г. Тюмень |
|
13 мая 2021 г. |
Дело N А03-1545/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Киричёк Ю.Н.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Уласовской А.Н., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества Группа Компаний "Альянс" на решение от 25.09.2020 Арбитражного суда Алтайского края (судья Куличкова Л.Г.) и постановление от 22.12.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Бородулина И.И., Иванов О.А.) по делу N А03-1545/2020 по заявлению акционерного общества Группа Компаний "Альянс" (656037, город Барнаул, проспект Ленина, дом 154/1, офис 201, ИНН 2224143665, ОГРН 1102224005465) к прокуратуре Алтайского края (656056, город Барнаул, улица Партизанская, дом 71, ИНН 2225028552, ОГРН 1032202262157) об оспаривании представления.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство города Славгорода" (656037, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 154/1, офис 308, ИНН 2210010168, ОГРН 1152210000238), общество с ограниченной ответственностью "Позитив 88" (656015, Алтайский край, город Барнаул, улица Профинтерна, дом 24, помещение 11, ИНН 2209040841, ОГРН 1122209000561).
В заседании приняли участие представители:
от прокуратуры Алтайского края - Калинина Я.Ю. по доверенности от 29.04.2021;
от акционерного общества Группа Компаний "Альянс" - Абдубакова Е.В. по доверенности от 11.01.2021.
Суд установил:
акционерное общество Группа Компаний "Альянс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к прокуратуре Алтайского края (далее - прокуратура) о признании недействительным представления от 03.12.2019 N 02-19-2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство города Славгорода" (далее - ООО "Благоустройство города Славгорода"), общество с ограниченной ответственностью "Позитив 88" (далее - ООО "Позитив 88").
Решением от 25.09.2020 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 22.12.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, ООО "Благоустройство города Славгорода" не нарушало требования пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) при осуществлении деятельности по обращению с отходами, поскольку не является собственником принимаемых на полигон твердых коммунальных отходов (далее - ТКО); суды не учли, что переданные предпринимателем Крамарским А.Р. отходы производства и потребления не относятся к ТКО.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей общества и прокуратуры, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с соглашением от 16.09.2018 N 716/18-ДО об организации деятельности по обращению с ТКО в Славгородской зоне Алтайского края, заключенным между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО "Позитив-88", последнее выполняет функции регионального оператора по обращению с ТКО в названной зоне деятельности.
ООО "Благоустройство города Славгорода" осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов на основании лицензии от 16.05.2016 N 022 00269, в том числе по размещению отходов IV класса опасности на полигоне коммунального хозяйства (кадастровый номер 22:71:0011802:11) по адресу: город Славгород, юго-восточная часть.
Между ООО "Позитив-88" и ООО "Благоустройство города Славгород" заключен договор от 29.12.2018 N 4-ТКО на оказание услуг по размещению ТКО на указанном полигоне.
На основании обращений ООО "Позитив-88" от 12.09.2019, от 23.09.2019, от 30.10.2019 прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО "Благоустройство города Славгорода" законодательства в сфере обращения с отходами, в ходе которой установлены факты заключения им договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в нарушение пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ.
По результатам проверки прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами от 03.12.2019 N 02-19-2019, в соответствии с которым обществу требуется рассмотреть указанное представление с участием представителя прокуратуры; принять меры к незамедлительному устранению выявленных нарушений законодательства; рассмотреть вопрос о возможности привлечения виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности; о дате, времени и месте рассмотрения названного представления уведомить прокурора; о результатах рассмотрения представления сообщить прокурору в месячный срок со дня вынесения представления.
Не согласившись с данным представлением прокурора, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у прокурора правовых оснований для вынесения оспариваемого представления, поскольку ООО "Благоустройство города Славгорода" при осуществлении предпринимательской деятельности допущены нарушения законодательства в сфере обращения с отходами.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств спора.
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22 Закона о прокуратуре).
В силу части 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Судами установлено, что оспариваемое представление прокурора внесено обществу, осуществляющему полномочия единоличного исполнительного органа ООО "Благоустройство города Славгорода", в связи с выявлением нарушений требований Закона N 89-ФЗ при осуществлении деятельности по обращению с отходами.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (абзац двадцать первый);
оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (абзац двадцать шестой);
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (абзац двадцать седьмой).
Пунктами 1 и 7 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с названной статьей.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров (пункт 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что по условиям заключенного между ООО "Позитив-88" (региональный оператор по обращению с ТКО) и ООО "Благоустройство города Славгорода" (оператор по обращению с ТКО) договора от 29.12.2018 N 4-ТКО, последнее приняло на себя обязательства принимать для размещения ТКО от регионального оператора и лиц, действующих по его поручению; вместе с тем в 2019 году ООО "Благоустройство города Славгород" оказывало услуги по размещению ТКО на полигоне иным физическим и юридическим лицам.
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод судов о наличии у прокурора оснований для внесения обществу представления об устранении нарушений Закона N 89-ФЗ.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое представление соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы подателя кассационной жалобы об отсутствии в деятельности ООО "Благоустройство города Славгорода" нарушений пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ опровергается материалами дела, в том числе представленной им 08.10.2019 информацией по запросу прокуратуры о приеме и размещении ТКО на полигоне в отсутствии поручения регионального оператора. Ссылка общества на передачу предпринимателем Крамарским А.Р. отходов производства и потребления, не являющихся ТКО, для размещения на полигоне не исключает факт приема ТКО от иных лиц.
Иное толкование обществом действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.09.2020 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 22.12.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-1545/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что по условиям заключенного между ООО "Позитив-88" (региональный оператор по обращению с ТКО) и ООО "Благоустройство города Славгорода" (оператор по обращению с ТКО) договора от 29.12.2018 N 4-ТКО, последнее приняло на себя обязательства принимать для размещения ТКО от регионального оператора и лиц, действующих по его поручению; вместе с тем в 2019 году ООО "Благоустройство города Славгород" оказывало услуги по размещению ТКО на полигоне иным физическим и юридическим лицам.
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод судов о наличии у прокурора оснований для внесения обществу представления об устранении нарушений Закона N 89-ФЗ.
...
Доводы подателя кассационной жалобы об отсутствии в деятельности ООО "Благоустройство города Славгорода" нарушений пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ опровергается материалами дела, в том числе представленной им 08.10.2019 информацией по запросу прокуратуры о приеме и размещении ТКО на полигоне в отсутствии поручения регионального оператора. Ссылка общества на передачу предпринимателем Крамарским А.Р. отходов производства и потребления, не являющихся ТКО, для размещения на полигоне не исключает факт приема ТКО от иных лиц."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 мая 2021 г. N Ф04-1434/21 по делу N А03-1545/2020