Павловские коммунальные сети" Куренковой Марии Алексеевны - Фролов И.В. по доверенности от 19.08.2020.
Суд установил:
решением от 22.01.2018 Арбитражного суда Алтайского края муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения "Павловские коммунальные сети" (далее - МУП "ПКС", должник) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Меркер Олег Александрович.
Определением арбитражного от 11.09.2018 конкурсным управляющим должником утверждена Куренкова Мария Алексеевна (далее - конкурсный управляющий).
Конкурсный управляющий 06.02.2020 обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о взыскании с администрации Павловского района Алтайского края (далее - Администрация) 19 089 576 руб. в счет компенсации за изъятое имущество.
Определением суда первой инстанции от 20.11.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.01.2021, заявление конкурсного управляющего удовлетворено.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить /и принять новый судебный акт о взыскании остаточной балансовой стоимости.
В обоснование кассационной жалобы ее податель ссылается на то, что при принятии решения о взыскании компенсации суду необходимо руководствоваться принципами разумности, соразмерности и соблюдения балансовых интересов сторон, а именно, обратить внимание на остаточную балансовую стоимость всего переданного имущества, поскольку первоначальная балансовая стоимость не соответствует его реальной стоимости с учетом амортизации за годы эксплуатации, в материалы дела представлены двусторонние акты приема-передачи имущества (подписанные сторонами), составляющие систему водоснабжения и водоотведения, содержащие сведения о его остаточной балансовой стоимости в общем размере 1 994 146,10 руб. (на дату передачи муниципальному образованию), размер остаточной балансовой стоимости конкурсным управляющим не оспорен и не опровергнут.
По мнению Администрации, фактически за переданное имущество взыскано 19 089 576 руб., что не соответствует размеру остаточной балансовой стоимости 1 994 146 руб. и составляет 4,5 процента от налоговых и неналоговых доходов, поступивших в бюджет Павловского района в 2020 году.
Отзыв конкурсного управляющего, представленный в суд округа 12.05.2021, не приобщен к материалам дела по причине нарушения правила пункта 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о заблаговременном направлении участвующим в деле лицам.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ законность определения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в конкурсную массу среди прочего включено следующее имущество: объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, принадлежащие должнику на праве хозяйственного ведения.
Ссылаясь на передачу Администрации объектов водоснабжения в количестве 56 единиц, которые не подлежат реализации в конкурсной массе должника, согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании компенсации, предусмотренной Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П за указанные объекты.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление конкурсного управляющего исходил из того, что заявленная компенсация рассчитана на основании балансовой стоимости переданного имущества в сумме 19 089 576 руб.; заявленный размер балансовой стоимости определен Администрацией самостоятельно по состоянию на 01.09.2019.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Указанный Федеральный закон является специальным по отношению к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения. При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов, то есть, с одной стороны - интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), а с другой - интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр.
Указанный правовой подход изложен в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, от 16.05.2000 N 8-П, определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2020 N 308-ЭС20-5687.
Поскольку комплекс объектов водоснабжения и водоотведения должника в силу своей социальной значимости не подлежал реализации в составе конкурсной массы в силу запрета, установленного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении, тот факт, что имущество передано в муниципальную собственность после проведения торгов по его реализации, правового значения не имеет.
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии у Администрации обязанности выплатить должнику компенсацию за переданные объекты водоснабжения и водоотведения являются правильными.
Между тем судами не учтено следующее.
Заявитель просил взыскать с Администрации компенсацию за переданное имущество в размере его балансовой стоимости, то есть по первоначальной стоимости указанного актива без учета его изменений.
Суд округа считает, что при определении размера компенсации подлежат соблюдению принципы разумности, соразмерности и обеспечения баланса публичных (муниципального образования) и частных (должника и кредиторов) интересов.
Поскольку передача муниципальному образованию систем водоснабжения и водоотведения, обусловлена публичными интересами по сохранению их целевого назначения и обеспечению надлежащего содержания, использования в интересах жизнеобеспечения населения района, а также продиктовано необходимостью соблюдения принципов разумности, соразмерности и обеспечения баланса интересов должника и кредиторов, то размер компенсации за переданное имущество не может превышать его остаточной стоимости.
Судами, вышеназванные обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, не проверялись и указанным доводам Администрации мотивированная правовая оценка не дана.
То обстоятельство, что имущество, ранее находившееся на праве хозяйственного ведения у должника, передано Администрацией на общую сумму 19 089 576 руб., и оно продолжает использоваться при оказании услуг населению в сфере водоснабжения и водоотведения, не опровергает доводов подателя кассационной жалобы относительно остаточной стоимости системы водоснабжения и водоотведения.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется совершение процессуальных действий, установленных для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, настоящее дело подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела, суду первой инстанции необходимо учесть изложенное, доводы кассационной жалобы, установить обстоятельства дела, оценить в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ все представленные в дело доказательства, с учетом имеющейся арбитражной практики по спорным правоотношениям, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 20.11.2020 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 25.01.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-21898/2015 отменить, обособленный спор направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
М.Ю. Бедерина |
Судьи |
Ю.И. Качур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Указанный Федеральный закон является специальным по отношению к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения. При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов, то есть, с одной стороны - интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), а с другой - интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр.
Указанный правовой подход изложен в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, от 16.05.2000 N 8-П, определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2020 N 308-ЭС20-5687.
Поскольку комплекс объектов водоснабжения и водоотведения должника в силу своей социальной значимости не подлежал реализации в составе конкурсной массы в силу запрета, установленного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении, тот факт, что имущество передано в муниципальную собственность после проведения торгов по его реализации, правового значения не имеет."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 мая 2021 г. N Ф04-1239/21 по делу N А03-21898/2015
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4522/17
14.05.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1239/2021
25.01.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4522/17
10.01.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4522/17
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-21898/15
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-21898/15
26.03.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4522/17
11.09.2018 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-21898/15
25.07.2018 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-21898/15
22.01.2018 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-21898/15
03.07.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4522/17
14.06.2017 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4522/17
13.10.2016 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-21898/15
27.01.2016 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-21898/15